Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:16, биография
1. Образованию государства на Руси и складыванию феодальных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была последняя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытнообщинного строя к феодализму. В основе этого перехода лежало развитие первобытного производства и совершенствование орудий труда, что позволило получать прибавочный продукт и выделиться отдельной семье,
Социально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси
1. Образованию государства
на Руси и складыванию
В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Из среды общинников выделяются воины-профессионалы. Возрастает роль князя-военачальника, который первоначально выбирался на народном собрании — вече, там же избирались предводители племенного войска — воеводы. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной. Вокруг князя формировалась дружина, воинов-дружинников называли «отроками», война была их профессией. Они имели значительные привилегии. Дружинники не были подотчетны народному собранию, но лично преданы князю.
Прибавочный продукт, получаемый
племенем, позволял содержать людей,
основным занятием которых было военное
дело. Однако немаловажную роль играла
и военная добыча. Военно-дружинная
знать выдвигается на передний план
как в племенах, так и в союзах
племен. В ее состав в Х в. окончательно
вливается и родоплеменная
2. Социальная организация
общества восточных славян в
начале IX в. отражает процесс
Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:
> закупов — разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;
> рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);
> изгоев — обедневших выходцев из общин;
> холопов — зависимых
людей, находившихся на
рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;
> всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от
вотчинника, или челяди.
Класс феодалов составляла
военно-княжеская знать —
3. В начале IX в. происходит
объединение групп
> экономическое развитие;
> социальные процессы в период военной демократии;
> развитие торговых связей;
> общность языческих верований;
> необходимость защиты от внешних нападений;
> осуществление завоевательной политики.
Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.
I. Структура управления в Киевской Руси.
1.Государственное управление
Киевской Руси в XI вв. Политическая
и социально-экономическая
2. Принцип передачи
власти. Киевская Русь управлялась
вначале выборным, а позднее наследственным
князем. Сыновья князя размещались
в качестве наместников в
3. Княжеская власть.
В то же время
4. Аппарат управления.
В процессе развития
5. Бояре и Боярская дума. Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре (от древнерус. боляр - боец, дружинник). Большинство историков разделяют бояр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле. Великий князь в своей деятельности опирался на совет старейшин и дружину. В состав совета (Боярской Думы) в IX-XIIвв. Входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. И хотя Дума как совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощутимым.
6. Законодательная
система "Русская Правда". Формированию
государственности в Киевской
Руси сопутствовало
Ключом к пониманию социально-экономического строя древнерусского государства может во многом служить полюдье – сбор дани со всего свободного населения («людей»), хронологически охватывающее конец VIII – первую половину Х в., а локально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного права на землю, установления понятия подданства.
Собранное в колоссальных
размерах богатство (продовольствие, мед,
воск, меха и пр.) не только удовлетворяло
потребности князя и его
Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» – подлинном своде древнерусского феодального права. Поражая высоким уровнем зако-нотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм «Закона Русского», «Древнейшей Правды» или «Правды Яросла-ва», Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), «Прав-ды Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Устава Владимира Мономаха, включавшего «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Про-странной Правды».
Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княже-ских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, че-ляди и не обладавших собственностью и находившихся в полном владении своего господина, фак-тических рабов. Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смер-ды, рядовичи, закупы-земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависи-мость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.
Киевская Русь в 10-11 века
Каковы же итоги
княжества Владимира и
Во-вторых, в результате
реформ Русь окончательно встала вровень
со всем цивилизованным миром. Она не
уступала другим странам ни в смысле
общественно-экономической
Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление в мире. Западный летописец (Адам из Бремена) называет Киев «украшением Востока» и «соперником Константинополя». Но, может быть, наиболее наглядно международный авторитет Киевской Руси просматривается в династических браках. Если Владимир добыл себе «достойную жену» силой оружия, то в период княжения Ярослава наблюдается совершенно иная картина. Сам он женат на дочери короля Швеции, его сестра - королева Польши, три дочери - соответственно королевы Венгрии, Норвегии и Франции, сын женат на сестре короля Польши, внук - на дочери короля Англии, внучка - жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV. Это ли не признак международного авторитета древнерусского государства как передовой и мощной державы? Она возникла из конгломерата «варварских» племен на глазах изумленной Европы за время жизни двух поколений. Вот как Владимир «вспахал», а Ярослав «засеял»!
1. Причины проведения религиозной реформы Руси.
Существование на Руси языческой веры значительно тормозило ее развитие, как во внутреннем, так и во внешнеполитическом отношении. По сути, Киевская Русь в действительности варварским государством, как о ней и судили ведущие мировые страны. Не говоря уже о том, что языческие верования вели к разобщению русских земель и не способствовали их объединению. Это обстоятельство вытекало, прежде всего, из особенностей самой языческой веры и языческого уклада, основательно закрепившимся на Руси.
Родовой быт
изначально вел людей к обособлению,
поскольку роды жили замкнуто и враждовали
между собой. В языческие времена
на Руси было лишь одно сословное различие:
люди делились на свободных и несвободных,
или рабов. Свободные назывались
мужами, рабы носили название челядь (холоп,
роба). Положение рабов, довольно многочисленных
по своему составу, было очень тяжелым.
Они рассматривались, как рабочий
скот в хозяйстве своего господина,
при этом, холоп мог найти себе
защиту только у своего господина. В
случае, если господин его отпускал
на волю или прогонял, раб становился
изгоем и лишался всякого
Информация о работе Социально-экономические отношения и общественный строй Древней Руси