Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:18, реферат
Понимание предмета прагмалингвистики основывается на рассмотрении прагматики как дисциплины, изучающей отношения между знаками и людьми, их создающими, воспринимающими и интерпретирующими. Прагматика исследует знаки в их отношении к тем, кто этими знаками оперирует, а язык является знаковой системой. Следовательно, можно утверждать, что прагмалингвистика занимается исследованием языковых знаков в их отношении к тем, кто эти знаки создает, получает и интерпретирует
Введение.
1. Предпосылки выделения прагмалингвистики из лингвистики
2. Ключевые понятия прагмалингвистики.
2.1. Дискурс и текст.
2.2. Речевая деятельность как одно из понятий функциональной прагмалингвистики.
2.3. Речевой стереотип.
2.4. Речевое поведение.
2.5. Теория речевых актов.
3. Направления и методы современной прагмалингвистики.
3.1. Направления прагмалингвистики.
3.2. Методы прагмалингвистики.
Заключение.
Список литературы
Однократные выборы речевых
сигналов не оказывают ощутимого
воздействия на получателя текста.
Однако при некотором оптимальном
повторении этих выборов, которое можно
вычислить методом модифицирова
Единицей незаметного
воздействия в речевом
3.2. Методы прагмалингвистики.
Выбор методов является решающим при проведении любого научного исследования. Понятие «метод» (от греч. мethodos - путь исследования) - способ практического и теоретического действия человека, направленный на овладение объектом [Блауберг, Пантина 1982: 81]. Метод определяет подход к объекту исследования, взаимоотношения между субъектом и объектом исследования, способ построения научного знания, общую ориентацию и характер исследования. Наиболее обобщенный метод находится всегда в тесной связи с определенной теорией, представляет собой единство «метод - теория». [Варнавских 2004].
Современное языкознание обладает несколькими основными научными методами, восходящими к различным эпохам. Это сравнительно-исторический (появился в 19 веке), структурные методы (20-е годах 20 века), конструктивные методы (60-е годов 20 века). Однако отрыв этих методов исследования от реальных языков привел к поиску в новых направлениях, в том числе к необходимости учета прагматики, социальных факторов при описании всей системы языка [Степанов 1998: 299]. Сейчас используются разнообразные частные методы (компонентный анализ) и общенаучные методы в языковедческом преломлении, например, математического анализа.
Разновидностью математических методов являются количественные методы, которые представляют собой использование подсчетов и измерений для анализа единиц любого уровня языка или речи. Они могут быть названы статистическими методами, если в той или иной мере опираются на математическую статистику. Основным объектом применения количественных методов обычно является речь, точнее, текст. Поэтому количественные методы так актуальны для прагмалингвистики.
Специфика применения количественных
методов в прагмалингвистике
тесно взаимосвязана с
С помощью количественного подсчета устанавливается частотность машинального выбора грамматических форм и лексем (как речевых сигналов) отправителем текста. Частотность выбора автором лингвистических единиц актуализирует скрытое значение или дополнительный нюанс смысла. Количественный набор лингвистических единиц (речевых сигналов в прагмалингвистике), используемый человеком при создании текста, коррелирует с его личностными качествами, потому что автоматически используется только то, что давно знакомо и стало характерным [Нужнова 2003: 7].
Как в других науках, использующих математические методы, так и в прагмалингвистике, при проведении количественных подсчетов важную роль играет классификация как необходимый предварительный этап статистической обработки данных [Айвазян, Бежаева, Староверов 1974: 5-6]. Для диагностирования черт личности необходимо сначала провести количественный подсчет, а затем анализ речевых сигналов планов в рамках речевых стратегий [Матвеева 1998: 44; Матвеева 2001: 92]. По всем планам стратегий определяется средняя речежанровая величина как отношение числа речевых сигналов плана к общему числу МСГ (малых синтаксических групп) для всех авторов. Эта величина считается обязательной, и как усредненный показатель свидетельствует о типичных чертах личности автора [Фрумкина 1974: 60]. Отклонения же от среднеречежанровой величины являются диагностирующими. Интерпретируя эти количественные отклонения, которые в прагмалингвистике называются речевыми предпочтениями автора текста, можно представить их в виде речевого портрета, который будет обладать диагностирующей силой. Каждому плану каждой речевой стратегии соответствует список речевых сигналов и список качеств личности, с которыми он коррелирует.
