Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:24, курсовая работа
Целью данной работы является на основе изучения народных традиций описать образы эльфов, созданных в английских сказках, и показать трансформацию этих образов в современной англоязычной литературе.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи: классифицировать образы эльфов в различных культурах по внешним признакам, функциональным особенностям и особенностям характера; проследить развитие и изменение образа эльфов в литературе ХХ века; определить особенности авторских образов эльфов в романах Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогии Толкина «Властелин колец».
Введение………………………………………………………………...…….….…..3
Раздел 1. Образы эльфов в различных культурах и мифологии…………………………………………………………...………….……6
1.1. Эльфы как младшие духи германской мифологии………………..………….6
1.2. Скандинавские альвы………………………………………………..……….....8
1.3. Ирландские лепреконы и шотландские дроу……………………………….....9
Краткие выводы по разделу 1……………………………………………..……….10
Раздел 2. Образы эльфов в английской литературе……………………….……..12
2.1. Эльфы в английском фольклоре…………………………………………...…12
2.2. Жанр фэнтези в английской литературе……………………………..………14
2.3. Эльфы Дж. Р. Р. Толкина………………………………………………….…16
2.4. Домовые эльфы Дж. Роулинг…………………………………………..…..…20
Краткие выводы к разделу 2………………………………………………..….…..22
Заключение……………………………………………………………………..…...24
Список использованных источников……………………………………...………26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Образы эльфов в
различных культурах и
1.1. Эльфы как младшие
духи германской мифологии……………
1.2. Скандинавские альвы……………………………
1.3. Ирландские лепреконы и шотландские дроу……………………………….....9
Краткие выводы по разделу 1……………………………………………..……….10
Раздел 2. Образы эльфов в английской литературе……………………….……..12
2.1. Эльфы в английском
фольклоре…………………………………………...…
2.2. Жанр фэнтези в английской литературе……………………………..………14
2.3. Эльфы Дж. Р. Р. Толкина……………………………………………
2.4. Домовые эльфы Дж. Роулинг…………………………………………..…..…
Краткие выводы к разделу 2………………………………………………..….…..22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...………
Введение
Чтобы понять истоки появления эльфов в фэнтези, нужно начать изучение с огромного пласта сказаний разных народов. Даже само слово «эльф» трактуется по-разному в разных словарях. «Мифологический словарь» определяет их как низших духов германской мифологии. "Большая советская энциклопедия" дает им такое определение: эльфы - это духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Для поклонников Джона Р.Р. Толкина, эльф - высокий и прекрасный обитатель лесов. Многовековой образ эльфа воистину многогранен. Каждый может найти в нем что-то свое: от грациозного шаловливого духа до сурового, подчас жестокого, воина. За века образ эльфа претерпевал огромные изменения, открывал одни грани и старательно прятал другие, сливался с различными мифологическими существами и снова обретал свою идентичность. Каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное. Изучением эльфов занимались такие ученые, как Йоун Гвюдмундссон, Олав Свейнсон и др [16, с. 340].
Чтобы понять, откуда взялись эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее — найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами. В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые, и описываются как отдельный народ.
Образы народных традиций в настоящее время стали очень популярными. Пик их популярности приходится на выход в свет таких известных произведений, как трилогия Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» (1954-1955) и романы Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Авторы произведений развили эти образы и придали им особый колорит. Развитие жанра фэнтези возобновило интерес к мифическим созданиям, в часности эльфам. Эльфы являлись духами природы – земли и подземелий, воды и воздуха, лесов и полей. Также эльфы имели отношение к плодородию, ремеслам и колдовству.
Целью данной работы является на основе изучения народных традиций описать образы эльфов, созданных в английских сказках, и показать трансформацию этих образов в современной англоязычной литературе.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи: классифицировать образы эльфов в различных культурах по внешним признакам, функциональным особенностям и особенностям характера; проследить развитие и изменение образа эльфов в литературе ХХ века; определить особенности авторских образов эльфов в романах Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогии Толкина «Властелин колец».
Предметом исследования являются английские сказки и легенды, а также понятие «эльф».
Объектом исследования является германская мифология и кельтские сказания, а также проявление образа «эльф» в творчестве английских писателей Дж. Роулинг и Дж. Р. Р. Толкина.
Материалом исследования послужили английские сказки о фейри, пикси, паках, а также легенды об эллилонах и гвиллионах, романы Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогия Толкина «Властелин колец».
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире возрос интерес к мифологическим существам, в частности, к эльфам. Пик этого интереса был вызван экранизацией трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» и романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере. На фоне этой популярности представляется крайне интересным и важным определить, что послужило основой создания образов современных эльфов в английской литературе.
Новизна и теоретическая ценность работы состоит в анализе образа эльфов, в систематизации и классификации образов эльфов в народной традиции и в определении связи образа эльфов народной традиции и эльфов жанра фэнтези. Произведен систематический подход к соотношению восприятия и отражения образа эльфов в мифологии, фольклоре и современной английской литературе.
Практическая ценность работы состоит в том, что данную работу можно использовать как дополнительный материал по зарубежной литературе в изучении жанра фэнтези.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении ставятся цели, задачи, сообщается актуальность, новизна, предмет и объект исследования, теоретическая и практическая ценности.
Раздел 1 посвящается изучению образов эльфов в различных культурах и мифологии.
Раздел 2 исследует эльфов в английских сказках, произведениях Дж. Р. Р. Толкина и Дж. Роулинг.
В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы.
Список использованной литературы содержит источники, которые использовались при написании работы.
РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗЫ ЭЛЬФОВ
В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ И
1. 1. Эльфы как младшие духи германской мифологии
Один из загадочных и таинственных народов Волшебной страны западноевропейских мифов и легенд, «переселившихся» в фэнтези – эльфы. Они очень разные не только в волшебной фантастике ХХ и начала ХХI веков., но и в ее источнике – мифах, легендах, сказках и преданиях.
В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» — тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene») [14, с. 679].
Первоначально эльфы (альвы) – персонажи германо-скандинавской мифологии. Во внешности эльфов нередко присутствуют нечеловеческие черты, отличающие их от людей – исключительная красота (или, наоборот, уродство), заостренные крупные уши, раскосые глаза (иногда со звериными вертикальными зрачками). Что касается роста, эльфы упоминаются как крохотные, в палец величиной человечки с прозрачными крылышками или как существа в половину или треть человеческого роста, живущие в лесах и горах.
«Мифологический словарь» определяет их как младших духов германской мифологии. Младшие духи – это значит, что они в первую очередь становились персонажами не легенд, повествующих о богах и приравненных к ним героях, а самых обыкновенных сказок. Это древняя, как с литературной, так и с исторической точки зрения, раса. В то же время, эльфы – сверхъестественные существа, обитающие между небом и землей. Слово «эльф» произошло от скандинавского alfar. В скандинавской мифологии они так и называются – альвы. Иногда эльфов называют феями или фейри.
Согласно германо-
Одной из популярных вариаций образа эльфов является их деление на «высших» и «лесных». «Лесные» эльфы – раса, застывшая в единении с природой, живущая в лесах. Обычно «лесные» эльфы живут небольшими сообществами, минимально изменяющими леса и не причиняющими им вреда. «Высшие» эльфы – эльфы, активно развивающие цивилизацию в человеческом смысле. Как правило, такие эльфы обитают в собственных городах, имеют развитое строительное дело, металлургию и так далее.
Для германской мифологии типично два вида эльфов: «светлые», или «небесные» эльфы, и «темные» эльфы.
Первый тип – существа добрые и справедливые, неспособные склониться ко злу или тьме. Больше всего они любят красивые цветы, иногда они посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Второй тип эльфов жадны, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Больше всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных [10, с. 332].
Таким образом, в германской мифологии образ эльфов разнообразен и многогранен.
1. 2. Скандинавские альвы
Впервые образ эльфов, или альвов, был зафиксирован в письменном источнике в начале XIII века. Это произведения древнескандинавской литературы «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», составленные исландским поэтом и политиком Снорри Стурлусоном. В «Эддах» собраны легенды о богах и героях древности. Именно там есть описание народа альвов.
Альвами называли духов, обитавших повсюду в природе. Они были духами земли и подземелий, воды, воздуха, лесов, полей и гор. Альвы имели также отношение к плодородию, ремеслам и колдовству.
Изначально альвы олицетворяли собой души умерших, но постепенно их роль в иерархии божественных существ претерпела изменения. В ранней скандинаво-германской мифологии альвы — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, либо на Земле, либо в мире альвов (эльфов), который также описывался существующим вполне реально. Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло до времен средневековья, оставшись навсегда в языках, именах, культуре и генеалогии европейских стран.
Скандинавские альвы делились на светлых (или белых) и темных (или черных). Светлые альвы живут в Альфмейхе, темные – под землей. Светлые альвы светловолосы и светлокожие, их облик сходен с человеческим. Темные предстают в виде карликов и не сильно отличаются от ныне традиционных гномов, за исключением отрицательного отношения к солнечному свету – он превращает темных альвов в камень.
Светлые альвы, в скандинавских мифах, близки по своим функциям к ваннам – богам плодородия и морской стихии. Так, мир ваннов называют и Ваннахеймом, и Альфмейхом.
В средневековой демонологии и алхимии альвы превратились в духов стихий: гномов – духов земли, ундин – духов воды, сильфов – духов воздуха, и эльфов, или саламандр – духов огня [1, с. 232].
Таким образом, источником древнескандинавского фольклора считается Младшая и Старшая Эдда. В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные).
1. 3. Ирландские лепреконы и шотландские дроу
Лепреконами в ирландской мифологии называли маленьких человечков (около 2 футов ростом) преклонного возраста, которые одевались в зеленые тона. Лепреконы – прекрасные сапожники, они мастерят обувку для других представителей потусторонних сил – фей, клуриконов и т.д.
Кроме сапожного дела, трудолюбивые лепреконы взвалили на себя обязанность хранить и преумножать древние сокровища. Каждый лепрекон имеет свой горшочек или кувшинчик с золотом. Из-за этих сокровищ лепреконы стараются избегать контактов с людьми, которых считают существами легкомысленными, глупыми и жадными. Легенда гласит, что если поймать лепрекона, он должен выполнить три желания или показать, где хранится его золото.
Лепреконов женского пола в кельтской мифологии нет, это всегда мужчины, причем немолодые — как минимум, достаточно взрослые, чтобы обзавестись бородой.
Предок теперешнего лепрекона – кельтский языческий Бог Лак, Бог Солнца, ремесел и искусства. В сказаниях и легендах ирландцев, кельты ушли в подземелья и стали эльфами [11, с. 349].
Дроу – шотландские и оркадские эльфы. Это чернокожие эльфы. Ростом они шесть-семь футов, внешностью, кроме цвета кожи, соответствуют светлым собратьям толкиеновского образца.
Согласно книгам правил и художественной литературе, дроу — стройные существа с обсидианово-чёрной кожей и красными глазами. Их волосы преимущественно белого цвета, причем благородные эльфы носят их длинными и распущенными, в отличие от простолюдинов. Как и все эльфы, они обладают вытянутыми ушами и острыми чертами лица.
Дроу живут глубоко под землей, в вечном мраке. Все дроу обладают магическими способностями. Живут они порядка 700 лет. Люди почитают и одновременно боятся их – согласно описанию, эльфы дроу – отнюдь не подарок. За вредность характера некоторые исследователи записали было дроу в гоблинов – маленьких зловредных духов, но деградация образа гоблина не позволила смешать с ними могущественных дроу [2, с. 592].
Информация о работе Классификация эльфов на примере английских произведений