Роль наглядности в формировании грамматических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками, как средством международного общения. Изучение иностранных языков предусматривает овладение такими аспектами как грамматика, фонетика, письменная и устная речью. Вопрос о роли и месте грамматики в обучении иностранным языкам относится к числу наиболее обсуждаемых и решался в истории методики самым противоречивым образом. Одни методисты считали, что изучить иностранный язык можно, только через грамматику, она являлась отправным пунктом и целью обучения. Другие были убеждены, что

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка………………………………………….7
1.1. Классификация наглядности и область ее применения в процессе обучения иностранным языкам………………………………………………………………...7
1.2. Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков английского языка………………………………………………………………….15
1.3. Методические особенности формирования грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………………………….18
Выводы ………………………………………………………………………..……27
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию грамматических навыков при помощи наглядности……………………………………………..…29
2.1. Изучение опыта работы учителей иностранного языка по формированию грамматических навыков при помощи наглядности посредством сети Интернет…………………………………………………………………………….29
2.2. Опыт применения наглядности на уроке английского языка в 8 классе с целью формирования грамматических навыков…………………………………33
Выводы ……………………………………………………………………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..…..36
Список литературы…………………………………………………………….…...38
Приложения………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

По  характеру операций с речевым  материалом, осуществляемых учащимися, можно различать:      

Элементарно-рецептивные  упражнения. Они состоят в опознавании  бывших в опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении.      

Необходимо  придерживаться следующей последовательности в методических действиях, при ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматическим материалом:       

1. Предъявление нового грамматического  явления на доске (карточке, кодограмме).       

2. Установление значения нового  грамматического явления на основе  анализа нескольких письменных  контекстов.      

3. Формулировка правила, включающего  указания на формальные и смысловые признаки нового грамматического явления.      

Элементарно-рецептивным  упражнениям сопутствует противопоставление усваиваемого материала уже усвоенному, в целях различения того, что может  быть ошибочно отождествлено.      

Репродуктивные  упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их комплексов.      

Как видно, элементарно-рецептивные операции здесь тесно связаны с репродуктивными  и наоборот.       

Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения вырабатывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.       

Основные  усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление все еще сосредоточены  на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относятся к области тренировки, а не речевой практики.      

Комбинаторно-рецептивные  упражнения состоят в соотнесении  опознанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний.      

Тренировка  рецептивного грамматического материала  предполагает выполнение ряда имитационных, подстановочных и трансформационных упражнений.       

Имитационные  упражнения могут быть построены  на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.       

Подстановочные  упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.       

Трансформационные упражнения дают возможность формировать  навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи. При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков.      

Продуктивные  упражнения состоят в воспроизведении  и сочетании в соответствии с  речевой ситуацией усвоенных  единиц речи для устного или       

Речевые упражнения – направлены на выработку  у учащегося нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный  языковой материал в целях осуществления  языковой коммуникации.      

Упражнения  постепенно становятся все более  творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.       

Комбинаторно-рецептивные  упражнения состоят в непосредственном (без анализа и перевода) понимании  устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.      

Продуктивные  упражнения состоят в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.      

Такова  в общих чертах принципиальная схема  системы упражнений, рассчитанной на овладение иностранной речью.       

Прежде  всего, весьма динамично соотношение  удельного веса тренировки и речевой  практики в этой системе. На начальном  этапе обучения речевая практика еще не доминирует, много внимания приходится здесь уделять произношению и технике чтения, отработке отдельных структур и пр.       

В методике преподавания иностранных  языков символы широко используются в обучении грамматике. Символическое  изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию  изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. [15, 53] Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания. [Приложение 1]      

В целях планирования высказывания для  выражения коммуникативного намерения  говорящего часто используются персонифицированные и художественные символы. Их целесообразно использовать, так как они имеют личностную окраску эмоциями говорящего.      

Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного. [5, 36]       

Исследования  профессора П.Я. Гальперина в области  формирования умственных действий показали, что в процессе овладения умственными  действиями (в том числе грамматическими) первоначально развернутая словесная формулировка должна быть подвергнута «свертыванию», в результате чего в сознании фиксируются только опорные «вехи» усваиваемого действия. Без такого «свертывания» первоначальная формулировка может так и не перейти во внутренний план (интериоризация грамматического действия не произойдет). Следует, что «сворачивание» правил целесообразно осуществлять путем перевода словесных формулировок в структурные формулы. [Приложение 2,3]      

Обучение  грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. В качестве примера можно указать на возможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен» для объяснения соотнесенности временных форм. (см. рис. 1) «Момент говорения» (настоящее время) обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента, откладываются с левой стороны шкалы (-∞), действия, которые совершатся в будущем, - с правой (+∞):      

-∞  Past                           Present                        Future +∞

     
 

                                         0      

Рис. 1. Шкала времени        

Тогда действие, выраженное, скажем, во времени  Future Indefinite, может быть наглядно представлено на шкале следующим образом (см. рис. 2)      

-∞  Past Ind.          Present Ind.         Future Ind. +∞

     
 

                                         0      

Рис. 2. Схема Future Indefinite      

Известно, что использование структурных  формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее  представить их существенные компоненты.   
 

Выводы  по первой главе  
       

Языковая  компетенция и её составляющая часть  – грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе достижения основной цели обучения ИЯ - способности к коммуникации на иностранном языке. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения.      

Наглядность играет очень важную роль в обучении иностранного языка. С ее помощью  осуществляется закрепление и формирование грамматического материала. С помощью картинок решаются речевые проблемные задачи при свободном говорении. Но самое главное, то, что при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи.      

Наглядность помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизирует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизирует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка.       

Грамматические  навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и  отличаются друг от друга настолько, насколько различны между собой сами эти виды речевой коммуникации.       

Функциональный  подход к обучению грамматики учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия (взаимоотношения) единиц разных уровней языка, содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников: учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне (формально) различных языковых средствах. Развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по выбору языковых средств, при формировании высказывания. Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых действий.       

При функциональном подходе применяются  упражнения с преимущественной ориентацией  на значение, которые можно подразделить на три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными. Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания обучения при функциональном подходе. Постоянная смена речевых ситуаций придаёт уроку иностранного языка новизну, а характер упражнений (диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют немаловажную роль, а именно являются «мостиком» между формированием формальной и функциональной стороной грамматического навыка.      

Использование наглядности не исключает, а предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической  форм мышления. Подобного рода символические наглядности помогают ребенку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствуют формированию всех видов навыков, в том числе грамматических и использовать их в речи, что подтверждает важность использования наглядности в процессе обучения английскому языку.  
  
  
  
 

2. Опытно-практическая  работа по формированию  грамматических навыков  при помощи наглядности  
 

2.1. Изучение опыта  работы учителей  иностранного языка  по формированию  грамматических навыков  при помощи наглядности  посредством сети  Интернет  
       

В процессе исследования было проведено изучение опыта учителей английского языка по формированию грамматических навыков при помощи наглядности посредством сети Интернет. Материалы были использованы с сайта http://festival.1september.ru/ . Изучение материала проходило по теме «Роль наглядности в формировании грамматических навыков».       

Так, к примеру, Пфейфер Марина Анатольевна, учитель английского языка города  Славгород на уроках английского языка обращает большее внимание такому виду наглядности как схема.      

Марина  Анатольевна считает что, многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся теряет интерес к предмету. Здесь очень важно предоставить ему помощь в виде опор-схем.       

Информация о работе Роль наглядности в формировании грамматических навыков