Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:06, контрольная работа
Субъекты банковского права - это лица, которые предусмотрены банковским правом как возможные участники банковских правоотношений. Субъектами банковских правоотношений, как правило, являются Банк России и кредитная организация. На стадиях регистрации и лицензирования, реорганизации и ликвидации кредитной организации в качестве субъектов банковского права могут выступать Банк России и учредители (участники) кредитной организации, ее кредиторы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Банк России и кредитные организации – типичные субъекты банковского права……………………………………………………………………..……….4
2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права……………………………………………………………………………….5
3. Значение различий в правовом статусе субъектов…………………………8
4. Гарантии защиты вкладчиков и других банковских клиентов…………..10
5. Организационные гарантии…………………………………………………15
6. Финансовые гарантии……………………………………………………….16
7. Информационные гарантии ………………………………………………..19
8. Заключение………………………………………………………………….. 35
9. Список использованной литературы………………………………………36
Даже
если вкладчики и кредиторы
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. "О кредитных историях" (далее - Федеральный закон) тоже предусматривает, на наш взгляд, растянутые сроки циркуляции информации между бюро кредитных историй и другими участниками правоотношений, возникающих в связи с деятельностью кредитных бюро. Там, в пункте 3 ст. 5 сказано, что "Кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, в порядке, предусмотренном настоящей статьей, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. А дальше, в пункте 5 ст. 5 говорится: "Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее 10 дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события). Информация представляется в бюро кредитных историй в форме электронного документа". Неясно, почему для направления сообщения установлен такой длительный срок. Тем более что информация представляется в форме электронного документа. Тот же вопрос возникает и в отношении случаев ликвидации или реорганизации бюро кредитных историй. В пункте 1 ст. 12 "Передача информации из ликвидируемого (реорганизуемого, исключенного из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй" Федерального закона говорится:
"В
случае реорганизации бюро
Федеральный
закон предусматривает
"1.
Субъект кредитной истории
2.
Субъект кредитной истории
3.
Субъект кредитной истории
4.
Бюро кредитных историй в
5.
Бюро кредитных историй
6.
Бюро кредитных историй не
обязано проводить в
7.
Субъект кредитной истории
Мне
думается, что право субъекта кредитной
истории "один раз в год бесплатно
и любое количество раз за плату
без указания причин получить кредитный
отчет по своей кредитной истории,
в том числе с накопленной
в соответствии с настоящим Федеральным
законом информацией об источниках
формирования кредитной истории
и о пользователях кредитной
истории, которым выдавались кредитные
отчеты", недостаточно. В отношении
пользователей следовало бы не ограничивать
возможности бесплатного
Итак, о главных трудностях сказано. Но в этой сфере взаимоотношений возникает множество других трудностей.
Во-первых,
существует проблема конкуренции, коммерческой
и банковской тайны. В этом плане
многое зависит от банковского законодательства
и практики его применения. К сожалению,
эта практика страдает недостатками.
Объективно существующие проблемы с
банковской тайной порой приобретают
как бы обратное значение - банковская
и коммерческая тайна используется
как прикрытие для
Во-вторых, существует проблема достоверности финансовой и банковской информации.
Экономика по своим причинно-следственным характеристикам может быть рациональной, иррациональной и смешанной. Чаще всего в ней доминируют иррациональные моменты, особенно в период кризисов. Поэтому всегда есть риск недостоверной информации о банках. Естественно, что этот риск больше там, где больше коррупция, криминальность и т.п.
В-третьих, существует проблема асимметричной информации. Как раз именно вкладчик обладает наименьшими возможностями самостоятельно собрать и проанализировать банковскую информацию. В условиях, когда банковская система не отлажена, всегда повышается риск информационного заблуждения.
В России, учитывая специфику экономики, роль информационной поддержки вкладчиков приобретает повышенное значение.
Это хорошо видно на примере со страхованием депозитов. В пункте 3 ст. 840 "Обеспечение возврата вклада" ГК РФ предусматривается, что:
"При
заключении договора
Соответствующие
обязанности банка
Однако обратим внимание на то, что в пункте 1 статьи 7 "Порядок обращения вкладчиков за выплатами Банка России", данного Федерального закона сказано: "Банк России в течение 30 дней со дня получения от конкурсного управляющего всех документов и сведений, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, опубликовывает в "Вестнике Банка России" объявление о принятии решения о выплатах Банка России, дате начала и окончания этих выплат, порядке обращения вкладчиков с заявлениями об осуществлении указанных выплат, а также о порядке их осуществления. Банк России одновременно с опубликованием объявления о выплатах Банка России направляет уведомление о принятом решении конкурсному управляющему. Со дня опубликования указанного объявления и до дня окончания выплат Банка России конкурсному управляющему запрещается осуществление расчетов с кредиторами первой очереди без письменного согласия Банка России. Банк России вправе отказать в согласовании дальнейших расчетов с кредиторами первой очереди в случае, если осуществление расчетов с кредиторами первой очереди приведет к нарушению прав Банка России как кредитора первой очереди в размере фактически произведенных выплат Банка России.
2.
В случае пропуска вкладчиком
срока для обращения с
1)
если обращению вкладчика с
заявлением об осуществлении
выплаты Банка России
2)
если вкладчик проходил (проходит)
военную службу по призыву
или находился (находится) в
составе Вооруженных Сил
3)
если причина пропуска
Допустим, вкладчик не читал Вестник Банка России, который распространяется ограниченно, только по подписке, и о нем знают только профессионалы. Это не будет считаться уважительной причиной пропуска срока. Примерно такой же вывод можно сделать, читая и другой закон - Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". И этот Федеральный закон в отношении сроков отсылает вкладчика к Вестнику Банка России. В его пункте 1 ст. 10 говорится: "Вкладчик (его представитель) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов - до дня окончания действия моратория". А откуда вкладчик сможет узнать о том, что Банк России ввел мораторий? Из Вестника Банка России. Та же проблема с доступностью информации. Где-нибудь в глубине России есть вкладчики и банки, но нет Вестника Банка России. Понятно, что не всякий житель села сможет его прочитать.
Банковское право предусматривает перечень информации, которая должна быть доступна для вкладчиков и всех иных лиц, пользующихся услугами кредитных организаций. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" говорится, что банки обязаны предоставлять информацию, необходимую вкладчику для правильного выбора. В частности в нем есть статья 8 "Предоставление информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга", в которой говорится: