Факторы инвестиционной привлекательности страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:38, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая любую страну с рыночной экономикой можно увидеть
большое количество различных аспектов ее жизни, а также множество
показателей, по которым складывается впечатление о ее благосостоянии,
уровне развития и жизни. Одним из важнейших критериев является
инвестиционная привлекательность. Она описывается несколькими важными
факторами, от которых напрямую зависит приток капитала в страну,

Оглавление

Введение 3
1. Понятие инвестиционной привлекательности 4
2. Факторы инвестиционной привлекательности страны 9
2.1 Фактор риска 9
2.2 Уровень экономического роста 11
2.3 Политическая стабильность 12
2.4 Размеры рынка 12
2.5 Зависимость от иностранной помощи 12
2.6 Размеры внешнего долга 13
2.7 Конвертируемость валюты 13
2.8 Сила валюты 13
2.9 Уровень внутренних накоплений 13
2.9 Уровень развития инфраструктуры. 13
3. Инвестиционный климат России 15
3.1 Иностранные инвестиции в Россию 17
3.2 Цели иностранных инвестиций 19
3.2.1 Статистические данные по инвестициям в РФ 20
3.3 Проблемы на пути иностранного капитала 27
Заключение 30
Список использованной литературы: 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

недогруженный  производственный  аппарат,  наличие  дешевой   и   достаточно

квалифицированной рабочей силы,  высокий  научно  технический  потенциал.  В

рыночной  экономике  совокупность   политических,   социально-экономических,

финансовых, организационно правовых и географических факторов, присущих  той

или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов,  принято  называть

ее инвестиционным климатом.

       Ранжирование стран мирового сообщества  по  индексу  инвестиционного

климата  или  обратному  ему  показателю  индекса  риска  служит  обобщающим

показателем  инвестиционной  привлекательности  страны  и  «барометром»  для

иностранных  инвесторов.  Зависимость  потока  иностранных   инвестиций   от

индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих  носит  почти

линейный характер. Например, в 1993 г. общая сумма накопленных инвестиций  в

мире достигала 1,9 трлн. долл.,  в  том  числе  США  принадлежит  489  млрд.

долл., Японии 248 млрд. долл., Великобритании 243 млрд. долл. На  долю  этих

трех  стран  приходится  980  млрд.  долл.,  или  около  50%   общей   суммы

иностранных   инвестиций.   При   этом   наблюдается   тенденция   взаимного

инвестирования наиболее развитых стран, что  объясняется  высоким  рейтингом

их инвестиционного  климата.  Поток  иностранных  инвестиций  зависит  и  от

отдельных факторов, определяющих  инвестиционный  климат  в  стране.  Сейчас

правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в  России  являются

наихудшими по сравнению с другими государствами на территории бывшего  СССР.

В итоге Россия в конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать  не

только балтийским государствам, но и Казахстану.

       В сентябре 1993  г.  эксперты  Эуромаки  поставили  Россию  в  своем

ранжированном перечне на 137 место из 170 стран, Латвию на  132-е  Литву  на

130-е,   Казахстан   на   129-е,   а   Эстонию.   Как   показывает    анализ

законодательства  стран  республик  бывшего  СССР,   при   сходстве   многих

формулировок в ряде республик независимо от  декларирующих  общих  положений

принят  режим  большего  благоприятствования   иностранным   инвесторам   по

сравнению национальными. Это выражается в полном или частичном  освобождении

от уплаты  налога  на  прибыль  в  первый  период  эксплуатации  предприятия

(Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения  его

в  последующий  период  (Казахстан,  Киргизия,  Литва,  Украина,   Эстония),

таможенных льготах  для  таких  предприятий:  тарифных  (Украина,  Молдавия,

Россия, Туркмения, Эстония) и  нетарифных  (Молдавия).  Все  названные  меры

призваны  компенсировать  неблагоприятный  инвестиционный  климат   в   этих

республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов  от  избыточного

риска.

