Функции государственного регулирования инвестиционных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 17:48, реферат

Краткое описание

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 стр.
1. Общее понятие Инвестиционной деятельности . . . . . . . 4 стр.
2. Необходимость государственного управления
инвестициями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 стр.
3. Прямое и особое государственное регулирование
инвестиционной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 стр.
4. Функции государственного регулирования инвестиционных процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 стр.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 стр.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 ст

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 31.07 Кб (Скачать)

                   Содержание:

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 стр.

1.  Общее понятие Инвестиционной деятельности . . . . .  . .  4 стр.

2.  Необходимость государственного управления

 инвестициями. . .  . . . . . . . . . . .  . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 стр.

3.  Прямое и особое государственное регулирование 

инвестиционной деятельности. . . . . . . .  . . . . . . . .  . . . . . . . . 9 стр.

4.  Функции государственного регулирования                   инвестиционных процессов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 стр.

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 стр.

Список использованной литературы. . .  . . . . . . . . . . . . . . . . 15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение  
Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.  
     Государственное регулирование инвестиционного процесса - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности[1].  
     Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

    Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства. По данным правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года, около 150 млрд. дол.

 

  1. Общее понятие Инвестиционной деятельности

Инвестиции - долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью получения прибыли. Подразделяются на реальные, финансовые и интеллектуальные.                    Понятие инвестиционной стратегии в условиях переходной экономики, как правило, относится к управлению двумя видами инвестиций: реальными и финансовыми.                                                                                                                                                                 По отношению к совокупности этих двух видов инвестиций на предприятиях применяют понятие инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные единой инвестиционной политикой называются портфельными инвестициями.

     В качестве отдачи от инвестиций принимается разность между доходами в течение срока использования инвестиционных ресурсов и затратами денежных средств в том же периоде (издержки производства, налоги и т. д.). Эта разность в итоге является либо прибылью, либо убытками.

Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому возникает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

     Здесь весьма существенен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться. Например, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной логической основе, но, тем не менее, они должны подкрепляться экономическим расчетом.

Рисковые инвестиции или "венчурный капитал" - это термин, применяемый для обозначения капиталовложений, для которых трудно оценить возможные доходы и сопутствующие расходы. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в новые сферы деятельности, связанные с большим риском. Как правило, венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств.

Реальные инвестиции.

Любая фирма в результате своего функционирования сталкивается с необходимостью вложения средств в развитие собственной инфраструктуры. Производственные предприятия вкладывают средства в модернизацию оборудования, торговые в маркетинговые исследования и увеличение оборотных средств и т. д. Иначе говоря, чтобы фирма эффективно развивалась, ей необходимо наличие четкой политики своей инвестиционной деятельности. В любой эффективно действующей фирме вопросы управления инвестиционным процессом занимают одно из самых главных мест.

И хотя причины, обусловливающие необходимость реальных инвестиций, могут быть различны, в целом их можно подразделить на три вида:

- обновление имеющейся  материально-технической базы,

- наращивание объемов  производственной деятельности,

- освоение новых видов  деятельности.

Финансовые инвестиции.

Ценные бумаги могут выпускаться в обращение в двух формах: наличной и безналичной. В первом случае собственник ценной бумаги вправе требовать от эмитента выдачи ценной бумаги в физической форме, единичными или суммарными сертификатами. Во втором случае все ценные бумаги данного выпуска помещаются на хранение в депозитарий или у реестродержателя, а права по ценным бумагам отражаются в виде записи в учетном регистре депозитария или в регистрационном журнале реестродержателя.

    Основная задача инвестиций - принести инвестору предполагаемый доход при минимальном уровне риска, который достигается путем формирования диверсифицированного инвестиционного портфеля.

 

2.    Необходимость государственного управления инвестициями. 

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.  
     Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.  
    Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.  
    Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.  
Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

    Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.  
    Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.  
    Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок.

 

      3. Прямое и особое государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

    Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды предусматриваются ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах в объемах государственных централизованных капитальных вложений.

    Государственные централизованные капитальные вложения -- это инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов за счет финансовых средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ с участием Госстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на жилищное строительство.

    Что касается жилья, то здесь ситуация довольно сложная, проблема жилья остается острой для многочисленного среднего и бедного класса населения.

    На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв. м общей жилой площади, в то время как в Европе -- 50--60 кв. м на человека. Главная трудность -- это недостаток средств на финансирование жилищного строительства. При этом следует учесть, что финансирование за счет госбюджета -- ограниченно.

Привлечение частных инвестиций тоже ограниченно -- у народа нет денег.

Кредиты коммерческих банков -- дороги.

    Таким образом, формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем:

1) выделение средств на  капитальные вложения из государственного  бюджета;

2) на практике в качестве  прямого регулирующего воздействия  на инвестирование считается  предоставление финансовой помощи  в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие  отдельных регионов, отраслей, производств;

3) государственное воздействие  на инвестирование выражается  и путем проведения кредитной  политики, политики ценообразования, амортизационной политики;

4) разработка (формирования) и реализация федеральных строительных  программ;

5) разработка и проведение  единой государственной научно-технической  политики;

6) стимулирование инвестиционной  активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации  и ее индексации, регулирования  учетной ставки банковского кредита.

    Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.

    Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

    Особое государственное регулирование градостроительной деятельности заключается в следующем.

    Согласно Градостроительному кодексу особому регулированию подлежит градостроительная деятельность в случаях, когда без введения специальных правил градостроительство невозможно или затруднено.

    Особое регулирование градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется посредством:

1) введения специальных  государственных стандартов, нормативов  и правил;

2) введения особого порядка  разработки, согласования и утверждения  градостроительной документации;

3) выдачи специальных  разрешений на строительство. Например, разрешения на строительство  объектов недвижимости, составляющих  государственную тайну, выдаются  на основании лицензий на проведение  работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

Информация о работе Функции государственного регулирования инвестиционных процессов