Инвестиции и инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать и определить главные особенности, проблемы и перспективы инвестиционной политики РФ в настоящий период.
Задачи исследования:
1. Изучить основы инвестиционной деятельности и инвестиционной политики;
2. Рассмотреть основные методы регулирования инвестиционной политики РФ в настоящий период;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….…3
1 Теоретические основы инвестиционной политики…….………………..…....5
Понятие инвестиций, их виды...................................................................5
Понятие и сущность инвестиционной деятельности.............................10
Понятие инвестиционной политики…..........…………..….…..……….14
2 Характеристика современной инвестиционной политики……….………....14
2.1 Инвестиционная политика РФ……………………………….……..…..14
2.2 Анализ инвестиционной политики РФ………….....…..……….............19
2.3Сравнительная характеристика иностранных инвестиций РФ и остальных стран БРИКС......................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……..........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 113.78 Кб (Скачать)

В настоящее  время в проработке РФПИ находятся  более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах на общую сумму инвестиций 8 млрд. долларов США. Всего за 7 месяцев с момента формирования инвестиционной команды фонд осуществил две знаковые инвестиционные сделки, и подписал соглашение о третьей, привлекая значимый капитал и демонстрируя перспективность инвестиций в Россию.

Инвестиционный  омбудсмен13 - институт федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов был создан в 2010 году. Минэкономразвития России выполняет функции аппарата омбудсмена. За 2 года институт зарекомендовал себя достаточно успешно. Всего поступило 87 обращений, 67  проблем (77 %) к марту 2012 г. были успешно решены.

Агентство стратегических инициатив было создано  в мае 2011 года для содействия в  преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне.

Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций было создано в 2011 году для поддержки российского экспорта и в первую очередь, для отечественной высокотехнологичной продукции (машины, оборудование и транспортные средства, строительные и инженерные услуги).

Консультативный совет по иностранным инвестициям  в России был создан в 1994 г. для содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику России, а также выработки решений по улучшению инвестиционного климата. За 17-летнюю историю в составе Совета побывало 58 иностранных компаний и банков. В настоящее время в состав Совета входит 42 иностранные компании. Сферы деятельности на 2012 год: техническое регулирование и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков России, энергоэффективность, совершенствование налогового законодательства, имидж России, развитии Дальнего Востока и Сибири.

Помимо  создания институтов совершенствования  инвестиционного климата за последнее время были произведены инвестиционные проекты по изменениям в законодательстве в Российской Федерации и определены направления дальнейшего совершенствования:

  • Упрощение строительных процедур - важнейший шаг к улучшению инвестиционного климата, который позволяет сократить срок получения разрешения на строительство и затраты инвесторов на их прохождение. Несмотря на ряд принятых мер, сфера строительства все еще характеризуется высоким уровнем административных барьеров.
  • Развитие бизнес-среды в регионах. Принимаемых на федеральном уровне мер по улучшению инвестиционного климата недостаточно. Успешная реализация инвестиционного проекта, в первую очередь, зависит от эффективности действий местных администраций. Необходима заинтересованность региональных властей в привлечении инвесторов, так как в условиях конкуренции за ограниченный инвестиционный ресурс это инструмент создания новых рабочих мест, расширения доходной базы региональных и местных бюджетов, и в конечном итоге повышения качества жизни.

  • Снятие инфраструктурных ограничений. Инфраструктурные ограничения были одним из наиболее существенных негативных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране.
  • Упрощение миграционных процедур. Существовавшие миграционные правила служили одним из ключевых демотивирующих факторов в привлечении иностранных специалистов. Это приводило к дефициту компетенций в высокотехнологичных и прочих отраслях, где существовала потребность в профессионалах со специализированным опытом, при этом внутренний рынок трудовых ресурсов не мог удовлетворить спрос.

  • Совершенствование таможенного администрирования. Качество таможенного администрирования напрямую влияет на оценку условий ведения бизнеса предпринимателями.
  • Налоговое стимулирование поддержания стабильного экономического роста, а также модернизации российской экономики путем реализации стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, перевооружение существующих, повышение инновационной активности и инвестирование в человеческий капитал.
  • Развитие корпоративного законодательства.
  • Либерализация уголовного законодательства декримининализациях ряда составов экономических преступлений и снижение наказания за экономические преступления.
  • Снижение административных барьеров, т. е.  чрезмерного присутствия государства в предпринимательской среде.
  • Разработка критериев оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию инвестиционного климата.

  • Сотрудничество с международными институтами развития.

  • Обеспечение деятельности Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

 

2.2 Анализ инвестиционной политики РФ

В первую очередь  необходимо выявить недостатки в  нормативно-правовой базе РФ. Кандидат экономических наук, профессор Жуков Л. М.в своей статье «Законодательно-нормативное обеспечение инвестиционной деятельности в России требует совершенствования14» анализирует основные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность. В них содержится ошибочное толкование некоторых понятий (инвестиционный проект, инвестиции, капитальные вложения), не совсем корректны предлагаемые методы оценки эффективности инвестиций (например, не определено понятие технико-экономического обоснования эффективности инвестиций, являющегося основополагающим документом для принятия решения об инвестировании). Некорректное содержание законов приводит к невыполнению регулирующих функций в инвестиционной сфере. Изменения в законодательстве РФ необходимы для улучшения инвестиционного климата в государстве. И такие попытки медленно, но верно проводятся.

Проанализируем  инвестиционную политику РФ за 2006-2011 года. Для этого необходимо рассмотреть статистику инвестиционных вложений внутри страны и со стороны зарубежных стран, проанализировать рейтинги, составленные Министерством экономического развития Российской Федерации.