       Сейчас  правительство  готовит  поправки  к  Закону  об  иностранных

инвестициях. Предполагаются: налоговые каникулы», освободить  предприятия  с

иностранными  инвестициями  от  уплаты  налогов  и   импортных   пошлин   на

необходимые производственные компоненты и, что самое важное для  иностранных

инвесторов, предоставить им право собственности на землю при создании  новых

предприятий.  В  России  до  сих  пор  отсутствует   своя   система   оценки

инвестиционного климата  и  ее  отдельных  регионов.  Иностранные  инвесторы

ориентируются  на  оценки  многочисленных  фирм,   регулярно   отслеживающих

инвестиционный климат во многих странах  мира,  в  том  числе  и  в  России.

Однако  оценки  инвестиционного  климата  в  России,  даваемые   зарубежными

экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской  Федерации

и без участия российских  экспертов,  представляются  мало  достоверными.  В

связи с этим встает задача формирования  на  основе  ведущихся  в  Институте

экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга  инвестиционного

климата в России, крупных экономических районов и субъектов  Федерации.  Это

обеспечит  приток  и  оптимальное  использование   иностранных   инвестиций,

послужит ориентиром российским банкам в собственной  кредитной политике.

 

 

       3.1 Иностранные инвестиции в Россию

 

 

           В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться  путем:

           - создания предприятий с долевым участием иностранного  капитала

(совместных предприятий);

           -  создания  предприятий,  полностью  принадлежащих  иностранным

инвесторам, их филиалов и представительств;

           -  приобретения   иностранным   инвестором    в    собственность

предприятий, имущественных комплексов,  зданий, сооружений, долей участий  в

предприятиях,  акций,  облигаций и других  ценных бумаг;

           - приобретение прав  пользования  землей  и   иными   природными

ресурсами, а также иных имущественных прав и т.д.;

           - предоставления займов,  кредитов,  имущества  и  имущественных

прав и т.п.

           Проблема  состоит   в   стимулировании   эффективного    притока

иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса:

 

во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в  какие

отрасли  и  в  каких   формах  следует  в  первую  очередь  его  привлекать.

Иностранный  капитал   может   привлекаться   в   форме  частных  зарубежных

инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов  и  займов.  Под

прямыми инвестициями принято понимать  капитальные   вложения   в   реальные

активы (производство) в других странах,   в  управлении  которыми  участвует

инвестор.   Инвестиции  могут   считаться    прямыми,    если    иностранный

инвестор владеет не менее чем 25%  акций  предприятия,  или  их  контрольным

пакетом,  величина  которого  может  варьироваться  в   достаточно   широких

пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

            Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее,  чем  простое

финансирование  капиталовложений в экономику,  хотя само по себе это  крайне

необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции  представляют  также  способ

повышения производительности и технического уровня  российских  предприятий.

Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой  новые

технологии,  новые  способы  организации  производства  и  прямой  выход  на

мировой рынок.

            Портфельными инвестициями принято называть  капиталовложения  в

акции зарубежных предприятий,  которые не дают права контроля  над  ними,  в

облигации и другие ценные бумаги иностранного  государства  и  международных

валютно-финансовых организаций.

           Существуют и реальные инвестиции.  Это - капитальные вложения  в

землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и  т.д.  Реальные

инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

            Два   вида   инвестиций   (прямые   и   портфельные)    движимы

аналогичными, но  не одинаковыми мотивами.  В обоих случаях инвестор  желает

получить прибыль за счет владения акциями доходной  компании.  Однако,   при

осуществлении  портфельных  инвестиций  инвестор  заинтересован  не  в  том,

чтобы руководить  компанией,   а   в  том,  чтобы  получать  доход  за  счет

будущих  дивидендов.   Предпринимая  прямые  капиталовложения,   иностранный

инвестор (как правило, крупная   компания)   стремится  взять  в  свои  руки

руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия –  самое

подходящее место для выпуска его продукции,  которая  будет  реализовываться

либо на российском потребительском  рынке  (пример  ресторанов  Макдоналдс),

либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями  в

российскую   авиационно-космическую   промышленность).   России   необходимо

прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций,   ибо  каждая  из

них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

           Иностранный капитал  может иметь доступ во все  сферы  экономики

(за исключением находящихся в  государственной  монополии) без  ущерба   для

национальных  интересов.   Отраслевые  ограничения  должны  распространяться

только на прямые  иностранные  инвестиции. Их приток  следует  ограничить  в

отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией  национальных  природных

