Классификация эльфов на примере английских произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является на основе изучения народных традиций описать образы эльфов, созданных в английских сказках, и показать трансформацию этих образов в современной англоязычной литературе.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи: классифицировать образы эльфов в различных культурах по внешним признакам, функциональным особенностям и особенностям характера; проследить развитие и изменение образа эльфов в литературе ХХ века; определить особенности авторских образов эльфов в романах Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогии Толкина «Властелин колец».

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…….….…..3
Раздел 1. Образы эльфов в различных культурах и мифологии…………………………………………………………...………….……6
1.1. Эльфы как младшие духи германской мифологии………………..………….6
1.2. Скандинавские альвы………………………………………………..……….....8
1.3. Ирландские лепреконы и шотландские дроу……………………………….....9
Краткие выводы по разделу 1……………………………………………..……….10
Раздел 2. Образы эльфов в английской литературе……………………….……..12
2.1. Эльфы в английском фольклоре…………………………………………...…12
2.2. Жанр фэнтези в английской литературе……………………………..………14
2.3. Эльфы Дж. Р. Р. Толкина………………………………………………….…16
2.4. Домовые эльфы Дж. Роулинг…………………………………………..…..…20
Краткие выводы к разделу 2………………………………………………..….…..22
Заключение……………………………………………………………………..…...24
Список использованных источников……………………………………...………26

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

Из-за того, что срок жизни  эльфов не ограничен, они достигли совершенства во всех искусствах, уступая только гномам — в обработке металлов. В остальном они преуспели  больше других народов. Среди наиболее часто упоминающихся достижений эльфийской культуры — скульптура, архитектура, кораблестроение, обработка драгоценных камней, разведка, военное дело. Говоря о последнем, отметим, что, вопреки бытующему мнению, эльфы не отдавали предпочтения какому-либо виду оружия, владея всеми видами одинаково хорошо [3, с. 78 – 81].

Описание архитектуры  и скульптур, созданных эльфами, мы часто встречаем на страницах  книг Толкина: Гондолин, Нарготронд, Ривендейл, Лориэн. Общее в этих творениях только одно — совершенная красота. Также мы встречаем величественные корабли-лебеди, создаваемые одной из ветвей эльфов — телери. Весь сюжет книги “Сильмариллион” строится вокруг трех камней непередаваемой красоты, сделанных одним из эльфов.

Среди прочих умений эльфов есть и такое, которое некоторые  несведущие люди называют магией. На самом  деле суть этого умения заключается  в том, что эльфы могут общаться без слов, образами.

В дальнейшем эльфы Толкина стали своеобразным эталоном для многих авторов фэнтези, которые широко использовали древнюю расу в своих мирах [17, с. 431].

Таким образом, сегодняшнее представление об эльфах во многом сложилось благодаря творчеству Дж.Р.Р.Толкина. Дж. Р. Р. Толкиен,  судивший о них на основе скандинавской, англо-саксонской и кельтской мифологии, относил эльфов к древней расе и считал, что они были совершенны и ликом и телом. Некрасивых эльфов, по его мнению, не было, потому что они были созданы без изъянов. Толкиен видел в эльфах благородных лесных рыцарей.

 

 

2. 4. Домовые эльфы Дж. Роулинг

В восточнославянской мифологии  домовой эльф являлся духом дома. Обычно представляем собой небольшого старичка с лицом, покрытым шерстью. Может быть также на одно лицо с хозяином дома. Его деятельность скорее полезна обитателям дома и связана с поддержанием благополучия в хозяйстве. Обычно домовых задабривали небольшими «жертвами» - клали немного еды за печь, где, по поверьям, обитают домовые. При переезде на новое место необходимо было особым ритуалом уговорить домового переехать вместе с хозяевами. В противном случае людей ожидали всяческие неприятности и лишения. Кроме того, если хозяева дома были почему-либо неприятны домовому или не относились к нему с должным почтением, он мог мстить людям, вредя их домашнему хозяйству. Хотя считается, что домовой живет непосредственно в доме, где, как правило, висят иконы или распятие (чего не может вынести ни один из представителей нечистой силы), да еще и любит полакомиться солью (что также неприемлемо даже для ведьм), тем не менее домовой является именно нечистой силой, только не такой вредоносной, как ее типичные представители.

У Роулинг домовые превратились в своеобразный гибрид непосредственно  домового и эльфа. Таким образом, на свет появились домовые эльфы, у которых есть черты, присущие этим обоим сверхъестественным существам.