1. Анализ  статистики.

Инвестиции  внутри страны. Инвестиции в основной капитал и строительство за 2006-2011 года можно представить в виде диаграммы в соответствии с рисунком 3. Можно заметить, что за 2010-2011 года уровень инвестиций заметно повысился за счет инвестиций в строительство. Такой значительный рост произошел в результате проведения изменений в законодательстве РФ по упрощению строительных процедур. Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности.

Рисунок 3 –  Инвестиции в основной капитал и  строительство15

Иностранные инвестиции. На графике в соответствием с рисунком 4  распределены накопленные прямые иностранные инвестиции за 2006-2011 года. Рост инвестиционных вложений объясняется успешной политикой Минэкономразвития России. Были осуществлены изменения в законодательстве РФ: существенно снизилась стоимость подключения новых инвестиционных проектов к электросетям и инженерно-коммуникационной инфраструктуре, были приняты законы, направленные на совершенствование таможенного администрирования, а также либерализацию контроля за иностранными инвестициями и уголовного законодательства в экономической сфере, запущен механизм уполномоченных по инвестициям на федеральном и региональном уровнях, осуществлено увеличение объема инвестиций международных институтов развития в приоритетные для российской стороны отрасли экономики.

 

Рисунок 4 - Накопленные прямые иностранные инвестиции (млрд. долл.)16

2. Анализ  рейтингов. За счёт реализации  мер 2010-2011 годов, Россия поднялась  на 4 позиции в рейтинге Doing Business (со 124 места до 120), а также вошла в число 25 стран, по прогрессу в улучшении инвестиционного климата. Также по прогнозу рейтинга Doing Business в 2013 году Россия должна подняться на 6 позиций вверх.

В рейтинге самых дешевых стран для ведения  бизнеса Россия в 2012 г. заняла четвертое место из 19 развитых и развивающихся стран, уступая лишь Индии, Китаю и Мексике по версии KPMG17.

Наряду  с этим, Россия занимает 60 место среди 187 исследуемых стран в рейтинге страновых инвестиционных рисков присвоенных журналом Euromoney в 2012 г.

Проведя анализ иностранных инвестиционных вложений и вложений в основной капитал и рейтингов, можно прийти к выводу, что инвестиционная политика Минэкономразвития России в 2010-2011 годах привела к хорошим результатам.

России  необходим переход на инновационный  путь развития, выведение страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны.

Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако на сегодняшний день доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет 20,6%, а для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30% (согласно оценке инвестиций в основной капитал Минэкономразвития России).

При этом источником инвестиций являются не только иностранные, но и российские компании. Поэтому необходимо создавать комфортные условия ведения бизнеса для всех.

 

 

 

2.3 Сравнительная характеристика иностранных инвестиций РФ и остальных стран БРИКС

БРИКС (англ. BRICS) – это группа из пяти быстроразвивающихся стран:  Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

  • Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;
  • Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;
  • Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;
  • Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов;
  • Южно-Африканская республика — природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые  опираются экономики этих стран.

Основным направлением инвестирования в Бразилии является приобретение земли и недвижимости. Сегодня Бразилия занимает достойное место в списке самых перспективных стран для вложения средств. Через 30 лет данная страна сможет опередить Китай по темпам развития, что говорит о высоком потенциале Бразилии. Именно это и привлекает инвесторов. Бразилия обладает развитой инфраструктурой и удобной системой налогообложения, что направлено на привлечение новых зарубежных инвестиций.

В России среди отраслей, наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов, выделяются топливная отрасль, отрасли пищевой промышленности и рыболовства.

В Индии основным направлением иностранных  инвестиций является сектор услуг, телекоммуникации, производство электронных компонентов  и ПО и т.д.

Одной из популярных областей для  иностранных инвестиций в Китае  является добыча и обработка полезных ископаемых. Также эффективным способом вложения капитала является покупка  недвижимости и земли в Китае, т. к. каждый год цены на них возрастают в среднем на 15%.

Одним из таких преимуществ инвестирования в ЮАР является низкая цена на недвижимость. Вкладывание средств в основном происходит в добычу полезных ископаемых.

Проанализируем объемы прямых иностранных  инвестиций в странах БРИКС в  соответствии с рисунком 5. Очевидно, что Китай занимает лидирующие позиции по сравнению с остальными странами. Затем идет Бразилия, Россия, Индия и ЮАР.

 

Рисунок 5 – Прямые иностранные  инвестиции в странах БРИКС (млрд. долл.)18

Все эти  страны столкнулись с чрезвычайно сложной и непривычной для них задачей — необходимостью открытия для мирового сообщества своих ранее обособленных экономик, гарантируя режим свободной торговли, и привлечения иностранных инвестиций в те сферы, где они способствуют росту национальной конкурентоспособности. И Китай наиболее успешно справился с этой задачей. Одним из факторов успеха является разработка и опубликование в 1997 г. каталога секторов китайской экономики, которые будут приоритетными (с соответствующим поощрением в виде различных льгот), разрешёнными, ограниченными и запрещёнными для прямых иностранных инвестиций.. Каталог постоянно обновляется и адаптируется к изменениям мирового рынка без ущерба для предыдущих инвестиций с сохранением всех льгот и гарантий, предоставленных на начальный период инвестирования. Иностранные инвестиции в Китае не только управляемы, но и являются фактором структурной перестройки местной промышленности, стимулирования конкуренции, повышения экономической эффективности производства, ускорения реформирования предприятий и интеграции Китая в мировую экономику.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика