Инвестиционная деятельность в России. Показатели и индикаторы ее инвестиционной привлекательности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. Понятие инвестиции в любом словаре трактуется как вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Это определение уточняется целым рядом других, которые указаны в таких законах, как «Об инвестиционной деятельности»

Оглавление

Введение--------------------------------------------------------------------------------------- 3
1 Инвестиционная деятельность в России------------------------------------------ 5
1.1 Инвестиционная политика в России---------------------------------------------- 7
1.2 Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности
в Российской Федерации-------------------------------------------------------------- 12
2 Инвестиционная привлекательность в России-------------------------------- 16
2.1 Понятие инвестиционной привлекательности-------------------------------- 16
2.2 Факторы инвестиционной привлекательности страны--------------------- 22
Заключение---------------------------------------------------------------------------------- 26
Список используемой литературы------------------------------------------------------ 28

Файлы: 1 файл

Инвестиции.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     До  недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается  на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

     К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

     - снижение реальных процентных  ставок до уровня, соответствующего  эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

     - проведение налоговой реформы,  предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

               - осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

     - формирование организационно-правовых  предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

     - повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

     В условиях глобализации экономики и  интернационализации инвестиций  еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

     Не  меньшее значение на современном  этапе развития российской экономики    приобрела региональная инвестиционная политика.

     Инвестиционная  политика  и страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП.  В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

     В инвестиционной деятельности государство  выступает в нескольких лицах:

     -  организатора инвестиционно-финансового рынка;

     -  участника инвестиционно-финансового  рынка;

     -  менеджера инвестиционных процессов.

     Цели  и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:

     - расширение объема  и повышение  эффективности инвестиций за  счет совершенствования их структуры;

     - приоритетное развитие производств,  имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;

     - превращение государственных инвестиций  в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики;

     - создание благоприятного инвестиционного климата в регионе как предпосылки экономического роста.

     Субъектами  инвестиционной деятельности могут  выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики  товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.

       В зависимости от субъекта  инвестиционной деятельности выделяются:

     - государственные инвестиции (средства  бюджетов, внебюджетных фондов, заемные  средства, средства государственных  предприятий);

     - инвестиции граждан;

     - инвестиции негосударственных предприятий;

     - иностранные инвестиции;

     - совместные инвестиции.

     Инвестиционную  деятельность можно определить как  совокупность практических действий по реализации всевозможных видов инвестиций.

     Инвестиционная  политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия.  Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.

     В настоящее время возникла потребность  устанавливать реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных расчетов.  Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем. 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации 

     Инвестиционный климат - это  совокупность  различных факторов, посредством  которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

       Следует уточнить и детализировать  определение «регионального инвестиционного климата», который, по нашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня.

     Чтобы обеспечить поступательное  развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионе необходим значительный инвестиционный потенциал.

     Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется  воздействием следующих основных факторов:

     1. Геополитическое положение региона  и его природно-ресурсный потенциал.  Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.

     Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.

     2. Производственный и финансовый  потенциал региона и состояние  региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой  производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

     3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.

     Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала,  возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

     4. Налоговая политика. Органы власти  и управления субъектов Российской  Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.

     5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность  межнациональных, межбюджетных  отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе  и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.

     Существуют  различные методики определения  сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.

     Можно выделить три наиболее характерных  подхода к оценке инвестиционного климата.

     Первый  из подходов – макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем  производства промышленной продукции; динамика  распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

     Второй  подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.

     Третий  подход – рисковый. Сторонники данного  подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой. 

     

Рисунок 1 - Проблемы низкой  привлекательности инвестирования в России

     2 Инвестиционная привлекательность в России

     2.1 Понятие инвестиционной привлекательности 

     Инвестиционная  деятельность неразрывно связана с  оценкой состояния и прогнозированием развития инвестиционного рынка. Под  инвестиционным  рынком понимают рынок инвестиционных товаров и  инвестиционных  услуг.  Но  понятие инвестиционного рынка  должно  рассматриваться  более  широко  –  как  рынок объектов инвестирования во всех его формах.

Информация о работе Инвестиционная деятельность в России. Показатели и индикаторы ее инвестиционной привлекательности