Социолинвистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:42, реферат

Краткое описание

Проблема взаимоотношений языка и общества включает в себя многие аспекты, например, такие как: социальная сущность языка, варьирование языка в обществе, взаимодействие языков в многоэтническом обществе и т.п.
Исследованием подобных проблем занимается такая наука как социолингвистика (социальная лингвистика), возникшая на стыке языкознания и социологии.

Оглавление

Введение----------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Понятие и истоки социолингвистики------------------------------4
Глава 2. Основные понятия социолингвистики-----------------------------7
Глава 3. Принципы и методы социолингвистики---------------------------11
Заключение--------------------------------------------------------------------------14
Список ипользуемой литературы------------------

Файлы: 1 файл

рефератик.docx

— 34.64 Кб (Скачать)

Методы сбора материала

Наблюдение

Как очевидно из самого смысла слова "наблюдение", этот метод эффективен при изучении процессов, которые происходят на наших глазах. Можно, конечно, изучать следы, результаты, оставшиеся после того, как тот или иной процесс закончился, но в этом случае метод наблюдения недостаточен. Чтобы понять механизмы, управлявшие этим процессом, необходимо его моделировать (поскольку исследователи лишены возможности его наблюдать), сравнить его с другими, аналогичными процессами, экстраполировать имеющиеся результаты на похожие ситуации или совокупности фактов и т. п.

Включенное наблюдение

Один из наиболее эффективных способов преодоления "парадокса наблюдателя" — включенное наблюдение. Этот способ изучения поведения людей заключается в том, что исследователь становится членом наблюдаемой им группы. Например, социологи часто становятся членами производственных бригад, геологических партий, сотрудниками отделов в научно-исследовательских институтах и т. п. Это, во-первых, дает им возможность изучать групповое поведение изнутри и во всех или во многих ситуациях внутри-группового общения и, во-вторых, избавляет от необходимости объявлять изучаемым индивидам о целях своих наблюдений и даже (если это возможно) о том, что такие наблюдения вообще ведутся.

Устное интервью

Метод интервью также заимствован социолингвистикой из социологии и

                                                          11

социальной психологии. Однако он претерпел существенные изменения в связи со спецификой исследовательских задач, отличающей эти задачи от того, что приходится решать социологам и социопсихологам. Если последние используют устное интервью для того, чтобы выяснить мнение информантов по тем или иным социальным, политическим, культурным вопросам (например, о том, за кого они предпочитают голосовать на ближайших выборах, какой фильм прошедшего года считают лучшим и т. п.), то социолингвиста часто интересует скорее форма ответов, чем их содержание.

Анкетирование

Анкетирование — один из самых распространенных, "едва ли не самый надежный" метод получения социолингвистической информации. Он приме- няется главным образом при обследовании больших совокупностей говорящих, т. е. в макросоциолингвистических исследованиях.

Тесты

Тесты представляют собой разнообразные по форме задания, которые исследователь предлагает информантам. Это могут быть списки слов, которые надо прочитать перед микрофоном, или связный текст, также читаемый информантом вслух; письменные задания на восстановление пропущенных фрагментов текста; ответы на устные вопросы исследователя, задаваемые в определенном временном режиме, и т. п.

Обработка и представление статистических результатов

Обработка статистических данных ведется с целью выявления объективно существующих закономерностей. Прежде чем перейти к анализу какой-либо социолингвистической переменной, следует очертить круг лиц, для которых ее значение релевантно.

По каждому разрабатываемому вопросу важно четко различать отсутствие явления, неприменимость вопроса к какой-либо категории респондентов, отсутствие данных (например, ввиду неполного заполнения вопросника) и, конечно, не смешивать эти данные с ответами тех, кто в явном виде затруднился ответить. Учитывая эти факторы, исследователь приступает к обработке

                                                             12

результатов по каждому вопросу анкеты.

Анализ письменных источников

При решении большинства социолингвистических задач важное значение имеет метод анализа письменных источников. Письменные источники можно условно разделить на первичные и вторичные. В первую категорию попадают документы, фиксирующие речевые произведения, авторам которых могут быть приписаны какие-либо социальные характеристики, во вторую — исследовательские работы, материалом для которых служили первичные источники. Сюда попадают не только собственно социолингвистические работы предшественников — первичный материал мог анализироваться при решении задач, далеких от лингвистики. Данные, полученные от респондентов, обычно одновременны с исследованием (хотя запрета на вопросы о языковых фактах в прошлом не существует), письменные же источники дают возможность получить документальные свидетельства о предшествующих состояниях языка.

