Анализ инвестиционной привлекательности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия на основе определенных показателей.
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;

Оглавление

Введение
Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия
2. Экономическая характеристика предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ деловой активности
3. Анализ инвестиционной привлекательности на предприятии (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
4. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

     Предприятия с низкой инвестиционной привлекательностью можно считать непривлекательными, поскольку вложенный капитал  не прирастает, а лишь выступает  в качестве временного источника поддержания жизнеспособности, не определяя экономического роста предприятия. Для таких предприятий повышение инвестиционной привлекательности возможно лишь за счет качественных изменений в системе управления и производства, в частности в переориентации производственного процесса на удовлетворение потребностей рынка, что позволит повысить имидж предприятий на рынке и сформировать новые, либо развить имеющиеся конкурентные преимущества.

     Потенциального  инвестора, партнер и непосредственно  руководство предприятия интересует не только динамики изменения инвестиционной привлекательности предприятия за прошедший период времени, но и тенденции изменения ее в будущем. Знать тенденцию изменения данного показателя – значит, с одной стороны, быть готовым к затруднениям и принять меры для стабилизации производства, или, с другой стороны, использовать момент роста показателя инвестиционной привлекательности для привлечения новых инвесторов, своевременного ввода новейших и усовершенствования устаревших технологий, расширения производства и рынка сбыта, улучшения эффектности работы предприятии в слабых метах и так далее.

     Таким образом, во многих методиках оценки инвестиционной привлекательности  предприятия одним из основных факторов оценки и прогнозирования будущего состояния анализируемой организации выступает оценка ее системы управления, но ни одна из низ них в полной мере не покрывает возможное поле факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, определенное на основании теоретической модели фирмы, выбранной для целей настоящего исследования. 

    1. Алгоритм  осуществления мониторинга  инвестиционной привлекательности  предприятия
 

     Построение  системы мониторинга контролируемых показателей охватывает следующие  основные этапы [8, с. 298]:

  1. Построение системы информативных отчетных показателей основывается на данных финансового и управленческого учета.
  2. Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей.
  3. Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации.
  4. Определение контрольных периодов по каждому виду, каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода группам показателей определяется «срочностью реагирования», необходимой для эффективного управления инвестиционной привлекательностью предприятия.
  5. Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:

     - положительное отклонение;

     - отрицательное «допустимое» отклонение;

     - отрицательное «недопустимое» отклонение.

     6. Выявление основных причин отклонений  фактических результатов контролируемых  показателей от установленных  стандартов проводится по предприятию  в целом и по отдельным «центрам ответственности».

     Внедрение на предприятии системы мониторинга  позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в части формирования инвестиционной привлекательности.

     Основой формирования системы мониторинга является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить появление и сложность проблемы. В содержательном плане система показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих зависимость управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.

     Всю систему показателей мониторинга  инвестиционной привлекательности  целесообразно разбить на следующие  группы [8, с. 314]:

  1. Показатели внешней среды. Для внешней среды предприятий, функционирующих в условиях рынка характерен ряд отличительных признаков: во-первых, все факторы учитываются одновременно; во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер управления; в-третьих, агрессивная политика цен; в-четвертых, динамизм развития рынка, когда позиции конкурентов и расстановка сил изменяются с нарастающей скоростью.
  2. Показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественном уровне. Социальная эффективность выделяется из всей группы социально-экономических показателей как та ее сторона, которая отражает воздействие мер экономического характера на наиболее полное удовлетворение потребностей общества.
  3. Показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала; показатели, характеризующие уровень организации труда; социально-психологические характеристики.
  4. Показатели, характеризующие эффективность развития инвестиционных процессов на предприятии. В рамках оценки инвестиционной привлекательности предприятий наибольший интерес представляет группа показателей, непосредственно отражающих эффективность управления инвестиционными процессами.

     Учитывая  вышеизложенное, при формировании системы  мониторинга инвестиционной привлекательности  следует, во-первых, учитывать факторы формирования инвестиционной стоимости, во-вторых, потенциальные возможности предприятия в формировании его инвестиционных ресурсов, кадровый, производственный, технический потенциал предприятия, возможности привлечения внешних ресурсов, в-третьих, эффективность развития инвестиционных процессов, определяющая экономический рост предприятия.

     Предлагаемый  алгоритм построен на отслеживании изменений  рыночной стоимости. В условиях информатизации и автоматизации процессов функционирования предприятия реализация данного алгоритма не требует организационно-экономических преобразований на предприятии.

     Осуществляемый  таким образом мониторинг инвестиционной привлекательности позволит не только определить проблемные участки в  формировании условий активизации инвестиционных процессов на предприятии, но и выявить вероятные изменения в экономическом потенциале предприятия и минимизировать вероятность разрушения стоимости компании.

