Инвестиционная деятельность на промышленных предприятиях: предстоящие объемы и предпосылки эффективной реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции - чрезвычайно сложный процесс, подверженный влиянию множества факторов. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. При этом особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Инвестиционная деятельность на промышленных предприятиях: предстоящие объемы и предпосылки эффективной реализации…………………4

1.1 Внутренняя и внешняя инвестиционная деятельность предприятия………...7

1.2 Необходимость преодоления технико-технологической отсталости промышленных предприятий……………………………………………………...12

1.3 Основные направления преодоления технико экономической отсталости...14
2. Инвестиционная деятельность на промышленных предприятиях Мордовии…………………………………………………………………………...22

3. Меры по улучшению инвестклимата………………………………………………………………………28

3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий: формы и методы финансового стимулирования………………...28

Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсоввваааяяя!!!!!!!.docx

— 420.66 Кб (Скачать)

Осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне невозможно без  учета потребностей регионов России, необходимости их пропорционального  развития. Кроме того, большинство регионов проводят собственную экономическую политику, ставят и достигают собственных целей экономического развития. Регулирование инвестиционной деятельности в регионах является частью экономической политики государства в целом и каждого из регионов в отдельности.

В настоящее время выделяют следующие методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне, которые представлены в таблице.

Таблица 1 - Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне

Прямые методы

Косвенные методы

1) целевые региональные  программы развития промышленности, сельского хозяйства, др. отраслей;

2) региональные бюджетные,  внебюджетные фонды;

3) прямые капитальные  государственные вложения;

4) региональные стандарты  и нормы;

5) квотирование;

6) лицензирование;

7) региональные контрольные  пакеты акций;

8) региональная и муниципальная  собственность;

9) стимулирование спроса  и регулирование цен;

10)государственное финансирование НИОКР;

11) субсидирование затрат  предприятий на      патентование изобретений за рубежом

1) налоговые ставки и  стимулирующее льготное налогообложение;

2) налоговые каникулы;

3) льготные ставки по  ссудам;

4) кредитные меры стимулирования  экспорта:

- предоставление прямых  экспортных кредитов;

- рефинансирование экспортных  кредитов;

- страхование экспортных  кредитов

- государственные гарантии  кредитов на развитие приоритетных  с точки зрения развития региона  производств;

5) инвестиционный налоговый  кредит;

6) региональные и муниципальные  займы;

7) платежи за использование  региональных и муниципальных  ресурсов;

8) платежи за загрязнение  окружающей среды;

- 9) гарантии и льготы  кредитным учреждениям региона,  предоставляющим инвестиции в  экономику региона.


 

 

Одним из инструментов прямого  государственного регулирования инвестиционной, научной, научно-технической и инновационной  деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники  являются   целевые программы.

Основными особенностями  и достоинствами этого инструмента  являются:

- направленность на решение  комплексных задач, стоящих перед  Российской Федерацией как государством  и как социально-экономической  системой;

- более длительный горизонт  планирования, сопоставимый со сроками  отдачи и окупаемости инвестиций  и позволяющий оценивать среднесрочные  и долгосрочные социально-экономические  эффекты;

- системный подход к  формированию комплекса взаимосогласованных  по ресурсам и срокам мероприятий  для достижения поставленных  целей;

- более открытый и гласный  по сравнению с другими методами  государственного финансирования  порядок формирования программ  и хода их реализации;

- высокая степень прозрачности  государственных заказов и закупок  в рамках программных мероприятий,  обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

- наличие возможности  оперативной и эффективной корректировки  программных мероприятий, обеспечивающих  гибкость проводимой политики, и  возможности быстрого реагирования  на изменение условий реализации  программы;

- возможность в рамках  программ комбинировать и объединять  усилия органов власти различных  уровней и частного сектора  экономики.

Доля регионального и  местных бюджетов в финансировании программ обычно невелика: 5-15% и почти  никогда не превышает 20-30%. Основная тяжесть финансирования программных  мероприятий приходится на долю внебюджетных источников финансирования (собственные  средства предприятий, привлеченные средства частных и иностранных инвесторов): от 2/3 до 4/5 всего объема финансовых средств, затрачиваемых на осуществление  программы [4].

ФЦП является эффективным  инструментом промышленной политики государства, основанной на разработке и реализации отраслевых стратегий и долгосрочных планов развития. Так, мероприятия Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлены на решение системных задач в технологической и наукоемкой сфере деятельности, предусмотренных основополагающими документами Правительства РФ и отраслевыми стратегиями развития.

В то же время мероприятия  Программы сформированы с таким  расчетом, чтобы исключить возможное  дублирование с другими программами  технологической направленности. Разработка велась в тесной координации с  ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса  России на 2007-2012 годы», а также «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года».

Значительного совершенствования  требует практика управления реализацией программ (организация управления, поиск и освоение новых форм привлечения, аккумуляции и использования внебюджетных средств к реализации программ, взаимодействие с властями, деятельность государственных заказчиков и т.д.).

Региональные программы  не должны сводиться только к набору инвестиционных проектов, на осуществление  которых запрашиваются средства из  бюджетов. 

Последовательное и скоординированное  применение форм финансового стимулирования инвестиционной деятельности  должно способствовать активизации и развитию инновационной деятельности, сокращению производственных издержек в отраслях экономики, изменению структуры экспорта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции.

Основные принципы, формы  и методы управления инвестиционной деятельностью, используемые новыми и существующими органами территориального управления, должны измениться. Сегодня приоритет отдается не административным, а законодательным, координационным и регулирующим, преимущественно экономическим, методам управления. Ведущую роль во внедрении прогрессивных форм и методов управления инвестиционным процессом играет формирование эффективного федерального и регионального законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность на разных иерархических уровнях. При этом в федеральном законодательстве отражаются наиболее общие принципы, регламентирующие протекание инвестиционной деятельности в масштабах всего российского государства, на различных иерархических уровнях управления, а региональное инвестиционное законодательство призвано регулировать инвестиционную деятельность территориальных органов управления и субъектов хозяйствования в рамках определенных территориальных систем, с учетом специфических особенностей их экономического функционирования и развития.

 

1. Формирование организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности должно учитывать несовпадение интересов участников инвестиционного процесса на промышленных предприятиях. В первую очередь необходимо направить имеющиеся ресурсы на развитие наиболее значимых элементов организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности для каждого участника.

Участниками инвестиционной деятельности промышленных предприятий  могут быть: собственники предприятия, акционеры (предприятия и физические лица), банки, осуществляющие кредитование проекта, лизинговые компании, передающие проектоустроителям движимое имущество в лизинг, страховые компании, а также структуры более высокого уровня (холдинговые структуры, финансово-промышленные группы, государство). При определении состава участников инвестиционной деятельности необходимо учитывать: цели инициаторов проектов, экономические интересы участников не должны быть взаимоисключающими. В противном случае, в существующем организационно-экономического механизме инвестиционной деятельности могут возникнуть непреодолимые противоречия в целях развития отдельных составных элементов.

2. Функционирование организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности существенно зависит от финансового состояния. Для оценки данной взаимосвязи предлагается использование показателя финансово-инвестиционной устойчивости, рассчитываемого на основе абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, с применением дисконтированных методов. Это позволит определить направления инвестиционной политики предприятия и направления совершенствования инвестиционной деятельности на основе развития отдельных элементов организационно-экономического механизма.

3. Инвестиционная деятельность  промышленных предприятий, как  крупных, так и средних, должна  осуществляться на основе эффективного  методического обеспечения, позволяющего  регламентировать основные аспекты  инвестиционного процесса, опираясь  на системный и процессный  подходы к формированию организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности. То есть предприятиям необходимо создать научно обоснованную систему рекомендаций, регламентирующих документов и других методических материалов, остро необходимых сегодня для эффективного управления инвестиционным процессом на предприятии; устранить хаотичность осуществления инвестиционной деятельности; обеспечить выбор правильных инвестиционных решений. Это может быть воплощено в виде разработки инвестиционных стандартов, регламентирующих основные принципы функционирования организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности промышленных предприятий.

     По мнению В. В. Путина, на данный момент возможны два сценария развития экономической ситуации. Негативный предполагает «дальнейшее обострение текущих проблем при неспособности принять кардинальные решения как на национальном, так и международном уровне». «Такой сценарий чреват дальнейшим проеданием будущего, накоплением долга, ростом протекционизма, торговыми войнами, политической нестабильностью, размыванием среднего класса во многих развитых странах».

Позитивный сценарий ему  видится в отказе от экономики  «пузырей» и возвращении к  экономике реальных сущностей, ценностей  и активов — «экономике с человеческим измерением, экономике, которая создает  рабочие места».

     Путин в своем послании напомнил аудитории поставленную им ранее задачу — создать в 10-летний период 25 млн новых рабочих мест. Достижение этой цели, по его замыслу, позволит РФ перейти от рентной экономики к экономике «созидания, творчества и развития».

     Основную роль в переменах должны сыграть частные инвесторы, убежден Путин. Государству предстоит доказать им свое стремление улучшить деловой климат внутри страны. «По оценкам большинства независимых исследований, Россия входит в пятерку стран с наибольшим потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций. Однако по реальному состоянию инвестклимата мы во второй «сотне», на 120-м месте в мире», — констатировал Путин.

     По его словам, в ближайшие годы РФ предстоит совершить мощный рывок на «100 шагов вперед» и войти в первую двадцатку стран с лучшими условиями для ведения бизнеса.

     Для этого уже «подготовлен пакет мер», заявил премьер. В частности, он пообещал, что сроки подключения к энергосетям сократятся примерно в 4 раза. Заполнение налоговой отчетности будет происходить в 3 раза быстрее, пересечение таможни грузами займет в 7 раз меньше времени. На получение разрешения на строительство объектов понадобится в 5 раз меньше времени и в 3 раза меньше бумаг, перечислил глава правительства.

     Два принципа, которыми, как обещал Путин, будет руководствоваться власть, — презумпция невиновности для бизнеса и понимание того, что не предприниматель должен что-то чиновнику, а, напротив, чиновник — предпринимателю, добавил премьер. По его словам, бизнесмены «должны формулировать требования к таможенным, налоговым, административным и другим процедурам».

     Затем Путин перечислил ряд конкретных мер, которые будут реализованы в ближайшее время для защиты инвесторов.

     В России будет создан институт уполномоченного по правам предпринимателей, который получит особый процессуальный статус. Новый омбудсмен сможет отстаивать интересы бизнесменов в суде, «рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти». У уполномоченного будет «право приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и — в качестве обеспечительных мер — обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников», отметил премьер.

     Процедура рассмотрения судебных дел, касающихся бизнеса, будет максимально ускорена, а сроки для возможного обжалования решений — продлены. По словам Путина, для предпринимателей споры в арбитраже уже сейчас проходят упрощенную процедуру административного судопроизводства, но «эти гарантии надо усилить». Глава правительства пояснил, что речь идет о необходимости дать возможность совмещать административные и имущественные дела в рамках административного судопроизводства, «эту систему нужно и можно формировать на основе арбитражных судов».

Информация о работе Инвестиционная деятельность на промышленных предприятиях: предстоящие объемы и предпосылки эффективной реализации