Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:59, контрольная работа
Цель исследования – проанализировать и определить главные особенности, проблемы и перспективы инвестиционной политики РФ в настоящий период.
Задачи исследования:
1. Изучить основы инвестиционной деятельности и инвестиционной политики;
2. Рассмотреть основные методы регулирования инвестиционной политики РФ в настоящий период;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….…3
1 Теоретические основы инвестиционной политики…….………………..…....5
Понятие инвестиций, их виды...................................................................5
Понятие и сущность инвестиционной деятельности.............................10
Понятие инвестиционной политики…..........…………..….…..……….14
2 Характеристика современной инвестиционной политики……….………....14
2.1 Инвестиционная политика РФ……………………………….……..…..14
2.2 Анализ инвестиционной политики РФ………….....…..……….............19
2.3Сравнительная характеристика иностранных инвестиций РФ и остальных стран БРИКС......................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……..........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....27
В настоящее время в проработке РФПИ находятся более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах на общую сумму инвестиций 8 млрд. долларов США. Всего за 7 месяцев с момента формирования инвестиционной команды фонд осуществил две знаковые инвестиционные сделки, и подписал соглашение о третьей, привлекая значимый капитал и демонстрируя перспективность инвестиций в Россию.
Инвестиционный омбудсмен13 - институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов был создан в 2010 году. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67 проблем (77 %) к марту 2012 г. были успешно решены.
Агентство стратегических инициатив было создано в мае 2011 года для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне.
Агентство
по страхованию экспортных кредитов
и инвестиций было создано в 2011 году
для поддержки российского
Консультативный совет по иностранным инвестициям в России был создан в 1994 г. для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по улучшению инвестиционного климата. За 17-летнюю историю в составе Совета побывало 58 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 42 иностранные компании. Сферы деятельности на 2012 год: техническое регулирование и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков России, энергоэффективность, совершенствование налогового законодательства, имидж России, развитии Дальнего Востока и Сибири.
Помимо создания институтов совершенствования инвестиционного климата за последнее время были произведены инвестиционные проекты по изменениям в законодательстве в Российской Федерации и определены направления дальнейшего совершенствования:
2.2 Анализ инвестиционной политики РФ
В первую очередь необходимо выявить недостатки в нормативно-правовой базе РФ. Кандидат экономических наук, профессор Жуков Л. М.в своей статье «Законодательно-нормативное обеспечение инвестиционной деятельности в России требует совершенствования14» анализирует основные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность. В них содержится ошибочное толкование некоторых понятий (инвестиционный проект, инвестиции, капитальные вложения), не совсем корректны предлагаемые методы оценки эффективности инвестиций (например, не определено понятие технико-экономического обоснования эффективности инвестиций, являющегося основополагающим документом для принятия решения об инвестировании). Некорректное содержание законов приводит к невыполнению регулирующих функций в инвестиционной сфере. Изменения в законодательстве РФ необходимы для улучшения инвестиционного климата в государстве. И такие попытки медленно, но верно проводятся.
Проанализируем инвестиционную политику РФ за 2006-2011 года. Для этого необходимо рассмотреть статистику инвестиционных вложений внутри страны и со стороны зарубежных стран, проанализировать рейтинги, составленные Министерством экономического развития Российской Федерации.
1. Анализ статистики.
Инвестиции внутри страны. Инвестиции в основной капитал и строительство за 2006-2011 года можно представить в виде диаграммы в соответствии с рисунком 3. Можно заметить, что за 2010-2011 года уровень инвестиций заметно повысился за счет инвестиций в строительство. Такой значительный рост произошел в результате проведения изменений в законодательстве РФ по упрощению строительных процедур. Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности.
Рисунок 3 – Инвестиции в основной капитал и строительство15
Иностранные инвестиции. На графике в соответствием с рисунком 4 распределены накопленные прямые иностранные инвестиции за 2006-2011 года. Рост инвестиционных вложений объясняется успешной политикой Минэкономразвития России. Были осуществлены изменения в законодательстве РФ: существенно снизилась стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, были приняты законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запущен механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, осуществлено увеличение объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики.
Рисунок 4 - Накопленные прямые иностранные инвестиции (млрд. долл.)16
2. Анализ рейтингов. За счёт реализации мер 2010-2011 годов, Россия поднялась на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата. Также по прогнозу рейтинга Doing Business в 2013 году Россия должна подняться на 6 позиций вверх.
В рейтинге
самых дешевых стран для
Наряду с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г.
Проведя анализ иностранных инвестиционных вложений и вложений в основной капитал и рейтингов, можно прийти к выводу, что инвестиционная политика Минэкономразвития России в 2010-2011 годах привела к хорошим результатам.
России необходим переход на инновационный путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны.
Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30% (согласно оценке инвестиций в основной капитал Минэкономразвития России).
При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех.
2.3 Сравнительная характеристика иностранных инвестиций РФ и остальных стран БРИКС
БРИКС (англ.
BRICS) – это группа из пяти быстроразвивающихся
стран: Бразилия, Россия, Индия, Кита
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран.
Основным направлением инвестирования в Бразилии является приобретение земли и недвижимости. Сегодня Бразилия занимает достойное место в списке самых перспективных стран для вложения средств. Через 30 лет данная страна сможет опередить Китай по темпам развития, что говорит о высоком потенциале Бразилии. Именно это и привлекает инвесторов. Бразилия обладает развитой инфраструктурой и удобной системой налогообложения, что направлено на привлечение новых зарубежных инвестиций.
В России среди отраслей, наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов, выделяются топливная отрасль, отрасли пищевой промышленности и рыболовства.
В Индии основным направлением иностранных инвестиций является сектор услуг, телекоммуникации, производство электронных компонентов и ПО и т.д.
Одной из популярных областей для иностранных инвестиций в Китае является добыча и обработка полезных ископаемых. Также эффективным способом вложения капитала является покупка недвижимости и земли в Китае, т. к. каждый год цены на них возрастают в среднем на 15%.
Одним из таких преимуществ
Проанализируем объемы прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС в соответствии с рисунком 5. Очевидно, что Китай занимает лидирующие позиции по сравнению с остальными странами. Затем идет Бразилия, Россия, Индия и ЮАР.
Рисунок 5 – Прямые иностранные инвестиции в странах БРИКС (млрд. долл.)18
Все эти страны столкнулись с чрезвычайно сложной и непривычной для них задачей — необходимостью открытия для мирового сообщества своих ранее обособленных экономик, гарантируя режим свободной торговли, и привлечения иностранных инвестиций в те сферы, где они способствуют росту национальной конкурентоспособности. И Китай наиболее успешно справился с этой задачей. Одним из факторов успеха является разработка и опубликование в 1997 г. каталога секторов китайской экономики, которые будут приоритетными (с соответствующим поощрением в виде различных льгот), разрешёнными, ограниченными и запрещёнными для прямых иностранных инвестиций.. Каталог постоянно обновляется и адаптируется к изменениям мирового рынка без ущерба для предыдущих инвестиций с сохранением всех льгот и гарантий, предоставленных на начальный период инвестирования. Иностранные инвестиции в Китае не только управляемы, но и являются фактором структурной перестройки местной промышленности, стимулирования конкуренции, повышения экономической эффективности производства, ускорения реформирования предприятий и интеграции Китая в мировую экономику.