ресурсов (например, добывающие отрасли,  вырубка  леса,  промысел  рыбы),  в

производственную инфраструктуру (энергосети,  дороги, трубопроводы и  т.п.),

телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены  в

законодательствах многих развитых стран, в частности  США.  В  перечисленных

отраслях  целесообразно  использовать  альтернативные   прямым   инвестициям

формы    привлечения  иностранного  капитала.  Это  могут  быть   зарубежные

кредиты  и   займы.   Несмотря   на   то,    что   они   увеличивают   бремя

государственного долга, привлечение их было бы оправданным:

 

       1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;

 

       2.  Имеется   в   виду   быстрая  окупаемость   капиталовложений   в

названные сферы.

 

 

            Однако  для  этого  необходимо  создать   эффективную   систему

управления  использованием  зарубежных  иностранных  кредитов.    Зарубежный

капитал в форме предприятий со

 

100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в  производство

и   переработку  с/х  продукции,  производство   строительных    материалов,

строительство (в  том  числе  жилищное),   для  выпуска  товаров   народного

потребления,   в  развитие  деловой  инфраструктуры   стимулировать   приток

портфельных   инвестиций   следует   во    все    отрасли   экономики.   Они

обеспечивают приток  финансовых  ресурсов  без  потери  контроля  российской

стороны над  объектом  инвестирования.

       Это   преимущество   важно   использовать   в   отраслях,    имеющих

стратегическое значение  для  страны,  и  в  первую  очередь   связанных   с

добычей  ресурсов.  Однако  сегодня  привлечению   портфельных   иностранных

инвестиций уделяется мало внимания,  и их в России практически нет.

 

 

       3.2 Цели иностранных инвестиций

 

 

       Производя инвестиции в России, иностранные компании и банки могут

преследовать следующие цели «3»:

       1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по

выпуску продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России

значительно выше мировых.

       2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже

мировой: сравнительно дешевая

 

(но квалифицированная) рабочая сила, низкая цена некоторых видов сырья.

       3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных

ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России

дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах

затруднен.

       4) Встраивание российских предприятий в технологические цепочки

иностранных ФПГ, что обычно достигается покупкой российских поставщиков

сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.

       5) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно

экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли

после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение

маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

       6) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-

сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение

своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа

подталкивают и высокие таможенные сборы.

       7) Использование морально устаревшего или экологически вредного

оборудования,  которое невозможно эффективно использовать в развитых

странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой

хорошо отработана.

       8) Инвестирование средств российского происхождения под видом

иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от

действий властей.

       Ряд иностранных компаний, поняв, что многие ниши на российском рынке

не заполнены, и убедившись в высоком спросе на свою продукцию, начали

инвестировать средства в производство этой продукции в России. Главным

образом эти инвестиции направлялись в пищевую промышленность, производство

товаров широкого потребления, в частности в создание сборочных производств

по выпуску бытовой техники.

 

 

       3.2.1 Статистические данные по инвестициям в РФ

 

 

На конец 2002  г.  накопленный  иностранный  капитал  в  экономике  России

составил $42,9 млрд.,  что  на  20,5%  больше  по  сравнению  с  2001  г.  В

частности, с 2000 г. по 2003 г. в российскую экономику поступило  $45  млрд.

иностранных инвестиций  без  учета  оттока  капитала  из  страны.  Структура

накоплений и список основных инвесторов в 2002 г. по  сравнению  с  2001  г.

практически не претерпели изменений. Наибольший удельный вес  в  накопленном

иностранном  капитале  в  2002   г.   приходился   на   прочие   инвестиции,

осуществляемые  на  возвратной  основе  (кредиты  международных   финансовых

организаций, торговые кредиты и пр.) – 49,2% (на конец  2001  г.  –  45,5%),

доля прямых инвестиций составила 47,4% (51%),  портфельных  –  3,4%  (3,5%).

Основными  странами-инвесторами,  постоянно   осуществляющими   значительные

Информация о работе Факторы инвестиционной привлекательности страны