Домовые эльфы имеют внешность  эльфов (скорее пикси), но сфера их деятельности находится исключительно в компетенции домовых - они ведут домашнее хозяйство в семьях своих хозяев. Вместе с тем у домовых эльфов есть ряд существенных отличий как от эльфов, так и от домовых. «Настоящие» эльфы владеют Древней магией, гораздо могущественнее людей и относятся к ним с презрением. Эльфы никогда не живут вместе с людьми и уж тем более не находятся у них в подчинении. Данным же несчастным созданиям запрещено даже пользоваться волшебной палочкой, они полностью бесправны и находятся в полной зависимости от своих хозяев, чтобы не сказать в рабстве. «Настоящие» домовые помогают людям только по своему усмотрению (могут и, наоборот, вредить), требуют уважительного к себе отношения (ритуалы по «задабриванию» домового) и в целом опять же скорее человек находится в некоторой зависимости от капризов «дедушки-соседушки». Но так же как и домовый эльф, домовой не может жить без людей - своих хозяев. Считалось, что, если дом сгорит на пожаре или будет оставлен людьми в силу других причин, домовой будет горько плакать и выть, если его не пригласить в новый дом. Так же и домовые эльфы Роулинг переживают настоящую трагедию, лишившись своих хозяев (например, Винки) [6, с. 240].

В книгах Роулинг образы домовых эльфов вообще не имеют аналогов. Это своеобразный гибрид пикси (по внешнему виду), домового (по сфере деятельности) и искусственно созданного раба-слуги вроде гомункулуса (см. Алхимия) или голема (по рабскому положению), которого при желании можно просто разрушить за ненадобностью или в наказание (можно вспомнить известную легенду о знаменитом «пражском големе» Лева бен Бецалеля). Но в отличие от первых домовые эльфы живут вместе с волшебниками-людьми в их мире; в отличие от второго, самого имеющего власть над людьми, боящимися его неудовольствия, и требующего угождать себе, домовые эльфы полностью подчинены людям и лишены возможности применять волшебство (им даже нельзя пользоваться волшебными палочками). Наконец, в отличие от третьего они не являются творением рук человека, а представляют собой самостоятельную «расу» волшебного мира. По Роулинг, эльфы- домовики до конца дней своих должны жить в одном доме и служить одной семье, могут стать свободными только если хозяева дадут им вольную - подарят что-то из одежды [18, с. 326].

Таким образом, эльфы в произведениях Дж. Роулинг совершенно не похожи на своих «однофамильцев» из других произведений английского фольклора, которых она превратила в домовых слуг. Домовые эльфы не принадлежат сами себе. Они — вечные, «наследственные» рабы какой-либо волшебной семьи. У Роулинг домовые превратились в своеобразный гибрид непосредственно домового и эльфа. Таким образом, на свет появились домовые эльфы, у которых есть черты, присущие этим обоим сверхъестественным существам.

Краткие выводы к  разделу 2

Развитие жанра фэнтези возобновило интерес к мифическим созданиям, в частности эльфам. Эльфы глубоко укоренены в европейской традиции. В фэнтези-литературе эльфы являются, наряду с гномами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас. Англичане, в отличие от жителей Скандинавского полуострова и Германии, не разделяют эльфов на «светлых» и «тёмных». Эльфы видятся англичанам скорее в образе фейри – не злых, но и не добрых существ, со своими странностями, пристрастиями и пороками.

Эльфы присутствуют в произведениях  лорда Дансени и Джона Рональда Руэла Толкина. Интересен образ эльфов у Шекспира. У Уильяма Шекспира эльфы — это маленькие воздушные крылатые существа, напоминающие не эльфов английского фольклора, а скорее маленьких и крылатых малюток-пикси. Это шутливо подчеркивал Толкин, считавший свое отображение мифических рас более соответствующим германскому, кельтскому и вообще европейскому фольклору в целом.

Различия образов эльфов в произведениях Уильяма Шекспира и Джона Толкина объясняются, тем, что Шекспир включал в свои произведения персонажей английского фольклора и народных сказок, в то время как Толкин в своих романах использовал материал, взятый из «Эдды» и других германских сказаний.

Из-под пера Толкина появляются лориентские эльфы и мутирующие эльфы, а также домовые эльфы Роулинг. Толкиен вводит новые черты и умения, то есть развивает образ эльфов. Толкиен придумал для своих эльфов особый язык, письменность, культуру, историю, создав в итоге объемный, целостный образ, прочно занявший позиции в литературе.

В видении Толкиена – это прекрасные внешне создания, чего не скажешь об эльфах Роулинг. В отличие от Толкиена, ее эльфы представлены маленькими человечками с уродливыми лицами, тонким носом и огромными зелеными глазами. Эти эльфы являются служителями в доме, отсюда и название – домовые эльфы. Как положено домовому эльфу, он служит не дому, а конкретной семье и занимается домашним хозяйством.

 

 

Заключение

Место ушедших легендарных  эльфов заняли эльфы сказочные, и, уступив  свои позиции в мифологии, эльфийский народ начал незамедлительно  отвоевывать их в литературе.

В разные времена люди по-разному  представляли эльфов. Эльфами являлось то, что сложно было объяснить с  физической точки зрения. Людям всегда было необходимо во что-то верить. Был  создан образ чего-то прекрасного, всемогущего  и бессмертного. Что-то, что могло  вселять надежду, приносить радость. Так возник образ эльфа, прекрасного  существа, идеального, ассоциирующегося с чем-то светлым и светящимся.

Несмотря на созданный  образ, впоследствии пошли разделения на расы и виды. Эльфы делились на темных и светлых, высоких и низких, красивых и уродливых, и каждый из них считался эльфом.

