Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:47, реферат

Краткое описание

Проблема их дифференциации - одна из самых сложно решаемых и дискуссионных в теоретическом языкознании наших дней. Это объясняется тем, что при анализе концепта мы имеем дело с сущностями плана содержания, не данными исследователю в непосредственном восприятии; судить же об их свойствах и природе мы можем лишь на основе косвенных данных.
Цель работы - раскрыть сущность когнитивной лингвистики и концепта как ее базового понятия.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия когнитивной лингвистики
2. Проблемы и задачи когнитивной лингвистики
3. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Когнитивная лингвистика.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Основные понятия когнитивной  лингвистики

2. Проблемы и задачи  когнитивной лингвистики

3. Концепт как базовое  понятие когнитивной лингвистики

Заключение

Литература

 

 

Введение

В последнее время понятие  концепта активно вошло в научный  обиход. Концепт является единицей описания картины мира - ментальной единицей, содержащей языковые и культурные знания, представления, оценки. В когнитивной  науке концепт рассматривается  как ментальная единица, которая  постоянно переживает изменения: в  его сферу могут входить все  новые фоновые концепты, может  меняться стандартный набор ситуации, и еще более подвижным является одиночный компонент в содержании.

Концепт реализуется в  словесном знаке и в языке  в целом. В таком случае ядро концепта составляет совокупная языковая и речевая  семантика слов.

Наличие концептов в языке  любого народа привлекает внимание, потому что данные исследования могут помочь в изучении культуры самого народа и его истории.

На сегодняшний день данному  вопросу уделялось довольно мало внимания. Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов. Прежде всего, это концепт, понятие и значение.

Проблема их дифференциации - одна из самых сложно решаемых и  дискуссионных в теоретическом  языкознании наших дней. Это объясняется  тем, что при анализе концепта мы имеем дело с сущностями плана  содержания, не данными исследователю  в непосредственном восприятии; судить же об их свойствах и природе мы можем лишь на основе косвенных данных.

Цель работы - раскрыть сущность когнитивной лингвистики и концепта как ее базового понятия.

 

 

1. Основные понятия когнитивной  лингвистики

Когнитивная лингвистика - одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которых является природа  и сущность знания и познания, результаты восприятия действительности и познавательной деятельности человека, накопленных  в виде осмысленной и приведенной  в определенную систему информации. Определим исходные понятия новой  дисциплины.

Познание - процесс отражения  и воспроизведения в мышлении действительности, в результате которого происходит накопление знаний; это  взаимодействие систем восприятия, понимания, представления (репрезентации) и порождения информации.

Информация - сообщение о  фактах, событиях, процессах; данные, сведения, знания, приходящие к человеку по разным каналам и кодируемые, обрабатываемые и перерабатываемые в текущем  сознании; знания, представляемые и  передаваемые языковыми структурами  в процессе коммуникации.

Знание - базисная форма когнитивной  организации результатов отражения  объективных свойств и признаков  действительности в сознании людей, поскольку оно представляет собой  важный фактор упорядочения их повседневной жизни и деятельности. Знания - часть  памяти, содержащиеся в сознании сведения, результаты отражения объектов окружающего  мира, объединенные в определенную упорядоченную систему. Это данные полученные в ходе таких мыслительных процессов, как индукция и дедукция, умозаключение рассуждение, ассоциация, а также операций сравнения, идентификации, распознавания, категоризации и классификации объектов; данные, репрезентированные (представленные) различными когнитивными структурами: фреймами, скриптами, сценариями, пропозициями, образами и т.д. Именно благодаря актуальности и важности в жизнедеятельности человека знание становится элементом культуры. Одновременно с этим знание является продуктом культуры, поскольку процесс освоения человеком правил, норм и стереотипов мышления, выработанных предшествующими эпохами, происходит путем включения знаний в реальную историческую практику людей, принадлежащих соответствующему этнокультурному сообществу.

В таких правилах, нормах и стереотипах мышления запечатлен опыт освоения и осмысления окружающего  мира, закодирована определенная культура, организованная как некий язык (а  не форма жизнедеятельности человека!).

