Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:27, дипломная работа
В результате глубоких институциональных реформ Россия, встав в начале 1990-х на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа, добилась к настоящему времени поразительных результатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этого времени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Такая система, как известно, состоит из бюджетного финансирования, системы банковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов. При этом, системе прямого инвестирования следует уделить наибольшее внимание, так как первые две составляющие ограничены
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель -- осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; Правительство -- выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ;
Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. В течение последнего года функции ФКЦБ значительно расширились: ей доверено исключительное право государственной регистрации выпусков ценных бумаг, исключительное положение организации, имеющей право лицензирования участников фондового рынка. В период октябрьско - ноябрьского фондового кризиса, захлестнувшего и российский рынок ценных бумаг ФКЦБ принимала участие совместно с Центральным банком в программе по выводу из кризиса. В частности, Комиссия установила единый для всех торговых площадок порядок расчета фондовых индексов и ввела жесткий регламент торгов в зависимости от его изменения.
Министерство финансов РФ -- министерство в составе Правительства -- до последнего времени регистрировало выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
Центральный банк РФ -- федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует дятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Основным органом, контролирующем деятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг согласно законодательству РФ является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ обладает исключительным правом лицензирования деятельности организаторов торговли, определяет статус и основные принципы деятельности биржевых и внебиржевых систем, издаёт законы, регулирующие и контролирующие их поведение на рынке. Основополагающими здесь являются Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, принятые 19 декабря 1996г. Ключевыми принципами в данных положениях являются:
Глава II. Биржевой рынок ценных бумаг в России.
2.1. Торговля государственными ценными бумагами на
Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является крупнейшим заемщиком на российском рынке ценных бумаг. Вместе с тем, несмотря на быстрый рост государственных заимствований в 1993-1996 годах, размер публичных заимствований на рынке ценных бумаг в процентном отношении к валовому внутреннему продукту еще далек от размера соответствующих заимствований на развитых рынках. Государство планирует продолжать активное использование рынка ценных бумаг для финансирования расходов федерального бюджета в части осуществления конкретных проектов и целевых долгосрочных программ.
Основные задачи государства по определению объемов и сроков заимствований на рынке ценных бумаг включают в себя:
В целях поддержания надежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов Российская Федерация как заемщик:
Государственный долг, выраженный в государственных облигациях, требует как и любая другая ценная бумага некой инфраструктуры, которая позволяла бы заинтересованным сторонам - в данном случае государству и инвесторам - заключать сделки. В апреле- мае 1992 г. Центральный банк РФ при содействии "Российско-американского банковского форума" приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. После разработки с июня по декабрь 1992г. ЦБ РФ нормативный основы проекта организации обращения ГКО, к которому подключается также Минфин РФ был проведен конкурсный отбор среди московских бирж (ММВБ, ММФБ, МЦФБ, РМВФБ) на право создания торгово-депозитарной и расчетной части проекта выпуска ГКО. Его выиграла ММВБ, которая приступила к подготовке организационно-технической базы рынка. 25
В мае 1993 г. утверждена законодательно-нормативная база рынка ГКО, разработанная Центральным банком РФ и Минфином РФ. Правительство РФ приняло постановление N. 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", в котором одобряются основные условия выпуска ГКО. Верховный совет РФ принял постановление N. 4526-1 от 19.02.93 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", в котором разрешил правительству РФ в 1993 году осуществить размещение займа на сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска ГКО. ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ утвердил "Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (приказ ЦБ РФ N.02-78 от 6.05.93). ММВБ подписала Договор с ЦБ РФ на выполнение функций депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (17.05.93).
Тогда же в мае 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион (18 мая) по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком обращения 3 месяца (объем выпуска -- 1,0 млрд. руб.). На базе торгово-депозитарной системы биржи начались регулярные вторичные торги, в которых приняли участие 24 банка и финансовые компании, получившие от ЦБ РФ статус официального дилера на рынке ГКО.
Таким образом, Московская Межбанковская Валютная биржа, которой посвящена данная глава дипломной работы, являясь уникальной торговой системой для размещения и обслуживания облигаций внутреннего государственного долга и обслуживая крупнейший сегмент российского рынка ценных бумаг (объем составляет 384,88 трлн. руб.) представляет из себя крупнейшую инфраструктурную организацию российского рынка ценных бумаг.
Всего в секторе государственных ценных бумаг работают более трёхсот дилеров ЦБ РФ: 303 банка и финансовых компаний ведут торги с 1200 удаленных рабочих мест
В торгово-депозитарном комплексе ММВБ на 1 января 1998 г. было открыто около 43,5 тыс. счетов отечественных и иностранных инвесторов. Кроме торгов по ГКО, в секторе государственных ценных бумаг торгуются Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) и облигации РАО «Всероссийские высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ»).26
В период становления рынка ГКО после того как Минфин РФ продемонстрировал способность точно выполнять обязательства по погашению облигаций, на рынке ГКО начался настоящий бум. В октябре Минфин РФ открыл доступ к рынку для физических лиц. Рост доверия к облигациям позволил в декабре провести размещение первого выпуска ГКО со сроком обращения 6 месяцев. В общей сложности в 1993 году состоялось девять аукционов по первичному размещению ГКО, на которых было продано 2,3 млн. облигаций на сумму 0,177 трлн. руб. Курс Минфина РФ и ЦБ РФ на поддержание высокой привлекательности рынка за счет высокой надежности, доходности и ликвидности облигаций, а также снижение инфляции и падение процентных ставок привели к быстрому расширению рынка ГКО. В феврале ЦБ РФ официально объявил о допуске нерезидентов на рынок ГКО и возможности для них приобретать ГКО на сумму до 10% номинального объема выпуска. Внедрив новый программно-технический комплекс, ММВБ успешно провела в марте торги по ГКО на базе электронной торгово-депозитарной системы нового поколения. Это ознаменовало начало качественно нового этапа развития инфраструктуры рынка ГКО, в рамках которого началась реализация проектов по подключению к бирже удаленных терминалов и региональных торговых площадок на биржах-членах АРВБ, а также внедрению новых финансовых инструментов на основе ГКО (фьючерсы и опционы на ГКО, "репо", ломбардные кредиты и др.). Количество официальных дилеров на рынке ГКО возросло до 56. В июне ММВБ приступила к проведению торговых сессий по ГКО в ежедневном режиме. Рынок сохранил устойчивость даже при резкой дестабилизации ситуации на других секторах финансового рынка ("черный вторник" в октябре 1994 г.). Развивая организационно-техническую инфраструктуру рынка ГКО, ММВБ начала подключать удаленные терминалы в офисах банков-дилеров, а также тестировать подключение первой региональной торговой площадки по ГКО в Новосибирске (СМВБ) к центральной торгово-депозитарной системе. По итогам 1994 года общий объем рынка достиг 10,6 трлн. руб., чистый доход бюджета от ГКО составил 5, 7 трлн. руб., т.е. около 10% бюджетного дефицита.