Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:26, курсовая работа
В настоящее время в российской системе образования произошли значительные изменения в лучшую сторону, как в организационном, так и в содержательном аспектах изучения иностранного языка. Существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.
Введение
В настоящее время в российской системе образования произошли значительные изменения в лучшую сторону, как в организационном, так и в содержательном аспектах изучения иностранного языка. Существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.
Если вернуться на десять лет назад, то людей, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, было очень мало, но в настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов.
Во многих школах и ВУЗах стало просто необходимым изучение не только одного иностранного языка, но так, же второго. Поэтому учителя начали вводить новые подходы в изучении иностранного языка, которые направлены на развития культуры речи.
Одним из основных иностранных языков, который изучают в школе и университетах - английский, но следует отметить, что французский язык не уступает по своей значимости. Многие считают его один из самых красивых языков мира.
Обучение французскому языку очень сложный и трудоемкий процесс, а обучение, как второму языку иногда кажется просто невозможным, но благодаря новым подходам и методикам данная задача кажется решаемой.
В данном реферате, мы хотели бы освятить один из таких подходов - подход инсценировки в изучении французского языка, как второго иностранного языка.
1. Инсценировка на уроке, как одна из наиболее эффективных форм изучения французского языка.
В данной главе мы рассмотрим проблемы, с которыми встречается преподаватель на уроке французского языка, а так же виды уроков, в которых присутствует инсценировка сказок, диалогов, мюзиклов.
1.1. Проблема изучение французского языка.
Во многих школах и лицеях проблема преподавания французского языка является одной из самых актуальных. Перед преподавателями стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации, важно формировать коммуникативную компетенцию, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Знание социокультурного фона очень значимо, т.к. без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. [ Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.] Перед преподавателями стоит задача формирования именно положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.
Те, кто занимаются изучением, как французского языка, так и любого другого иностранного языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками, но чтобы стимулировать развитие этих навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.
Исследования и опыт педагогов-новаторов показали, что для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся удачно проведение занятий в форме инсценировки, таких, как, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-мюзикл и т.п. [ Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // ИЯШ - 1986 - №4.] Дело в том, что такие формы занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников, плюс с увеличением информации о культуре страны, изучаемого языка, совершенствуется социо-культурная компетенции учащихся.
1.2. Что такое «урок» и особенности урока французского языка.
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. [Махмудов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981,стр.79]
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок – дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. [Уроки английского языка. - СПб.: ООО ИПЦ "Каро", 2000] Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.
Реализация перечисленных задач является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.
У урока французского языка особенная специфика, которую учитель не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения французского языком считается приобщение к культуре и участие в диалоге культур. [Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981] Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока французского языка. [Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе ,M., 1991, стр.56]
Коммуникация на французском языке базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение данному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи французского языка.
Деятельностная сущность коммуникативно-
В общем виде, эти условия сводятся к следующему:
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, формы инсценировки на уроке.
Сегодня на уроках все большее внимание уделяется ученику как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. [ Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ - 2002 - №3. С.9-13.]
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Инсценировочные формы урока французского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. [A.Б. Кулагин «Формы изучения французского языка в школе», М.,2008 стр.78] Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие формы урока французского языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участи уроке учителя.
Методически высокоэффективными, реализующими инсценировочные формы обучения французского языка, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, урок – интервью и другие формы занятий.
Урок-экскурсия:
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка, в частности французского языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре Франции.
Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем инсценировки.
Урок-спектакль:
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений французской литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания французской лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Урок-праздник и урок интервью:
Весьма интересной и плодотворной формой проведения урока французского языка является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях Франции, развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения французского языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.