Формы языка культуры и  формы знания образуют синергетическое  единство, которое обладают исторической изменчивостью, т.е. на каждом новом  этапе исторического развития сущность этого единства предстает в новой  конфигурации, в новом обличии. Например, практическое сознание характеризуется  такими формами своей внутренней организации, которые существенно  отличаются от структурирования мифопоэтического сознания и т.д.  В соответствии с этим, знание различным образом включается в архаичную или современную систему культурного сознания, а также выполняет в общественном жизнеустроении различные функции.

В лингвокогнитивном исследовании знание является особым объектом выявляемом в языке культуры, поскольку в ценностно-коммуникативных системах, организующих сознательную деятельность человека, знание играет ведущую роль. Этим данный тип знания отличается от знания практического, методологического или философско-теоретического. Объектом лингвокультурологического анализа является вербализованное знание прагматического типа.

В соответствии с выделенными  типами знания выработаны специальные  подходы к их изучению: структурные, формально-логический и прагматический. Каждый из них изучая знания с определенной точки зрения, обладает своими преимуществами. Все типы знания соотносятся с  объективной реальностью и с  другими типами знания. Поэтому можно  предположить, что они взаимно  дополняют друг друга и в этой взаимодополняемости в контексте жизнедеятельности человека обладают особой значимостью. Интегрирование разных моделей знания возможно лишь при наличии общего основания их понимания (например, понимание знания как феномена культуры).

Знание как самодостаточная  семантическая реальность в контексте  культуры упорядочивается ценностно-смысловыми моделями традиционного миропонимания. Знание - это системно упорядоченный  набор сведений, отложившийся в сознании как часть памяти. Различают знания языковые (знание языка - грамматики, лексики и т.п.; знание об употреблении языка; знание основ речевого общения) и знания внеязыковые - знание ситуации, адресата (его целей, планов, представлений о говорящем и об окружающей обстановке), знания о мире. В центре внимания когнитивной лингвистики находятся языковые знания.

 

2. Проблемы и задачи когнитивной лингвистики

Существует четыре варианта когнитивистики:

  1. Описание и объяснение механизмов, соединяющих стимул и реакцию, вход и выход человеческой "думающей машины";
  2. Исследование явлений внутренней ментальной природы человека;
  3. Акцентирование субъекта в качестве источника, инициатора своих действий;
  4. Изучение специфики когнитивных процессов в сравнении с аффектами.

На данном этапе развития перед когнитивной лингвистикой ставятся три главные проблемы: о  природе языкового знания, о его  усвоении и о том, как его используют. Поэтому исследования ведутся в  основном по следующим направлениям:

а) виды и типы знаний, представленных в этих знаках (гносеология = теория познания), и механизм извлечения из знаков знаний, т.е. правила интерпретации (когнитивная семантика и прагматика);

б) условия возникновения  и развития знаков и законы, регулирующие их функционирование;

в) соотношение языковых знаков и культурных реалий в них  отраженных.

Центральной проблемой в  русской когнитивной лингвистике  стала категоризация человеческого  опыта. Категоризация тесно связана  со всеми когнитивными способностями  человека, а также с разными  компонентами когнитивной деятельности - памятью, воображением, вниманием и др. Категоризация воспринятого - это важнейший способ упорядочить поступающую к человеку информацию.

Задачи.

Согласно современным  представлениям, основной задачей общей теории языка является объяснение механизма обработки естественного языка, построение модели его понимания. Учитывая, что в основе такой модели лежит тезис о взаимодействии различных типов знания, лингвистика уже не обладает монополией на построение общей модели языка.

Лингвистическая теория должна отвечать не только на вопрос, что такое  язык, но и на вопрос, чего достигает  человек посредством языка. В  этой связи задачи когнитивной лингвистики  следует определить, как попытку понять следующее.

Какова роль участия языка  в процессах познания и осмысления мира?

Выяснить соотношение  концептуальных систем с языковыми. Как именно соотносятся когнитивные  структуры сознания с единицами  языка?

Установить, как участвует  язык в процессах получения, переработки  и передачи информации о мире.

Понять процессы концептуализации и категоризации знаний; описать  средства и способы языковой категоризации  и концептуализации констант культуры.

Как описать систему универсальных  концептов, организующих концептосферу и являющихся основными рубрикаторами ее членения?

Решить проблемы языковой картины мира; соотношение научной  и обыденной картин мира с языковой.

Что же на сегодняшний день является предметом изучения в русской  когнитивной лингвистике?

