Методические приемы работы с текстом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:25, лекция

Краткое описание

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы.

Файлы: 1 файл

Методические приемы работы с текстом.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Методические приемы работы с текстом

 

Кашапова Фирюза Ильшатовна, учитель английского языка

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков

 

Введение.

 

На всех школьных предметах без  исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы.

§1. Текст как система по формированию различных умений и навыков.

 

На уроках английского языка  текст, представляют как систему  речевого продукта носителей английского языка. Он несёт особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, сферы и жанра обращения, ориентации на определённого адресата, с отражением социального, деятельностного фона, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции. Лингвисты рассматривают текст как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. Текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определённой структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог); как структуру управления учебными действиями учащихся (учебный текст); в обучении аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и в обучении видам иноязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорения, аудирования, письма). Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения иноязычному общению. Функции текста в обучении иноязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванными. К тексту как системе тесно примыкают и структурно-речевые образования разные типы текстов монологического и диалогического характера, смешанные жанры высказываний. Систематизация различных типов текстов необходима для обучения иноязычному общению с целью формирования у обучаемых способности пользоваться различными жанрами, тактиками и техниками речевого общения, с одной стороны, и их сочетания в соответствии с условиями деятельности, ситуацией общения, характером ролевого поведения собеседников, их межличностного и межролевого взаимодействия,- с другой.

 

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным  операциям с материалами текста, разнообразным манипуляциям с разнохарактерными  единицами - предложением, сверхфразовым единством, субтекстом и текстом с учётом жанровых и стилистических особенностей определённого класса исходного (образцового) текста, навыкам и умениям дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования языковых единиц в решении определённой учебной задачи (например, пересказа текста, его использования в коммуникативно - обращённом устном монологическом высказывании, диалоге, письменном сообщении и т.д.).

§2. Обучение различным приёмам  работы с текстом на различных  этапах.

 

Работу с текстом делят на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Обучение приёмам работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет учащимся овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

 

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

 

Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предназначаются  для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания  в тексте, тренировки сиюминутной  их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.

 

Упражнения на узнавание слова  по формальному признаку:

Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.

Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.

 

Упражнения на узнавание слова  по семантическому признаку:

Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.

Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.

Выберите из текста слова, относящиеся  к изучаемой теме.

 

Упражнения на автоматизацию узнавания  лексических единиц:

Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).

Найдите самое общее или самое  конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).

 

Упражнения на различение грамматических явлений:

Выпишите из текста изучаемые явления  и сгруппируйте их.

Выпишите предложения с данной грамматической формой.

Объясните употребление данной грамматической формы.

 

Подстановочные упражнения:

Составьте предложения из слов, данных вразбивку.

Замените выделенную форму по образцу.

 

Трансформационные упражнения:

Составьте из двух предложений одно простое.

Образуйте сложноподчинённое предложение  из приведённых простых.

Выразите ту же мысль другими  средствами.

 

Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:

Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.

Определите значение сложного слова  по его элементам.

Трансформируйте грамматическую форму  слова, встречающуюся в тексте, в  словарную, исходную.

 

Упражнения на прогнозирование  содержания читаемого:

Прочтите заглавие и скажите, о  ком (чём) будет идти речь в данном тексте

Прочтите первые предложения абзацев  и назовите вопросы, которые будут  рассматриваться в тексте.

 

Предтекстовая ориентировка читающего:

Ответьте на предтекстовые вопросы.

Определите верные и неверные утверждения.

 

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

 

На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.

 

Упражнения на свёртывание текста:

Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.

Расположите предложения абзаца по степени важности информации.

Сократите предложения, абзацы, отдельные  фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.

 

Упражнения на реконструкцию текста:

Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.

Расположите разрозненные предложения  в соответствии с предлагаемой схемой.

Составьте сокращённый вариант  текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.

 

Упражнения на перефразирование:

Замените слово синонимом по образцу.

Замените слова дефиницией (описанием).

Преобразуйте действительный залог  в страдательный, и наоборот по образцу.

Расположите разрозненные пункты плана  в соответствии с содержанием.

Воспроизведите текст по плану

 

Упражнения на обобщения материала:

Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.

 

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.

 

На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление  основных элементов содержания текста.

 

Упражнения на выявление темы текста:

Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.

Найдите обобщающие слова и сформулируйте  тему.

Сформулируйте тему самостоятельно.

 

Упражнения на передачу сюжета:

Оцените значение указанного события  или эпизода для развития сюжета.

Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.

 

Упражнения на составление характеристики персонажей:

Выделите авторские характеристики.

Ответьте на вопросы к фрагментам текста.

Поставьте вопросы к фрагментам текста.

Прокомментируйте авторскую характеристику героев.

Дайте свою характеристику героям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по теме "Sport in our life"

 

Фатьянова Валентина Викторовна

 

Статья  отнесена к разделу: Преподавание иностранных  языков

 

 

3 этапа  работы по теме:

 

1. Предтекстовые  упражнения заключаются во введении  и отработке лексики. Здесь же выполняются кроссворды, задания типа “Составь слова”, “Найди слова”. Отработка лексики не должна происходить изолированно, вне коммуникации, поэтому неотъемлемой частью предтекстового этапа является составление диалогов на заданные ситуации.

 

2. Работа  над текстом предполагает следующие  виды работ: 

 

А) чтение текста;

 

Б) проверка понимания прочитанного

 

В) развитие навыков говорения через вопросно-ответные, репродуктивные упражнения.

 

Каждый  учитель берет текст о спорте за основу, который более приемлем для его учеников. Слабые учащиеся могут работать с упражнениями на понимание текста типа: “Ответь на вопросы”, “Правда-ложь”, “Вставьте слова по смыслу”, “Обратный перевод части текста”, “Составь вопросы”. Сильные учащиеся могут продолжить работу по теме, изучая тексты типа: “Sport in Great Britain”, “Sport in Russia”, “Olympic Games” (по усмотрению учителя). В качестве познавательного материала приведены тексты о происхождении спортивных игр. Учащиеся могут подготовить сообщение о своем любимом виде спорта или спортсмене. Ребятам необязательно отрабатывать тексты об играх, которыми они не интересуются, они могут быть использованы для ознакомительного чтения. Познакомив ребят с основными видами спорта, учитель проводит аудирование, при котором учащиеся должны определить вид спорта. Далее предлагается чтение художественного текста “Mr. Winkle on the Ice” (Приложение 1). Интересным моментом в работе с этим текстом может стать его драматизация.

 

3. Послетекстовый  этап 

 

А) работа с ситуациями “Imagine”.

 

Б) выполнение описательных упражнений по картинкам (подобные упражнения есть в учебнике Старкова А.П.), дискутивных  по картинкам и текстам.

 

В) заключительный урок может быть проведен в виде конференции у  знаменитого спортивного клуба, заседания корреспондентов спортивной газеты и т.д.

 

ACTIVE VOCABULARY

 

football

volleyball

basketball

tennis

swimming

fencing

boxing

wrestling

baseball

shooting

diving

soccer

golf

skating

figure-skating

skiing

toboggan

gymnastics

track-and- field

athletics

champion

all-round champion

championship

cup

gym

swimming-pool

skating-rink

stadium

competition

match

event

race

competitor

winner

team

victory

result

prize

record

medal (gold, silver, bronze)

score

goal

fan

goalkeeper

outdoor games

indoor games

professionals

amateurs

referee

to train

to spend

to enjoy to shout for

to be exiting

splendid

strong

essential

 

WORD COMBINATIONS

 

to play chess (football …)

to keep fit

to spend time on sports

to kick at the goal

to win the game with the score …

to be fond of …

to be good at …

to be keen on …

to go in for sports (football)

to have a lot of fun in …

to watch … with great interest

to be successful in …

to score … points

to be a champion

to end in a draw

to win a match

to win the first prize

UNIT I

 

Exercise 1

 

Make up sentences using the table.