Заключение.
Исследования в области лингвистической прагматики имеют интернациональный характер и отличаются исключительной многоаспектностью.
В настоящее время ведутся многочисленные исследования в рамках скрытой прагмалингвистики. Изучаются личностные качества представителей различных социальных групп: учителей [Ленец, 1999], специалистов в области компьютерной техники [Нужнова, 2003], адвокатов [Варнавских, 2004], журналистов [Одарюк, 2003] и др. Выявляются прагмалингвистические особенности различных лингвистических единиц, например, эллиптических предложений [Бутусова, 2003]. Рассматриваются особенности речевого поведения авторов политического [Селиверстова 2003: 231-233], автобиографического [Ломова 2004] и поэтических текстов [Горло, 2007]. Определяется национально-культурная специфика коммуникантов [Фирсова, 2003] и разрабатывается стратегия социального престижа [Чигридова, Холодкова 2001]. Изучаются особенности речевого поведения в новой виртуальной реальности [Wyss 2008].
Практическое приложение результатов прагмалингвистических исследований лежит в области маркетинга [Матвеева 2004], журналистики [Муравьева 2002], криминалистики [Горбаневский 2006].
Результаты исследований в области прагмалингвистики докладываются на конгрессах Международной прагматической ассоциации, на Международной научной конференции «Прагмалингвистика и практика речевого общения» в Ростове-на-Дону, научной конференции "Актуальные проблемы прагмалингвистики" в Воронеже, публикуются в журналах “Pragmatics”, “Journal of Historical Pragmatics”, “Journal of pragmatics”.
Список литературы
Wyss Eva L. From the bridal letter to online flirting: Changes in text type from the nineteenth century to the Internet era.// Journal of Historical Pragmatics 9:2 2008. В печати. Ожидается июнь 2008.
Yule, G. Pragmatics. – Oxford University Press, 1996. – 135 p.
Азнаурова Э.С. Прагматика художественного слова // Э.С. Азнаурова; Ташк. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. Ф. Энгельса.- Ташкент, 1988.
Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. - М.: Статистика, 1974. - 237с.
Артемов В.А. К вопросу
о классификации стереотипов//
Арутюнова Н.Д. Прагматика//ЛЭС. -М.:Сов. энциклопедия, 1990:
Ахманова О.С., Магидова И.М. Прагматическая лингвистика, прагмалингвистика и лингвистическая прагматика // ВЯ, 1978.
Ахманова О.С., Магидова
И.М. Прагматическая лингвистика, прагмалингвистика
и лингвистическая прагматика//
Блауберг И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат, 1982. - 431с.
Бодалев А.А., Куницына В.Н., Панферов В.Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности// Человек и общество. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1971.- С. 151-161.
Бутусова А.С. Прагматический потенциал немецких эллиптических предложений (на материале бытовых диалогов) // Рубикон ред. Гладкий А.Д., Максименко В.Е., Узнародов И.М., , Ростов-на-Дону, 2003 г., т. 25.
Варнавских Н.В. Количественные методы исследования в прагмалингвистике.// Классическое лингвистическое образование - в современном мультикультурном пространстве – 1 14-Апр-2004. http://pn.pglu.ru
Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Просвещение, 1985. - 221 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Москва, 1981. 140 с.
Горло Е.А. Стихотворный текст как часть поэтического дискурса // Основные проблемы современного языкознания. Материалы всероссийской научной конференции: в 2 ч. – Астрахань: АГУ, 2007. – С. 116 – 121.
Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Издательство Прогресс. 2000. 400 с.
Гурова Н.В. Слово как действие.// Университетские чтения 2006. Симпозиум 1. Сек. № 1-20. Актуальные проблемы языкознания и литературоведения. http://pn.pglu.ru
Демьянков В.З. «Теория речевых актов» в контексте современной лингвистической литературы: (Обзор направлений) // Новое в зарубежной лингвистике: Вып.17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С.223-235.
Дорджиева Е.В. Особенности прагматических исследований языка.// Классическое лингвистическое образование - в современном мультикультурном пространстве – 1. 14-Апр-2004. http://pn.pglu.ru
Ипеева В.П.Ещё раз о прагматике слова.// Университетские чтения 2006. Симпозиум 1. Сек. № 1-20. Актуальные проблемы языкознания и литературоведения.
Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста? Памятка для судей, юристов СМИ, адвокатов, прокуроров, следователей, дознавателей и экспертов / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юридический Мир, 2006 г. [Серия «Библиотечка юриста СМИ»]. – 112 с.
Кацнельсон Типология языка и речевое мышление. Серия: Лингвистическое наследие XX века: Едиториал УРСС, 2002.220 стр.
Кобозева И.М. "Теория речевых актов" как один из вариантов теории речевой деятельности//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17 Теория речевых актов. -М.: Прогресс, 1989.
Куницына В.Н. Социальные стереотипы - условие и продукт социализации// Человек и общество. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1971. - С. 184-191.
Ленец А.В. Пргамалингвистическая диагностика особенностей речевого поведения немецкого учителя. Дисс. …канд. филол. наук. –Ростов на Дону, 1999.
Леонтьев А.А. Психолингвистика //ЛЭС. -М.: Сов. энциклопедия, 1990
Ломова О.Е. О некоторых возрастных изменениях в речевом поведении авторов автобиаграфических текстов // Донской юридический институт: Личность, речь и юридическая практика: Межвуз. сб. науч. тр. Выпуск 7 / Главный редактор ректор ДЮИ, академик Академии гуманитарных наук РФ, доктор юридических наук, профессор Е.И. Дулимов. – Ростов на Дону: 2004. С. 185 – 188.
Матвеева Г.Г. Актуализация
прагматического аспекта
Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных качеств человека по его речи. Спецкурс. - Ростов-на-Дону, 1998. - 82 с.
Матвеева Г.Г. К вопросу о речевых стратегиях скрытого воздействия отправителя текста на его получателя//Личность, речь и юридическая практика. Вып.6 - Ростов - на - Дону: ДЮИ, 2003, - С. 122-129.
Матвеева Г.Г. Количественное употребление языковых единиц как форма активизации нюансов смысла в скрытой прагмалингвистике//Langage and Communication Journal. Issue 1. Rostov-on-Don, 2001. - P. 89-92.
Матвеева Г.Г. Особенности контент-анализа при обработке данных объективного прагмалингвистического эксперимента в рамках скрытой прагмалингвистики // Язык. Дискурс. Текст. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004.
Матвеева Г.Г. Товарный
знак как речевой акт репрезентации.
Матвеева Г.Г. Функциональная и скрытая прагмалингвистика // Функционально-системный подход к исследованию языковых единиц разных уровней: Материалы Межвуз. науч. конф., посвящ. Юбилею д-рв филол. наук, проф. Ю.Н.Власовой. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. -С.85-87.
Муравьева Н.В. Язык конфликта. М, 2002.
Нужнова Е.Е. Прагмалингвистический аспект речевого поведения специалистов в области компьютерной техники//Автор. … канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - 19 с.
Одарюк И.В. Особенности
стереотипного речевого поведения
журналистов // Диссерт. канд. филол. наук
/ Одарюк Ирина Васильевна; РГПУ; Науч.
рук. Г.Г. Матвеева; Оппоненты В.И. Карасик, Н.Ю. Чигридова.
- Ростов-на-Дону, 2003. – 158 с. То же: // Internet
2003: http://rspu.edu.ru/projects/
Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 17. Теория речевых актов. М., 1986. С. 22 – 31.
Рыжков В.А. Фунции стереотипа в общении// Тезисы Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникациии. - М.: Изд-во института языкознания АН СССР, 1982. - С. 19-20.
Селиверстова Л.Н. Диагностирование личностных свойств авторов-политиков по параметру "уверенность/неуверенность" методом прагмалингвистического анализа // Проблемы российской правовой системы. Инновационные процессы в образовании: III Международная научно-практическая конференция "Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании". - Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2003. - С. 231-233.
Серль Дж. Что такое
речевой акт?//Новое в
Солганик Г.Я. Общие особенности языка газеты//Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - С. 5-23.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. Под ред. А.А. Холодовича М., 1977. 696 с.
Степанов Ю.С. В поисках прагматики (Проблема субъекта) // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. Т. 40,1981, №4.
Степанов Ю.С. Метод//Большой энциклопедический словарь. Языкознание. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 298-299.
Степанов Ю.С. Семиотика // ЛЭС. -М.: Сов. энциклопедия, 1990.
Информация о работе Прагмалингвистика, ее цели и задачи. Теория речевых слов