 

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия  (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ») 

2.1. Общая характеристика  предприятия 

     ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных  вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, созданная в 1991 году. Основными  видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.

     ЛУКОЙЛ  является второй крупнейшей частной  нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти – около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработке нефти.

     Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за последние 3 года приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Основные  показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»

Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Абсолютное  отклонение
2008 г.  по сравнению с 2007 г. 2008 г. по сравнению с 2006 г.
1) Объем  продукции, работ, услуг (выручка), млн. долл. 68 109 81 891 107 680 +25 789 +39 571
2) Себестоимость  продукции, работ, услуг, млн.  долл. 57 632 68 820 93 971 +25 151 +36 339
3) Средняя  годовая стоимость основных средств,  млн. долл. 28 390 34 686 44 072 +9 386 +15 682
4) Средняя  годовая стоимость оборотных  средств, млн. долл. 13 034,5 16 670,5 16 701 +30,5 +3 666,5
5) Валовая  прибыль, млн. долл. 10 052 13 071 13 709 +638 +3 657
6) Балансовая  прибыль, млн. долл. 10 257 13 018 12 366 -652 +2 109
7) Чистая прибыль, млн. долл. 7 484 9 511 9 144 -367 +1 660
8) Базовая  прибыль на одну акцию, долл. 9,06 11,48 10,88 -0,6 +1,82
9) Фондоотдача 2,39 2,36 2,44 +0,08 +0,05
10) Фондоемкость 0,42 0,42 0,41 -0,01 -0,01
11) Коэффициент  оборачиваемости оборотных средств 5,22 4,91 6,45 +4,54 +1,23
12) Рентабельность  продукции, % 17,44 19,00 14,59 -4,41 -2,85
13) Рентабельность  продаж, % 15,06 15,90 11,48 -4,42 -3,58
 

     Как видно из таблицы, в основном все  показатели имели тенденцию роста  за последние годы. Выручка увеличилась на 58,1% и составила в 2008 г. 107680 млн. долл. США, валовая прибыль возросла на 3 657 млн. долл. (на 36,4%) по сравнению с 2006 г. Чистая прибыль увеличилась в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 22,2% и составила 9 144 млн. долл. Базовая прибыль на одну акцию незначительно снизилась по сравнению с 2007 г., но по сравнению с 2006 г. возросла на 1,82 долл. и составила 10,88 долл. Показатель фондоотдачи незначительно увеличился за данный период времени, следовательно, можно говорить об увеличении эффективности использования основных средств на предприятии. Коэффициент оборачиваемости растет с каждым годом, хотя и неравномерно. Показатели рентабельность продукции и продаж в 2008 г. снизились в среднем на 3%, что вероятно было вызвано кризисной ситуацией в стране и падением цен на нефть.

     Структура затрат ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2008 г. представлена на диаграмме 2.1. 

Диаграмма 2.1. Структура затрат ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2008 г. 

     Из  данной диаграммы видно, что большая  доля затрат приходится на стоимость  приобретенных нефти, газа и продуктов их переработки (40,3%), а также акцизы и транспортные пошлины (22,7%).

     Далее рассмотрим структуру активов предприятия (приложение 1).

     Данные  таблицы позволяют сделать вывод, что общая величина активов за рассматриваемый период увеличилась на 48,1 % (по сравнению с 2006 г.). Увеличилась доля внеоборотного капитала на 6,2% и в 2008 г. составила 78,1% от общей величины активов, а доля оборотного соответственно снизилась.

     Во  внеоборотных активах значительная доля принадлежит основным средствам (70,1 %). В оборотных активах преимущественную долю занимают дебиторская задолженность и векселя к получению (7,1%), а также запасы (5,2%).

     Далее проанализируем структуру пассивов предприятия (приложение 2).

     Поскольку величина пассивов равна величине активов, то следует отметить, что общий объем пассивов за 2006-2008 гг. также возрос на 23 224 млн. долл. США (48,1%). В структуре пассивов большую долю занимают капитал и резервы. За данный период времени можно проследить тенденцию незначительного увеличения размера капитала и резервов (на 1,3% по сравнению с 2006 г.), которые в 2008 г. составляют 70,1% от общей величины пассивов. Величина долгосрочных и краткосрочных обязательств находится примерно на одном уровне, и в 2008 г. занимают 14,8% соответственно. За период с 2007-2008 гг. краткосрочные обязательства снизились на 1,5%, а долгосрочные лишь на 0,2%. В общем можно говорить о тенденции постепенного уменьшения величины заемного капитала и увеличения величины собственного.

Информация о работе Анализ инвестиционной привлекательности предприятия