Социально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:16, биография

Краткое описание

1. Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье,

Файлы: 1 файл

история конспект.docx

— 33.76 Кб (Скачать)

При таких  порядках  в языческом обществе княжеская власть не имела той  силы и значения, какое имеет государственная  власть в настоящее время. Все  общество делилось на самостоятельные  союзы, которые лишь своими силами могли  охранять и защищать своих членов. Вышедший из своего союза человек  оказывался бесправным и беззащитным  изгоем.

Что касается семейных отношений, то при обычае многоженства, умычки и покупки невест, она имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено и имело  тяжелые формы. Грубая сила господствовала в обществе, а человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения1.

Развитие экономики, рост и укрепление государственности Руси в X веке, а также желание быть равной Византии и другим ведущим мировым странам, требовали изменений в идеологии. В средние века господствующей формой выражения идеологических взглядов была именно религия. Таким образом, была необходима общая религия для всех русских земель, которая бы способствовала укреплению их единства и княжеской власти (Владимира).

1.2.Первая религиозная  реформа князя Владимира.

В 980 году Владимир предпринял попытку  создания общей религии на уже  имеющейся языческой основе. Он попытался  создать единый пантеон языческих  богов, которым поклонялись в  разных частях страны. Однако попытка  Владимира превратить язычество  в общую государственную религию  потерпела крах. Многие предпочитали оставаться верными старым богам, отвергая насилие со стороны государственной  власти2.

Владимир не стал упорствовать в  своем начинании, поскольку даже в случае успеха реформы и создании единой языческой религии по всей Руси, он смог бы решить лишь внутриполитические проблемы. Владимир укрепил бы собственную  власть, объединил страну, но это  не смогло бы решить внешнеполитических задач. Развитые страны по-прежнему свысока  смотрели на Русь и воспринимали ее как страну варварскую.

Заключение.

Подробным образов рассмотрев самые различные  аспекты принятия христианства на Руси, на основании источниковедческого  анализа, можно сделать ряд немаловажных выводов.

В первую очередь необходимо подчеркнуть  несомненную важность принятия христианства для русской культуры и развития государства. Христианство принесло не только письменность на Русь, но и способствовал  укреплению государства, давало толчок для зарождения и развития государственных  структур, юридических отношений  и ряда наук (таких, например, как  история).

Во-вторых, стоит еще раз подчеркнуть  важность принятия христианства для  Руси в плане международных отношений. Именно с этого времени Русь стала  полноправным членом мирового сообщества, равноправным партнером в международных  отношениях.

Стоит все  же заметить, что еще довольно длительное время на Руси шло утверждение  новой религии, зачастую проходившее  сложно и болезненно. Довольно долго  еще сохранялось двоеверие, но постепенно языческие представления (такие, например, на праздники), стали частью христианского  мировоззрения и традиции, образовав  неповторимый симбиоз и обусловив   особенности русской культуры и  духовности.

В результате рассмотрения работ исследователей и источников можно также сделать  вывод о том, что принятие монотеистической веры было насущной проблемой молодого русского государства X века, поскольку именно такая вера могла стать тем объединяющим моментом, который способствовал   и явился бы необъемлемым условием объединения в рамках государства, а также строительства государственных институтов.

В этом смысле, вопрос и том, какая именно монотеистическая религия стала бы этим цементирующим  общерусскую государственность, вероятнее  всего, не стоял, поскольку были довольно серьезные предпосылки и обстоятельства к принятию именно христианской веры.

Причины принятия восточного христианства

Мотив 1. На первом плане мотивации была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития (что проявлялось в различных формах притяжения и отталкивания - от торговых и культурных связей до завоевательных, нередко просто грабительских походов "на Царьград"). Несомненно, что во всех отношениях Константинополь как культурно-политический и духовно-религиозный центр был для Руси (не только чисто территориально, но и в ценностно-смысловом отношении) ближе, чем Иерусалим или Рим, не говоря уже об отдаленных аравийских Мекке и Медине. События, происходившие в Византии, были достовернее, понятнее, ощутимее верхушке древнерусского общества, нежели те, что имели место у "латинян", арабов или в окутанной легендами Палестине; в некоторых из них свою роль играли или пытались сыграть и русские - князья, воины, торговцы, послы. 
     Мотив 2. Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом (соперником в делах военных, экономических и политических; предметом зависти и корыстного интереса для восточнославянских племен), но и в известном смысле выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример, образец, эталон оптимального общественного устройства - централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Можно даже сказать, что создателям древнерусского государства было уже недостаточно жить за счет своего великого соседа, однако неприемлемо, да и невозможно было жить под его эгидой или покровительством; задача состояла в том, чтобы стать державой, равновеликой Византии, быть ее партнером, союзником, быть может, конкурентом во всех международных делах, - но "на равных", как два побратима. Крещение могло сознаваться в этом контексте как акт культурно-исторического "выравнивания", "братания", ценностно-смыслового уподобления. 
     Мотив 3. Из летописного повествования не вполне ясно, в чем состояли мотивы отказа князя Владимира от христианства в его западном варианте (будущее католичество). Если судить по тексту "Повести временных лет", посланцы папы римского старательно доказывали минимальность своих обрядовых запретов. Владимир же, по легенде, не задавая лишних вопросов, отослал папских гонцов назад. Можно предположить, что выбор восточного христианства опирался на религиозно-культурный опыт предков, действительно был освящен заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян (как, впрочем, и для всех народов, находившихся на подобной стадии развития родового строя). В этом отношении древнерусская народность, еще только складывавшаяся в Х в., была в этнокультурном отношении близка восточным народам с их установкой на преимущественный традиционализм. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры (а именно так следует рассматривать Крещение Руси) должно было опираться - хотя бы условно и частично - на традицию, на имеющийся социокультурный опыт. 
     Мотив 4. Предпочтение восточной ветви христианства было связано также и с факторами культурно-политического характера. Принятие западной ветви христианства означало для Руси признание над собой власти папы (по крайней мере духовной; однако пример государств Западной Европы показал, что папская власть претендует и на светское господство, включая внешне- и внутриполитическую сферы). Подобная религиозно-духовная или государственно-политическая зависимость не устраивала древнерусских князей с их естественным стремлением к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению и не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению. 
     Таким образом, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила идеальную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе земель.

Она была носителем  национально - православной идеологии, которая имела важное значение в  образовании могущественной Руси. В  Москве - малом городе Руси, зародилось великое дело - собирание разрозненных. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всем мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Соборы святой Софии, аналогичные во многом константинопольскому, были построены в Киеве и Новгороде.

Церковь опекала  и питала тех, кто не мог сам  себя кормить: нищих, больных, убогих. Она  давала приют и покровительство  всем изгоям, потерявшим защиту мирских  обществ и союзов. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично  свободных; они были только прикреплены  к церковной земле, жили на ней  и работали на пользу церкви. Таким  образом, церковь давала светскому  обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором  могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь затем  влияла на улучшение семейных отношений  и вообще нравственности в русском  обществе.

1 Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. /http://hronos.km.ru/libris/lib_p/index.html

2 Стариков Н. В. История России с древнейших времен до XX века. М.; ПРИОР, 2001. С. 54.


Информация о работе Социально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси