Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Проблема их дифференциации - одна из самых сложно решаемых и дискуссионных в теоретическом языкознании наших дней. Это объясняется тем, что при анализе концепта мы имеем дело с сущностями плана содержания, не данными исследователю в непосредственном восприятии; судить же об их свойствах и природе мы можем лишь на основе косвенных данных.
Цель работы - раскрыть сущность когнитивной лингвистики и концепта как ее базового понятия.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия когнитивной лингвистики
2. Проблемы и задачи когнитивной лингвистики
3. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Когнитивная лингвистика.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

Сторонниками третьего подхода  являются Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова и др., которые считают, что концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и народным опытом человека, т.е. концепт является посредником между словами и действительностью.

Концепт, согласно Е.С. Кубряковой, - это оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга (lingva mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. При анализе концепта она считает оправданным использование в когнитивной лингвистике понятий фона и фигуры, которые применяются в психологии при описании сенсорно-перцептивных процессов.

По мнению Кубряковой, если язык отражает особое видение мира, то и отражение в нем позиции наблюдателя (или сознательное абстрагирование от нее) соответствует общей субъективности запечатленных и закрепленных в языке концептов. Вместе с тем синонимия - явление кажущееся, ибо за каждой альтернативной лексемой стоит индивидуальная концептуальная структура.

Определение значения через  концептуальные структуры является, по мнению Е.С. Кубряковой, новым подходом к связыванию значения и знания.

Интересная теория концепта предложена Ю.Д. Апресяном, она основывается на следующих положениях:

1) каждый естественный  язык отражает определенный способ  восприятия и организации мира; выражаемые в нем значения  складываются в некую единую  систему взглядов; своего рода  коллективную философию, которая  навязывается языком всем носителям;

2) свойственный языку  способ концептуализации мира  отчасти универсален, отчасти  национально специфичен;

3) взгляд на мир (способ  концептуализации)"наивен" в том смысле, что он отличается от научной картины мира, но это не примитивные представления.

Общим, для этих подходов является утверждение неоспоримой  связи языка и культуры; расхождение  обусловлено разным видением роли языка  в формировании концепта. Объекты  мира становятся "культурными объекта - ми" лишь тогда, когда представления  о них структурируются этноязыковым мышлением в виде определенных "квантов" знания КОНЦЕПТОВ.

Этот термин до сих пор  не имеет единого определения, хотя он прочно утвердился в современной  лингвистике.

концепт - оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике;

концепт - культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму, единица коллективного знания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой.

Таким образом, понятие концепта пришло из философии и логики, но в последние 15 лет оно переживает период актуализации и переосмысления. Разные определения концепта позволяют  выделить его следующие инвариантные признаки:

это минимальная единица  человеческого опыта в его  идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;

это основные единицы обработки, хранения и передачи знаний;

концепт имеет подвижные  границы и конкретные функции;

концепт социален, его ассоциативное  поле обусловливает его прагматику;

это основная ячейка культуры.

Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя  концептуальную систему, а знаки  человеческого языка кодируют в  слове содержание этой системы.

Следовательно, концепт многомерен, в нем можно выделить как рациональное, так и эмоциональное, как абстрактное, так и конкретное, как универсальное, так этническое, как общенациональное, так и индивидуально-личностное.

Концепты в сознании человека возникают в результате деятельности, опытного постижения мира, социализации, а точнее, складываются из:

а) его непосредственного  чувственного опыта - восприятия мира органами чувств;

б) предметной деятельности человека;

в) мыслительных операций с  уже существующими в его сознании концептами;

г) из языкового знания (концепт  может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме);

д) путем сознательного  познания языковых единиц.

В последнее время дискутируется вопрос о количестве концептов. Если А. Вежбицкая фундаментальными для русской культуры считала всего три концепта ("Судьба", "Тоска" и "Воля"), то Ю.С. Степанов полагает, что их число достигает четырех-пяти десятков. Это "Вечность", "Закон", "Беззаконие", "Слово", "Любовь", "Вера" и др. Концептуальная система опирается на существование этих первичных концептов, из которых развиваются все остальные. Наши наблюдения показывают, что число концептов превышает несколько сот. Д.И. Кирнозе утверждает, что определение точного круга национальных концептов - задача неразрешимая.

Концепты могут классифицироваться по различным основаниям. С точки  зрения тематики они образуют, например, эмоциональную, образовательную, текстовую  и др. концептосферы. Классифицированные по своим носителям концепты образуют индивидуальные, микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные, общечеловеческие концептосферы. Могут выделяться концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса: например, педагогическом, религиозном, политическом, медицинском и др. Сам дискурс может рассматриваться одновременно как совокупность апелляций к концептам и как концепт, существующий в сознании носителей языка.

Концепты как интерпретаторы смыслов все время поддаются  дальнейшему уточнению и модификациям. Они представляют собой реализируемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Возьмем, например, такой признак, как "красный", который, с одной стороны, интерпретируется как признак цвета, а с другой стороны, дробится путем указания на его интенсивность (алый, пурпурный, багряный, трапспарантный, темно-красный. .) и обогащается другими характеристиками. Да и сама возможность интерпретировать разные концепты в разных отношениях свидетельствует о том, что и число концептов и объем содержания многих концептов беспрестанно подвергаются изменениям. "Так как люди постоянно познают новые вещи в этом мире и поскольку мир постоянно меняется, - пишет Л.В. Барсалоу, человеческое знание должно иметь форму, быстро приспосабливаемую к этим изменениям"; поэтому основная единица передачи и хранения такого знания должна быть тоже достаточно гибкой и подвижной.

Предметом поисков в когнитивной  лингвистике являются наиболее существенные для построения всей концептуальной системы концепты - те, которые организуют само концептуальное пространство и  выступают как главные рубрики  его членения.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для современного состояния  науки характерен переход к глобальному  рассмотрению проблем тематики когнитивной  лингвистики.

Термин "картина мира" возник в рамках физики на рубеже ХІХ - ХХ в. С 60-х годов ХХ в. Проблема "картины мира" стала рассматриваться в рамках семиотики при изучении первичных моделирующий систем (языка) и вторичных систем (мифа, религии и т.д.)

По мнению ученых, которые  занимаются этим вопросом когнитивная  лингвистика - это мышление, которое  представляет собой манипулирование  ментальными репрезентациями типа фреймов, сценариев, планов, моделей  и других структур знаний. Язык является ментальным феноменом, становится одним из способов кодирования разнообразных форм познания: чувственного (ощущение, восприятие, представления) и рационального (понятия, суждения, умозаключения). Понять и исследовать способы концептуализации мира можно, лишь овладев определенным набором знаний из новой научной парадигмы. Языковая картина мира отражает способ речевосстановительной деятельности, характерный для той или иной эпохи, с её духовными, культурными и национальными ценностями. Концепт включает понятие, но не исчерпывается только им, а охватывает всё содержание слова: и денотативное, и коннотативное, отражающее представления носителей данной культуры о явлении, стоящем за словом во всем многообразии его ассоциативных связей. Он вбирает в себя значение многих лексических единиц. В концептах аккумулируется культурный уровень каждой языковой личности, а сам концепт реализуется не только в слове, но и в словосочетании, высказывании.

 

 

Литература

1. Алефиренко Н.Ф. Современные  проблемы науки о языке. - М.: Флинта: Наука, 2005, с.174-199

2. Апресян Ю.Д. Основы  семантики. - М.: 1995, С.39

3. Арутюнова Н.Д. Язык  и мир человека. - М.: 1999, С.52.

4. Воркачев К.А. Основы лингвистики. - М: 2001, С.47-48

5. Демьянков В.И. Лингвистика. - М.: 1994, С.54

6. Кубрякова Е.С. Язык и знания. - М.: 2001, С.32

7. Маслова В.А. Введение  в когнитивную лингвистику. - М.: 2004, с.6-71

8. Попова З.Д., Стернин И.А. Языкознание. - М.: 1999, с.10


Информация о работе Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики