Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:10, реферат
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащимся предлагаются задачи проблемного характера, способы выполнения которых им неизвестны. Ученик должен найти такой спо¬соб, опираясь на те знания и умения, которыми он овладел ранее.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Филологический Факультет
Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
реферат
Исполнитель: Севастьянова А.В.,
студентка группы 041
Сургут 2012
Пик интереса к проблемному обучению в нашей стране относится к 70-м - началу 80-х гг. Именно в это время появились основные теоретические работы общего характера, в которых разработаны психолого-педагогические аспекты такого обучения. Однако, как правильно отмечает психолог В. Т. Кудрявцев, к концу 80-х – началу 90-х гг. можно констатировать несоответствие между богатыми возможностями развития проблемного обучения и уровнем его теоретического осмысления.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащимся предлагаются задачи проблемного характера, способы выполнения которых им неизвестны. Ученик должен найти такой способ, опираясь на те знания и умения, которыми он овладел ранее.
Задача, поставленная перед учеником извне или принятая им самостоятельно, содержит противоречие, преодоление которого даёт ему новое знание. Сама ситуация проблемной задачи связана с преодолением определённых трудностей, мобилизацией познавательной активности и психических процессов, включением элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. Это обеспечивает не только овладение новыми знаниями и способами их добывания, но и психическое развитие обучаемых, в особенности их творческих способностей.
Единицей содержания проблемного обучения является проблемная задача. Следовательно, содержание проблемного обучения может быть представлено системой проблемных задач.
В психологической и
Для решения вопроса о месте проблемного обучения в процессе преподавания иностранного языка следует прежде вcero рассмотреть те проблемные задачи, использование которых содействует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию практических умений пользоваться языком как средством общения.
Можно выделить 3 основных вида проблемных задач:
Такие задачи основываются на обобщении уже накопленного опыта и экспериментальных исследований в старших классах школ обычного типа, в школах с углубленным изучением иностранного языка, а также, в неязыковых вузах и на педагогических отделениях факультета иностранных языков.
Остановимся более подробно на рассмотрении основных видов проблемных задач.
1. Экстралигвистические задачи, к которым относятся различные учебные задачи, связанные с усвоением и переработкой различного предметного содержания текстов на иностранном языке.
1.3. Проблемный характер содержат в себе все задачи на стимулирование высказываний в определённой ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, который он усвоил в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.
Этот тип заданий достаточно широко известен и довольно широко используется в практике обучения.
2. Вербальные задачи лингводидактических текстов.
2.1. Лингводидактические тестовые задания, относящиеся к так называемым дискретным тестам и содержащие проблему, то есть трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в иностранном и родном языках.
Само собой разумеется, что тестовые задания должны быть составлены в строгом соответствии с правилами и процедурами текстологии и обладать достаточно высокими характеристиками валидности и надежности.
Примеры таких заданий – лексические, грамматические, фонетические тесты – содержатся в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию.
2.2. Клоуз-тесты (тесты восстановления, методика дополнения — по другой терминологии), то есть деформированные тексты, в которых пропущены отдельные слова. Пропуск слов в таких текстах осуществляется в определенном порядке. Задача испытуемых - восстановить текст: вместо пропусков вставить опущение слова.
Для правильного восстановления пропущенных элементов испытуемый должен осуществить ряд действий:
-обработать
смысловую информацию
-проанализировать
грамматическую схему этого
-извлечь
из долговременной памяти
-грамматически
упорядочить эти элементы и
включить их в наличную
В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед испытуемым ситуативная задача проблемного характера. Обычно клоуз-текст состоит из 20—50 подобного рода задач.
3. Лингвистические задачи.
Цель таких задач - не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений.
3.1. Определение значения неизвестного слова.
При постановке проблемной
К эвристическим заданиям с высоким уровнем познавательной активности учащихся относятся и такие задания, когда контекст предложений, которые описывают различные ситуации, где употребляется одно и то же незнакомое слово, постепенно приближает их к правильной догадке о значении этого слова.
Другой разновидностью этой задачи является вывод основного значения слова путем сличения его переводов в различных фазовых контекстах.
Операции, которые совершает обучаемый при решении таких задач, уже очень близки тем, которые выполняются в процессе естественной речевой деятельности - при чтении. Для правильного установления значений слов по контекстуальным и синтагматическим связям требуется обильное чтение. Упражнения такого типа как бы сокращают этот длительный путь, предоставляя обучаемому сразу основные контексты. «Дозу» проблемности можно регулировать, меняя характер контекста, в зависимости от степени знакомства со словом и информативности фразовых контекстов.
3. 2. Определение дифференцирующих признаков синонимов.
Учащиеся должны догадаться о значении новых слов, используя контекст, анализируя словообразовательные элементы, сравнивая их со словами родного языка по грамматическим признакам и т. д.
Эта работа может проводиться учителем на разном уровне проблемности. Если в предложении или тексте, на основе которых идет сравнение и определение дифференцирующих признаков синонимических слов или выражений, подчеркнуть или другим способом выделить эти элементы, то это может быть подсказкой для учащиеся и облегчит им работу. Использование таких подсказок зависит от сложности задания, опыта работы с таким материалом и общей подготовки учащихся.
Следует сказать, что работа над дифференциацией слов, которые имеют общий эквивалент в родном языке, дает большие и интересные возможности для использования проблемных ситуаций в разных классах и группах с различной подготовкой в связи с тем, что эти задания можно распределить по степени трудности.
3.3. Воспроизвение лексических единиц в затруднённых условиях.
Несмотря на то, что в данном
случае мы имеем дело с
В кроссвордах используются
Разгадывание таких объектов активизирует страноведческие знания учащихся и студентов и способствует образованию более четкого представления о денотате данного слова. Вопросы о словах предполагают нахождение синонимов. В этом случае закрепляется лексика. Неясные представления о словах постепенно кристаллизуются с возрастанием числа угадываемых букв; в конечном итоге забытое слово «вызывается» из долговременной памяти на основе отдельных угаданных компонентов. Все это способствует формированию так называемого «чувства знания значения слова», которое, как показали последние психологические исследования, играет важную роль в речевой деятельности.
Разгадывание кроссвордов
Однако использование
должны
соответствовать в большой
Количество точек соответствует количеству букв в слове. В зависимости от степени трудности слова, принадлежности его к активной или пассивной лексике можно варьировать степень подсказки.
Опыт работы свидетельствует о том, что работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих b филологических знаний, поскольку студенты при индивидуальной работе обращаются к энциклопедиям, одноязычным словарям и справочникам.
(Например: Перечислите полезные ископаемые, которые имеются на Украине. Где их добывают?. И т. п.) Такие задания подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения предметных (профессиональных) знаний.
3. 4. Определение многозначности
и паронимии в макроконтекстах.