Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:10, реферат
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащимся предлагаются задачи проблемного характера, способы выполнения которых им неизвестны. Ученик должен найти такой спо¬соб, опираясь на те знания и умения, которыми он овладел ранее.
Как известно, особую трудность представляют многозначные слова, различные значения которых входят в разные тематические группировки. Дело в том, что, как правило, обучаемые заучивают или запоминают одно или два наиболee употребительных значения, упуская остальные. При восприятии текста, в котором данные слова включены в другую тематическую группировку, лексическая единица или воспринимается как новая и обучаемый не может ее вписать в контекст, или, если он ее узнает, то присваивает ей первые, известные ему значении, обладающие наибольшей частотностью. Учащийся часто даже не осознает искажения смысла, удовлетворенный найденным значением.
Как правило, в процессе
обучения не обращается должного
внимании на возможность
Была сделана попытка выяснить, могут ли целенаправленные упражнения способствовать «схватыванию» сути юморесок, построенных на языковом юморе. Для этого учащимся прочитывали и раздавали в письменной форме несложные юморески типа «народные усмешки» и «из иностранного юмора» с заданием определить, на чем основан юмористический эффект. На первых этапах давалась подсказка — «суть в одном из глаголов», «суть в многозначности». Затем подсказка снималась, т. е. поле поиска не ограничивалось.
В эксперименте использовали многозначную лексику из лексического минимума (фактически все части речи), устойчивые словосочетания (рассказы с буквализацией идиом) и паронимическую лексику.
Паронимы – слова вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо каламбурно использоваться в речи.
В результате
3.5. Определение значения аффиксов.
Проблемным путем можно обучать выведению значений определенных аффиксов.
Например: Учащимся дается задание
определить по словарю
Аналогичные задачи можно, составить и на определение значений аффиксов других частей речи. В число слов, на основе которых определяется аффикс, следует включить и нерегулярные образования. В этом случае учащиеся должны обратиться к словарю, если значение корня и контекста не дают уверенности в правильном определении значения. Для разработки таких заданий можно помимо анализа терминологической лексики использовать обратные словари словообразовательных элементов, а также словари отдельных частей речи.
Список использованной литературы