 

A. Example: Alex is keen on skating.

 

Alex and Jack are keen on basketball.  skating football swimming basketball tennis athletics skiing

Alex

 

            

Mary

 

 

 

            

Jack

 

 

 

            

 

 

B. … to go in for …

 

Example: Father goes in for …

 

Exercise 2

 

Insert the necessary words.

 

1. We usually skate at the … .

2. I … fond of playing hockey.

3. He is the best … in our team.

4. We play football at the … .

5. He has won this … .

6. We have a good basketball … in our school.

7. They’ve lost the last .. .

8. Peter scored three … .

9. Running, jumping are the kinds of … .

10. Bob’s got a … medal for the first place.

 

Exercise 3

 

Read and learn the dialogues

 

A. – Did you watch the last championship?

 

– Yes, I did. To my great surprise our team didn’t even kick at the goal.

 

Words for substitution:

1. Match.  

2. To score 5 points.

 

 

B. – Do you go in for football?

 

– No, I don’t. I’m keen on swimming.

 

Words for substitution:

1. To play  

2. Skiing

To like  Fencing

 

 

C. – What do you think about taking part in the competition?

 

– A good idea! I’m going to win the first prize.

 

Words for substitution:

1. Match  

2. Gold medal

Event  Cup

 

 

D. – What will you do on Saturday?

 

– I haven’t decided yet.

 

– Let’s spend time on sports.

 

– A good idea! I’m keen on gymnastics.

 

Words for substitution:

1. To go in for  

2. To be fond of

 

 

E. – Will you go with me to the stadium?

 

– What for?

 

– To play volleyball, of course.

 

-I’m sorry, I have to stay at home.

 

Words for substitution:

1. Skating-rink  

2. To skate

swimming-pool  to swim

gym  to play tennis

 

 

Exercise 4

 

Act out the following situations

 

1. You are a famous sportsman. Yesterday you played a game and now you are discussing it with your friend.

 

Words for help:

 

To be in good (bad) shape

To be good at

To win

Team

Enjoy

Result

Score … points

To kick at the goal

To break the rules

 

2. You are a fan of the team “Dinamo”. Your team’s lost the last game. You are discussing it with another fan.

 

Words for help:

 

To be in bad shape

Result

Score … points

To kick at the goal

Train

Shout for

Goalkeeper

Championship

 

3. You played tennis with your friend but he won and began to boast.

 

Words for help:

 

The best player

To score … points

To be a champion

To train

To go in for

 

5. You want to be a sportsman but your father wants you to be a lawyer.

 

Words for help:

 

To be a champion

To win the first prize

To be good at

To go in for

To like best

To be suitable

To have abilities

To be better

Hobby

To have a lot of fun in

 

UNIT II

 

MY FAVOURITE SPORTSMAN

 

My favourite sportsman is Pele. He is one of the famous sportsmen in the world. Having played 21 years he had 1363 matches and kicked at 1281 goals. He kicked at the goal almost each game. Pele won three world championships.

 

His real name is Adson Arustis du Nasimentu. But the name is too long and it is difficult for the fans to shout for.

 

I believe that Pele has a special football talent; he hasn’t weak points at all. He runs faster and jumps higher than the others. I can’t describe all the advantages because they are innumerable. When he appeared at the stadium everyone knew that he would win.

 

Nowadays he doesn’t play; he is the minister of sport of Brazil. Pele opened sport clubs for poor children. He wrote a book “I am Pele” and many illiterate people began to study because they wanted to read the book of their favourite sportsman.

 

Pele was recognized the best sportsman of the 20th century by the Olympic Committee.

 

FOOTBALL

 

Everyone is sure that football was originated in England. But Greeks say that they have at least four kinds of ball for similar games. In 2650 B.C. there was a game like football in Japan. But the ball wasn’t passed on the ground. Some people say that football was brought to England from Rome. But the mother of modern football is really England; and it has its birthday on the 26th of October, 1863 when all the rules were discussed. Nobody could touch the ball, but the goalkeeper after 1871.

Информация о работе Методические приемы работы с текстом