«Мифологический словарь» определяет эльфов как низших духов германской мифологии, «Большая советская энциклопедия» - как духов природы, населяющих воздух, землю, горя, леса. Такое расхождение в определении эльфов сложилось потому, что этот образ за века претерпел множество изменений, у него сложная история. Этот образ часто сливался с образами других сказочных существ, брал на себя их функции, затем выделялся опять как самостоятельный, наполнялся новым смыслом. Развитие этого образа продолжается и сегодня. Эльф - это не столько мифологический персонаж, сколько воплощение извечной тяги человека к волшебству, к чуду.

Впервые образ эльфов или  альвов был зафиксирован в письменном источнике в начале XIII века. Это произведения древнескандинавской литературы «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», составленные исландским поэтом и политиком Снорри Стурлусоном. В «Эддах» собраны легенды о богах и героях древности. Именно там есть описание народа альвов. Альвы бывают двух типов-светлые и «темные».

В современной литературе образы эльфов используется в творчестве многих писателей, особенно ярким и  интересным примером являются романы Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогия Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец».

Роулинг и Толкин черпали свои образцы из одного источника, но их эльфы отличаются как внешне, так и по функциям в сюжетной линии.

Эльфы Толкина стали эталоном для многих авторов фэнтези, хотя каждый писатель вносит что-то новое в традиционный образ. Его мир Арды стал одной из первых фэнтези- Вселенных, в которой присутствуют элементы из различных мифов и легенд многих народов. Дж.Р.Р.Толкин первый подробно описал внешний и внутренний мир, общественное устройство и занятия эльфов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варг, В. Скандинавская мифология и мировоззрение / В. Варг // Скандинавская мифология и мировоззрение. – М. : Тамбов, 2010. – 232 с.

2. Зайцева, С. Д. Скандинавская  мифология: Энциклопедия / С. Д.  Зайцева // Скандинавская мифология:  Энциклопедия. – М. : Мидгард, 2005. – 592 с.

3. Кантор, В. Мир Толкина / В. Кантор // Мир Толкина. – СПб. : Летний сад, – 1983. – с. 78 - 81.

4. Королева, К. П. Сказки о феях, эльфах и волшебстве / К. П. Королева // Сказки о феях, эльфах и волшебстве. – М. : Риф, 2003. – 501 с.

5. Кирк, Р. Тайный союз эльфов и фей / Р. Кирк // Тайный союз эльфов и фей. – М. : Риф, 2003. – 177 с.

6. Кружков, Р. А. Энциклопедия  магии и волшебства в книгах  Дж. Роулинг / Р. А. Кружков // Энциклопедия магии и волшебства  в книгах Дж. Роулинг. – М. : Просвещение, 2006. – 240 с.

7. Муравьев, В. К. Предыстория к «Властелину колец» / В. К. Муравьев // Предыстория к «Властелину колец». – М. : Радуга, 1988. – 280 с.

8. Орлова, Л. И. Британские  легенды и сказки / Л. И. Орлова // Британские легенды и сказки. – М. : Риф, 1991. – 342 с.

9. Платов, А. Н. Мифы и магия индоевропейцев / А. Н. Платов // Мифы и магия индоевропейцев. – М. : София, 2002. – 224 с.

10. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп // Исторические корни волшебной сказки. – М. : Правда, 2004. – 332 с.

11. Роллестон, Т. Мифы, легенды и предания кельтов / Т. Роллестон // Мифы, легенды и предания кельтов. - М. : Центрполиграф, 2004. – 349 с.

12. Роулинг, Дж. К. Гарри  Поттер и Тайная комната / Дж. К. Роулинг // Гарри Поттер и  Тайная комната. – М. : Пресс, 2007. – 667 с.

13. Толкин, Дж. P.P. О волшебных историях / Дж. P.P. Толкин // О волшебных историях. – М. : Гнозис, 1991. – 239 с.

14. Черноземова, Л. Н. История английской литературы / Л. Н. Черноземова // История английской литературы. – М. : Правда, 1998. – 679 с.

15. Шерешевская, Н. В.  Британские легенды и сказки / Н. В. Шерешевская // Британские  легенды и сказки. – М. : Правда, 1999. – 592 с.

16. Шерешеская, Н. В. Сказки и легенды народов Западной Европы / Н. В. Шерешевская // Сказки и легенды народов Западной Европы. – М. : Правда, 1996. – 340 с

17. Широкова, Н. С. Мифы кельтских народов / Н. С. Широкова // Мифы кельтских народов. – М. : Астрель, 2005. - 431 с.

18. Шкунаев, С. В. Предания и мифы средневековой Ирландии / С. В. Шкунаев // Предания и мифы средневековой Ирландии. – М. : МГУ, 1991. - 326 с.

19. Штейнман, М. А. Специфика восприятия произведений Дж.Р.Р. Толкина / М. А. Штейман // Специфика восприятия произведений Дж.Р.Р. Толкина. М. : Олимп, 2002. – 145 с.


Информация о работе Классификация эльфов на примере английских произведений