Анализ и оценка инвестиционного климата Приморского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение понятия инвестиционного климата региона и его оценка на примере одного из регионов РФ.
Поставленная цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие инвестиционного климата и факторы, на него влияющие;
- описать значение инвестиционного климата для региона;

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты оценки инвестиционного климата 6
1.1 Понятие инвестиционного климата и факторы, на него влияющие 6
1.2 Отличие инвестиционного климата от инвестиционной привлекательности 9
1.3. Риск как условие формирования инвестиционного климата региона. 12
Глава 2. Состояние инвестиционного климата в Приморском крае. Перспективы развития. 16
2.1. Оценка инвестиционного климата Приморского края 16
2.2. Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения. 23
2.3. Меры по улучшению инвестиционного климата Приморского края после проведения Саммита АТЭС. 27
Заключение. 32
Список используемой литературы 34
Приложение 36

Файлы: 1 файл

5Ф_Инвестиции__Курсовая.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

В рамках реализации поставленных задач разработаны и утверждены:

- система государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Приморского края (предоставления налоговых льгот, заключения концессионных соглашений, организации семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов,

создания информационной системы обеспечения инвестиционной деятельности);

- методы государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов Приморского края (предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Приморского края, предоставления бюджетных кредитов, предоставления на конкурсной основе бюджетных средств);

- перечень инвестиционных проектов, поддерживаемых Администрацией Приморского края;

- создан и эффективно действует гарантийный фонд Приморского края.

 Проделанная работа нашла свое отражение в улучшении инвестиционного климата, в динамичном росте освоенных в крае объемов инвестиций.

На развитие  экономики и социальной сферы края за счет всех источников финансирования в 2010 году использовано 201057.3 млн. рублей инвестиций в основной капитал, 117.1% к прошлому году. По утвержденным данным, в 2009 году на развитие края было использовано 149813.4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, в 1.7 раза больше уровня 2008 года. (рис.1).

 

Рис.2.1. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования.

В январе-сентябре 2011 года на развитие экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования, по оценке, использовано 150.1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, на 27% больше соответствующего периода прошлого года.

В 2011 году объём иностранных  инвестиций составил 80,8 млн. долл. США, (70,7% к уровню 2010 года). Из них прямые 53,8 млн. долл. США., (66,6%).

Основные страны-инвесторы, осуществляющие значительные инвестиционные вложения в Приморский край:

Китай - 33,7 млн. дол. США;

Япония - 15,2 млн. дол. США;

Кипр - 14,5 млн. дол. США;

Виргинские о-ва (Брит) – 10,7млн. дол. США.

По видам экономической деятельности наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций крупных и средних  организаций края составляют инвестиции в транспорт (50.2%), образование (18.2%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (10.8%), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (4.8%), обрабатывающие производства (4.7%), связь (2.5%).

Более половины всех расходов направлено на развитие транспорта. Это связано с реализацией таких крупных проектов, как реконструкция и строительство автомобильных дорог, реконструкция аэропорта г. Владивостока, магистральный газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», входящих в подпрограмму «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе».

Указанный рост объемов инвестиций в крае отражен в исследованиях рейтингового агентства «Эксперт РА» в 15-м рейтинге инвестиционной привлекательности регионов 2009/2010, где инвестиционный потенциал Приморского края по сравнению с прошлым рейтингом поднялся на 3 строки на 18 позицию среди 83 субъектов Российской Федерации, краю присвоен инвестиционный рейтинг - 2B (средний потенциал - умеренный риск), ранее был 3B1 (низкий потенциал – умеренный риск). По оценке журнала «Forbes» столица Приморского края – Владивосток – признан одним из лучших городов России для бизнеса.

Сегодня на территории края реализуется 77 инвестиционных проектов по ряду приоритетных направлений (список Инвестиционных проектов в Приморском крае приведен в Приложении 1). Общий объем инвестиций по данным проектам около 2 триллионов рублей, из которых около 1,8 триллионов рублей финансируются из внебюджетных источников.

Свыше 660 млрд. рублей направлено на осуществление  проектов в рамках подготовки саммита  АТЭС 2012. Инвестиции федерального бюджета  составляют более 200 млрд. рублей, которые идут на строительство таких крупных объектов, как Дальневосточный федеральный университет, возведение двух вантовых мостов. Кроме того, из федерального бюджета финансируется строительство аэропорта мирового класса, скоростных дорог, низководного моста через Амурский залив, водовода, очистных сооружений и морского фасада Владивостока. Около 60% общего объёма инвестиций, направленных на подготовку к саммиту, – это деньги российских и иностранных инвесторов.

Мощный импульс развитию экономики Приморского края дает реализация программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». С учетом изменений, внесенных в неё Правительством России в конце минувшего года, финансирование увеличено до 662,8 млрд. рублей. Из них 205,5 млрд. рублей – средства федерального бюджета, 33,5 млрд рублей – краевого бюджета, 423,8 млрд. рублей – внебюджетные средства.

Строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог, театра оперы и балета, концертно-спортивного комплекса, социальных объектов, создание игорной зоны, благоустройство территорий в перспективе смогут привлечь в край туристов и молодежь, что обеспечит дополнительный рост потребительского, трудового, туристического потенциала региону. Большое влияние на развитие и диверсификацию экономики Приморья оказывает развитие судостроения, транспортировка и переработка углеводородного сырья.

В Приморье не только Владивосток  является зоной инвестиционной активности. Сегодня практически вся территория края в той или иной степени участвует в реализации инвестиционных проектов.

Ряд инвестиционных объектов в крае уже введен в эксплуатацию. В их числе нефтепорт в бухте  Козьмино. Крупнейшие лесозаготовительные  и лесоперерабатываюйщие предприятия края «Тернейлес», «Приморсклеспром», «Лес Экспорт» и Приморский ГОК совместно с японскими и китайскими компаниями инвестировали в лесопереработку около 500 млн. долларов. Введены в строй первая и вторая очередь автосборочного производства компании «Соллерс» с плановым выпуском 25 тыс. легковых автомобилей в год. Реализованы ряд проектов в сельском хозяйстве с участием китайского и корейского капитала, все больше инвестиционных средств идет в глубокую переработку рыбы и морепродуктов как прибрежного, так и океанического рыболовства, а также промышленное выращивание марикультуры. Наиболее крупные проекты, которые реализуются сегодня частным капиталом на территории края, – это строительство второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, завершается прокладка магистрального газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток, строительство двух современных судостроительных верфей для крупнотонажного судостроения в г. Большой Камень и Шкотовском районе. Строится и модернизируется энергосистема края, в том числе по переводу основных энергоблоков на экологически чистое топливо – газ. Введены электроподстанции для электроснабжения международного аэропорта «Кневичи», включена под напряжение высоковольтная линия «Артемовская ТЭЦ - Владивосток».

Развивается транспортная система с новыми логистическими характеристиками, которая позволила  бы Приморью стать эффективным партнером  транспортных систем Японии, Ю.Кореи, Китая, Монголии и других стран. Идет реконструкция  и строительство новых причалов на базе действующего в порту Восточный контейнерного терминала. С завершением в 2013 году реализации данного проекта мощность порта будет доведена до 2,2 млн. контейнеров в год. Строится зерновой терминал с пропускной способностью 3,5 млн.т в год в круглосуточном и круглогодичном режиме работы. Реализуется проект по модернизации порта Посьет. Идет реконструкция автомобильных дорог.

В крае ведется работа и над созданием особых экономических  зон. Одна из них разместится в  порту Восточный. Вторая будет зоной туристско-рекреационного типа на острове Русский. Начато строительство игорной зоны в пригороде г. Артем.

Приход в регион с крупными проектами таких ведущих российских компаний, как «Газпром», «Траснефть», «Роснефть», Объединенная судостроительная корпорация, «Совкомфлот», «Соллерс», и многих других стал своеобразным сигналом для иностранного бизнеса: эта территория инвестиционно привлекательна.

Благодаря вовремя принятым эффективным решениям в Приморском крае созданы базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечена экономическая и инвестиционная стабильность. В частности, сформирована качественная нормативная база, установлены система инвестиционных приоритетов, механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Тем не менее, на фоне этих положительных факторов повышение оценки инвесторами делового климата требует новых изменений. На федеральном уровне – это повышение качества государственного управления, эффективное правоприменение, борьба с коррупцией и экономической преступностью, ликвидация чрезмерных административных, технических, информационных барьеров и высокого уровня монополизма. На региональном – применение вышеописанных и предпринимаемых новых мер по привлечению инвестиций.

 

 

2.2. Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения.

 

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

- высокие издержки  и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

- неуступчивость российских  партнеров, а также 
их неадекватная оценка вклада российской стороны;

- неготовность руководителей  российских предприятий к конкретным  действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись  с ситуацией, в которой действующие  ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

 На инвестиционном  климате отрицательно сказываются  не только прямые ограничения  деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, и особенно нестабильность, законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Очень серьезная проблема в области налогов — риск двойного налогообложения. Когда государства и их деловые круги вкладывают свои денежные средства в экономику других стран, предоставляют другим государствам кредиты, получая при этом дивиденды и проценты. Такое взаимодействие предполагает оплату товаров и услуг, предоставление и возврат кредитов. Если получатель доходов находится, живет и работает в одной стране, а получает доходы из других стран, то и в своей, и в других странах он может попадать под действие налоговых законов, вследствие чего с одного и того же дохода налоги могут взиматься в двух и более странах. Так и возникает двойное налогообложение. Очевидно, что такое двойное налогообложение снижает заинтересованность предприятий, организаций в осуществлении деятельности за пределами своей страны.

Российская Федерация заключила ряд межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Она также признала и выполняет все подобные договоры, заключенные в свое время Советским Союзом и РСФСР с иностранными государствами.

Инвестиционный режим  современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной.

Немаловажное значение имеют неформальные ограничения  в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения, а также многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями.

Взятые в целом ограничения  для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся  в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка. Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется упорядочить законодательство в данной сфере.

Информация о работе Анализ и оценка инвестиционного климата Приморского края