Особенности использования ролевых игр на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В связи с этим целью данного исследования являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………...6
2.1 Виды ролевых игр……………………………………………………..........8
2.3 Свойства и обучающие возможности ролевых игр…………………..........11
2.4 Требования, предъявляемые к ролевым играм………………………….....14
2.5 Функции ролевой игры и позиция учителя в ней……………………….…16
2.6 Технология (этапы) проведения ролевой игры………………………….19
2.7 Ролевая игра как способ контроля………………………………………..23
2.8 Способы мотивации в ролевой игре……………………………………...24
2.9 Приложение…………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………….......34
Список литературы……………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

reflection (ученики пытаются представить, что о них думают другие школьники);

listening (ученики слушаю друг друга и кивают в знак согласия или несогласия);

politeness (ученики обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);

respect (ученики говорят о своем уважении друг к другу, подкрепляя высказывания примерами);

concessions (школьники учатся уступать друг другу в споре);

gratitude (работая вместе, ученики выражают друг другу благодарность за оказанную помощь);

conflict (ученики учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).

К перечисленным заданиям можно добавить и еще много других, но все они должны быть направлены на формирование у учащихся необходимых социальных умений.

 

2. СВОЙСТВА И ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОЛЕВЫХ ИГР

        Рассмотрим свойства ролевой игры и ее характеристики.

         Прежде всего, необходимо уточнить, что в данном контексте под ролевой игрой будет пониматься любое условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

         Как считают Р.У.Родригес и Р.Г.Вайт, «ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность».

        Ролевая игра характеризуется:

1) особым отношением к окружающему  миру (каждый участник одновременно  находится в реальном мире  и мире воображения, что обеспечивает  притягательную ценность игры  в целом за счет игрового  момента);

2) субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет  возможность проявить индивидуальные  качества и зафиксировать свое  «я» не только в игровой  ситуации, но и во всей системе  межличностных отношений: личность  ↔ личность; личность ↔ группа; личность ↔ учитель);

3) социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от  внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

4) особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

       Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем:

 

 

 

 

ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

Ролевая игра как самая точная модель общения

Предполагается подражание действительности в ее наиболее существенных чертах

Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана

Точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива

Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему

Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус актера-ученика, что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка

Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства

При правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом – ее воспитательное значение

Ролевая игра способствует расширению сферы общения

Предполагается предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы

Ролевая игра имеет образовательное значение

Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра


 

          В соответствии с данными характеристиками можно обнаружить сходство ролевой игры и реальной деятельности. Отличие же заключается в том, что ролевая игра – это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РОЛЕВЫМ ИГРАМ

         Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований. Учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности, с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать учащимся роли, наиболее соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе.

            Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива (в психологии их называют «звездами») поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые «отверженные»). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по ходу игры.

          Идея использования ролевого поведения в свое время получила подкрепление со стороны теории социальных ролей, разработанной социологами и социопсихологами, такими как Т.Парсонс, Т.Шибутани, Р.Липтон. Сторонники этой теории показали, что связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенную социальную роль. Обычно даже несколько ролей, например: отца, мужа и работника.

          С этой точки зрения урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащийся вступают в определенные социальные   отношения друг с другом.

           Социальные (ролевые) отношения принято делить на симметричные и ассиметричные. При симметричных отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например: ученик – ученик, учитель – учитель, брат – сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контакта. Ассиметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками, например: подчиненный – начальник, ученик – учитель и др.

 

4. ФУНКЦИИ  РОЛЕВОЙ ИГРЫ И ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ В НЕЙ

           С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции, которые можно увидеть на схеме:

 

Функции ролевой игры

 

Обучающая

 

Воспитательная

 

Ориентирующая

         

Мотивационно-побудительная

 

Компенсаторная


 

Рассмотрим эти функции поподробнее.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

С позиции учителя ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений у учащихся.

В игре учитель может занимать следующие позиции:

 

 

Позиция учителя

 

 

 

 

Руководитель

 

Участник

 

Наблюдатель

 

Отсутствующий

 

 

 

Сценарист, режиссер

 

Партнер учеников в игре

 

Контролер за ходом игры в классе

 

Уходит из класса, оставив играющих


 

Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится проигрывать многочисленные ситуационные роли (под которыми понимаются более или менее зафиксированные стандарты поведения и деятельности), которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока, например: роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организатора деятельности и др.

Ролевые отношения между участниками общения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

Джон В. Оллер отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, т.е. добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях.

В структуру ролевой игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспринимаемая в игре.

Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации – иллюстрации и ситуации – проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.

 

5. ТЕХНОЛОГИЯ  (ЭТАПЫ)  ПРОВЕДЕНИЯ  РОЛЕВОЙ  ИГРЫ

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

4. Этап анализа  и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т. е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки

- разработка сценария;

- составление плана;

- общее описание игры;

- характерные особенности  действующих лиц

Этап объяснения

- ориентация участников;

- определение режима работы;

- формулировка главной  цели;

- постановка проблемы;

- выбор ситуации;

- работа с пакетом  документов;

- психологическая подготовка  участников

Этап проведения

- процесс игры

Этап анализа и обобщения

- вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка  работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации

Информация о работе Особенности использования ролевых игр на уроках иностранного языка