Массовые обследования говорящих

Некоторые из описанных выше методов и приемов сбора конкретного языкового материала применяются в массовых обследованиях говорящих. Такие обследования предпринимаются для того, чтобы выяснить, каково реальное функционирование данного языка (или каких-либо его подсистем) в данном обществе. Естественно, это нельзя сделать, опираясь на единичные или случайные наблюдения, - необходим массовый материал, обладающий некоторой статистической надежностью.

Таким образом, в методике и методологии исследования языка с позиций диахронической социолингвистики многое заимствуется из других направлений языкознания. Это, во-первых, означает органическую связь диахронической социолингвистики с прочими языковедческими дисциплинами, в первую очередь историческими, а во-вторых, свидетельствует о молодости этого направления науки: собственные методы и приемы исследования еще предстоит разработать.

 

                                                               13

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Таким образом, рассмотрев понятие, принципы и методы социолингвистики, можно сделать следующие выводы:

  1. Социальная лингвистика (социолингвистика) — направление языкознания, изучающее общественную обусловленность возникновения, развития и функционирования языка, воздействие общества на язык и языка на общество.
  2. Основными понятиями социолингвистики являются: языковое сообщество, родной язык и смежные понятия, языковой код, социально-коммуникативная система, языковая ситуация, переключение и смешение кодов, интерференция, языковая вариативность, языковая норма, литературный язык (стандарт), диалект, социолект, арго, жаргон, сленг, койне, просторечие, диглоссия и двуязычие, сферы использования языка, речевая и неречевая коммуникация, коммуникативная ситуация, речевое общение, речевое поведение, речевой акт, коммуникативная компетенция носителя языка.
  3. В целом методы, специфические для социолингвистики как языковедческой дисциплины, можно разделить на три группы: методы сбора материала, методы его обработки и методы оценки достоверности полученных данных. К методам исследования социолингвистики относятся: наблюдение, включенное наблюдение, устное интервью, анкетирование, тесты, обработка и представление статистических результатов, анализ письменных источников, массовые обследования говорящих.

 

 

 

 

 

                                                             14

                             СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.

2. Беликов 1998 - Беликов В. И. Пиджины и креольские языки Океании: Социолингвистический очерк. М., 1998

3. Беликов В.И. Социолингвистика. М.: Рос. гос. гум. ак., 2001

4. Белл Р. Социолингвистика: Пер. с  англ. М., 1980.

5. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М.: Просвещение, 1987

6. Виноградов В. А., Коваль А. И., Порхомовский В. Я. Социолингвистическая типология. Западная Африка. М., 1984.

7. Жирмунский В. М. Проблема социальной дифференциации языков // Язык и общество. Л., 1968.

8. Журавлев В. К. Внешние и внутренние  факторы языковой эволюции. М., 1982.

9. Журавлев В. К. История языка  и диахроническая социолингвистика // Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981.

10. Звегинцев В. А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М, 1982. Вып. 3. [Переизд. в: Звегинцев 1996]

11. Звегинцев В. А. О предмете  и методе социолингвистики // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1976. Вып. 4.

12. Крысин Л. П. О речевом поведении  человека в малых социальных  общностях (постановка вопроса) // Язык  и личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. М., 1989.

13. Крысин Л. П. Социолингвистические  аспекты изучения современного  русского языка. М., 1989.

14. Крысин Л. П. Язык в современном  обществе. М., 1977.

15. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975.

  1. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 2000

                                                           15

17. Никольский Л. Б. Синхронная социолингвистика. М., 1976.

18. Социолингвистические и лингвистические аспекты в изучении иностранных языков / Отв. ред. Н. М. Фирсова. М., 1992.

19. Фрумкина Р. М. Статистические  методы изучения лексики. М., 1964.

20. Швейцер А. Д. К разработке понятийного аппарата социолингвистики // Социально-лингвистические исследования.  М., 1976.

21. Швейцер А. Д. Модели языковой вариативности // Языки мира: проблемы языковой вариативности. М., 1991.

22. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. Теория. Проблемы. Методы. М., 1976.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                16


Информация о работе Социолинвистика