Во-первых, это когнитивная  семантика, ибо содержание знака  тесно связано с познавательной деятельностью человека. В структуре  знаний, стоящих за языковым выражением, в определенной степени отражается способ номинации. Поэтому важное место  в когнитивных исследованиях  отводится языковой номинации - разделу  языкознания, изучающему принципы и  механизмы называния имеющихся  у человека идей и представлений.

Во-вторых, когнитивная лингвистика  устанавливает образные схемы, в  рамках которых человек познает  мир. Согласно М. Джонсону, автору теории образных схем, это повторяющийся  динамический образец наших процессов  восприятия, на основе которых осмысляются затем более абстрактные идеи. Например, чувства воспринимаются через любую текучую жидкость.

С когнитивной точки зрения исследуются метафора и метонимия. Например, метафора - это осмысление и репрезентация одних смыслов  на основе других. Так, низ негативно оценивается в русской ментальности, отсюда выражения низкие помыслы, низкие вкусы, низкий поступок, низы общества. Метафорический способ постижения мира имеет всеобщий и обязательный характер, поэтому метафора может быть рассмотрена как один из фундаментальных когнитивных механизмов человеческого сознания.

Метонимия - устойчивая ассоциация представлений. В их основе лежит  идея смежности представлений - сдвиг  одного наименования на другое: Я люблю Баха (= музыку Баха). Рассмотренная в системе метонимия высвечивает особые образные блоки, осознаваемые носителями языка, но в целом языком не фиксируемые.

В-третьих, исследование с  когнитивных позиций дискурса.

В-четвертых, с позиций  когнитивной лингвистики ученые пытаются проникнуть в другие формы  представления знаний, играющие важную роль в функционировании языка, - фреймы, скрипты, сценарии, пропозиции и т.д.

В-пятых, предметом исследования в когнитивной лингвистике также  являются концепты, точнее, моделирование  мира с помощью концептов. Наиболее существенными для построения всей концептуальной системы являются те, которые организуют само концептуальное пространство и выступают как  главные рубрики его членения.

Когнитивная лингвистика  дополняет анализ языка анализом речи, различных контекстов употребления соответствующих лексем, зафиксированных  в текстах суждений о концепте, его определений в разных словарях и справочниках, анализом фразеологии, пословиц, поговорок, афоризмов, в которых  концепт репрезентирован.

Выделенные нами задачи когнитивной  лингвистики Е.С. Кубрякова сгруппировала как "изучение языковых процессов, языковых единиц и категорий и т.п. в их соотнесении с памятью, воображением, восприятием, мышлением".

 

3. Концепт как базовое  понятие когнитивной лингвистики

Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать, как развивающую умение ориентироваться в мире, а эта деятельность сопряжена с необходимостью отождествлять и различать объекты: концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Следовательно, формирование концептов связано с познанием мира, с формированием представлений о нем.

К концу XX века лингвисты  поняли, что носитель языка - это  носитель определенных концептуальных систем. Концепты суть ментальные сущности. В каждом концепте сведены воедино  принципиально важные для человека знания о мире и вместе с тем  отброшены несущественные представления. Система концептов образует картину  мира (мировидение, мировосприятие), в  которой отражается понимание человеком  реальности, ее особый концептуальный "рисунок", на основе которого человек  мыслит мир. Экспликация процесса концептуализации и содержания концепта доступна только лингвисту, который сам является носителем данного языка. Таким  образом, на рубеже тысячелетий на первый план в лингвистике выходит проблема ментального, ибо концепты - ментальные сущности.

Термин концепт в лингвистике и старый и новый одновременно. С.А. Аскольдов-Алексеев еще в 1928 г. опубликовал статью "Концепт и слово", но до середины XX века понятие "концепт" не воспринималось как термин в научной литературе.

Сейчас в лингвистической  науке можно обозначить три основных подхода к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт - это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.

Первый подход, представителем которого является Ю.С. Степанов, при  рассмотрении концепта большее внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как  совокупность концептов и отношений  между ними. Следовательно, концепт - это основная ячейка культуры в  ментальном мире человека. Они занимают ядерное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование становится чрезвычайно актуальным.

Второй подход привлечение  в когнитивную лингвистику (Н.Д. Арутюнова  и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев и др.) семантики языкового знака  представляет единственным средством  формирования содержания концепта.

Информация о работе Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики