Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:20, контрольная работа

Краткое описание

Назовите и характеризуйте формы существования языка. Приведите примеры диалектизмов, городского просторечия, профессиональных жаргонов.
Что такое «литературный язык»? Его признаки. Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?
Русский национальный язык, являющийся объектом изучения науки о языке, состоит из нескольких разновидностей. Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей образцовой формой национального языка. Этот тип языка складывался постепенно, он и сейчас находится в состоянии постоянного развития. На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые литературные нормы. Именно этот тип языка изучается и пропагандируется в школах, средствах массовой информации.

Файлы: 1 файл

Русский язык и культура речи.doc

— 164.50 Кб (Скачать)
Мн. числа Ед. число
Пельмени -
Банкноты Банкнота
Клавиши Клавиша
Курицы Курица
Манжеты Манжет
оладьи оладья
санаторий -
ставни ставня, ставень
шпроты -
тапки тапка
туфли туфель
клипсы клипса
 
 

   Чем различаются формы данных существительных?

   Корпусы и корпуса, лагери и лагеря, образы и образа, поясы и пояса, пропуски и пропуска.

   корпусы (туловища) – корпуса (здания, войсковые соединения)

   образы (художественные) – образа (иконы)

   пропуски (в тексте) – пропуска (документы)

   поясы (устаревшая форма) – пояса (часовые)

   лагери  (политические) - лагеря (летние, оздоровительный) 

   Исправьте ошибки при употреблении числительных.

   Ученые  описали более пятиста языков бесписьменных народов.

   Обоих маленьких девочки были очень хорошенькие.

   Неотложная  помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам. Метель не утихла в течение троих суток. 

   Ученые  описали более пятисот языков бесписьменных народов.

   Обе маленькие девочки были очень  хорошенькие.

   Неотложная  помощь была оказана семистам тридцати пяти пациентам.

   Метель не утихла в течение трех суток. 

   Исправьте ошибки в употреблении причастий и деепричастий.

   Наполеон  думал, что перейдя границу России, ему преподнесут ключи от столицы. Раскопав ямку до дна, на солнце заблестели голубые камни. 

   Наполеон думал, что, перейдя границу России, ему преподнесут ключи от столицы.

   Раскопав  ямку, до дна, на солнце заблестели голубые  камни. 

   5. Раскрыть скобки, расставить знаки  препинания. 

   Они выр…сли в предместь… приморского  городка и были рове…сниками. Городишк… утопал в зар…слях акаций, вишен и крыж…вника. Доро…ки в саду были а(к,кк)уратно расчерчены и выр…внены. Старожилы города (не) помнят н… снежных бурь н… метелей н… морозов. Лиш… изредк… два-три раза в год полчища раз…яре(н,нн)ых туч(?) налетали с моря и городок сотрясался под ударами девятиба…ьного шторма. Деревья пр…клонялись к земле. Улицы как будто вымирали в эти тревожные часы только кое(где) из-за закрытых ставен блес(?)нет огонек.

     Ребятишки любили после шторма прибират…ся  мимо броше(н,нн)ых дач(?) и кладбищенской ограды к морю. Ребятишки – иску(с,сс)ные пл…вцы – саженками переплывали после шторма притихший залив и на другом берегу рылись в выброше(н,нн)ых волнами вещах. Среди них попадались стекля(н,нн)ые бутылки причудливой формы куски полирова(н,нн)ого дерева мотки смоле(н,нн)ой провол…ки какая-то бечевка. Потом не боясь ож…гов часами валялись под палящими лучами солнца. Таким и остался в памяти родной город блистающее море колыш…щиеся акации, колебл…мые ветром пучки ковыля ребячьи игры в зарослях бур…яна в (не)коше(н,нн)ой траве окрес…ных рощ(?) и лугов.

   Решение:

   Они выросли в предместье приморского  городка и были ровесниками. Городишко  утопал в зарослях акаций, вишен  и крыжовника. Дорожки в саду были аккуратно расчерчены и выровнены. Старожилы города не помнят ни снежных бурь, ни метелей, ни морозов. Лишь изредка, два – три раза в год, полчища разъярённых туч налетали с моря, и городок сотрясался под ударами девятибалльного шторма. Деревья приклонялись к земле. Улицы как будто вымирали в эти тревожные часы,  только кое-где из-за закрытых ставен вдруг блеснёт огонёк.

   Ребятишки любили после шторма пробираться  мимо брошенных дач и кладбищенской  ограды к морю. Ребятишки - искусные пловцы -  саженками переплывали  после шторма притихший залив  и на другом берегу рылись в выброшенных волнами вещах. Среди них попадались стеклянные бутылки причудливой формы, куски полированного дерева, мотки смоленой проволоки, какая-то бечевка. Потом, не боясь ожогов, часами валялись под палящими лучами солнца. Таким и остался в памяти родной город, блистающее море, колышущиеся акации, колеблемые ветром пучки ковыля, ребячьи игры в зарослях бурьяна в некошеной траве окрестных рощ и лугов. 
 
 
 
 
 

   6. Синтаксические нормы 

   Употребите  сказуемые в нужной форме. 

   В забастовке…около тысячи человек. – Около миллиона… в выборах местных органов власти (приняло участие, приняли участие).

   …несколько  часов. – Несколько часов…незаметно (прошло, прошли).

   В забастовке приняло участие около  тысячи человек. – Около миллиона приняли участие в выборах местных органов власти.

   Прошло  несколько часов. – Несколько  часов прошли незаметно.  

   Отметьте  предложения, в которых  неверно употреблены  однородные члены предложения. Исправьте.

   На  улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.

   Любая мысль, тема, случай, предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

   Из  номера в номер стенная газета рассказывает не только об успехах, но и трудностях большого коллектива.

   На  обратном пути друзья снова заезжали в Малаховку, где проводили время в нескончаемых беседах, разговорах и воспоминаниях. 

   В учреждениях, а так же на улицах города, площадях, переулках, скверах была развернута широкая реклама.

   Любая мысль, тема, любой случай, предмет  вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций. 

   7. Проанализируйте  отрывок и докажите, что данный текст  принадлежит к научному стилю.

   Дополнительное  предложение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостоянию кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно не возможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестны. 

   Прежде  всего, обратим внимания на изложения данного отрывка, в научном стиле изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией. В данном отрывке видно, что идет знакомство читателя с научной информацией, в жанровом своеобразии можно предположить, что этот отрывок взят из статьи, или учебной и справочной литературой. В лексике научного стиля почти каждое слово обозначается не конкретно, а общее понятие или абстрактное явление. Не используются глаголы в форме 1 и 2 лица ед. числа. Они употребляются во 2 лице, мн. Числом или глаголами с вневременными значениями. Используются сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, причины, сравнения осложненные причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и конструкциями. Также надо сказать, что функцией научного стиля – сообщение, передача информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Трудности русского языка: Словарь-справочник / Под ред. Л. И. Рахмановой. М., 1993.
  3. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. М., 1994; 2-е изд. М., 1999; 3-е изд. М., 2000.
  4. Головина Э. Д. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Киров, 1997.
  5. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник / Сост. А. А. Семенюк, И. Л. Городецкая, М. А. Матюшина. М., 1994; 2-е изд., стереотип. М., 1999.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»