Классификация эльфов на примере английских произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является на основе изучения народных традиций описать образы эльфов, созданных в английских сказках, и показать трансформацию этих образов в современной англоязычной литературе.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи: классифицировать образы эльфов в различных культурах по внешним признакам, функциональным особенностям и особенностям характера; проследить развитие и изменение образа эльфов в литературе ХХ века; определить особенности авторских образов эльфов в романах Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогии Толкина «Властелин колец».

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…….….…..3
Раздел 1. Образы эльфов в различных культурах и мифологии…………………………………………………………...………….……6
1.1. Эльфы как младшие духи германской мифологии………………..………….6
1.2. Скандинавские альвы………………………………………………..……….....8
1.3. Ирландские лепреконы и шотландские дроу……………………………….....9
Краткие выводы по разделу 1……………………………………………..……….10
Раздел 2. Образы эльфов в английской литературе……………………….……..12
2.1. Эльфы в английском фольклоре…………………………………………...…12
2.2. Жанр фэнтези в английской литературе……………………………..………14
2.3. Эльфы Дж. Р. Р. Толкина………………………………………………….…16
2.4. Домовые эльфы Дж. Роулинг…………………………………………..…..…20
Краткие выводы к разделу 2………………………………………………..….…..22
Заключение……………………………………………………………………..…...24
Список использованных источников……………………………………...………26

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.docx

— 59.19 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………...…….….…..3

Раздел 1. Образы эльфов в  различных культурах и мифологии…………………………………………………………...………….……6

1.1. Эльфы как младшие  духи германской мифологии………………..………….6

1.2. Скандинавские альвы………………………………………………..……….....8

1.3. Ирландские лепреконы и шотландские дроу……………………………….....9

Краткие выводы по разделу 1……………………………………………..……….10

Раздел 2. Образы эльфов в  английской литературе……………………….……..12

2.1. Эльфы в английском  фольклоре…………………………………………...…12

2.2. Жанр фэнтези в английской литературе……………………………..………14

2.3. Эльфы Дж. Р. Р. Толкина………………………………………………….…16

2.4. Домовые эльфы Дж. Роулинг…………………………………………..…..…20

Краткие выводы к разделу 2………………………………………………..….…..22

Заключение……………………………………………………………………..…...24

Список использованных источников……………………………………...………26

 

 

Введение

Чтобы понять истоки появления  эльфов в фэнтези, нужно начать изучение с огромного пласта сказаний разных народов. Даже само слово «эльф» трактуется по-разному в разных словарях. «Мифологический словарь» определяет их как низших духов германской мифологии. "Большая советская энциклопедия" дает им такое определение: эльфы - это духи природы, населяющие воздух, землю, горы, леса. Для поклонников Джона Р.Р. Толкина, эльф - высокий и прекрасный обитатель лесов. Многовековой образ эльфа воистину многогранен. Каждый может найти в нем что-то свое: от грациозного шаловливого духа до сурового, подчас жестокого, воина. За века образ эльфа претерпевал огромные изменения, открывал одни грани и старательно прятал другие, сливался с различными мифологическими существами и снова обретал свою идентичность. Каждый автор фэнтези, который упоминает в своих книгах об этой расе, дает им свое собственное название и добавляет к их уже известному облику что-то оригинальное. Изучением эльфов занимались такие ученые, как Йоун Гвюдмундссон, Олав Свейнсон и др [16, с. 340].

Чтобы понять, откуда взялись  эльфы на страницах фэнтези-литературы, нужно, прежде всего, открыть древнескандинавские произведения. Если точнее — найти Старшую и Младшую Эдду, два сборника прозы и стихов, составленных исландскими сказителями-скальдами. В них излагаются легенды о богах и героях, об их происхождении, судьбе и деяниях. Именно там эльфы или альвы появляются впервые, и описываются как отдельный народ.

Образы народных традиций в настоящее время стали очень  популярными. Пик их популярности приходится на выход в свет таких известных  произведений, как трилогия Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» (1954-1955) и романы Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Авторы произведений развили эти образы и придали им особый колорит. Развитие жанра фэнтези возобновило интерес к мифическим созданиям, в часности эльфам. Эльфы являлись духами природы – земли и подземелий, воды и воздуха, лесов и полей. Также эльфы имели отношение к плодородию, ремеслам и колдовству.

Целью данной работы является на основе изучения народных традиций описать образы эльфов, созданных  в английских сказках, и показать трансформацию этих образов в современной англоязычной литературе.

Для достижения этой цели следует  решить следующие задачи: классифицировать образы эльфов в различных культурах  по внешним признакам, функциональным особенностям и особенностям характера; проследить развитие и изменение образа эльфов в литературе ХХ века; определить особенности авторских образов эльфов в романах Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогии Толкина «Властелин колец».

Предметом исследования являются английские сказки и легенды, а также понятие «эльф».

Объектом исследования является германская мифология и кельтские  сказания, а также проявление образа «эльф» в творчестве английских писателей Дж. Роулинг и Дж. Р. Р. Толкина.

Материалом исследования послужили английские сказки о фейри, пикси, паках, а также легенды об эллилонах и гвиллионах, романы Дж. Роулинг о Гарри Поттере и трилогия Толкина «Властелин колец».

Актуальность данной работы заключается в том, что в современном  мире возрос интерес к мифологическим существам, в частности, к эльфам. Пик этого интереса был вызван экранизацией трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» и романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере. На фоне этой популярности представляется крайне интересным и важным определить, что послужило основой создания образов современных эльфов в английской литературе.

Новизна и теоретическая  ценность работы состоит в анализе  образа эльфов, в систематизации и  классификации образов эльфов в  народной традиции и в определении  связи образа эльфов народной традиции и эльфов жанра фэнтези. Произведен систематический подход к соотношению восприятия и отражения образа эльфов в мифологии, фольклоре и современной английской литературе.

Практическая ценность работы состоит в том, что данную работу можно использовать как дополнительный материал по зарубежной литературе в  изучении жанра фэнтези.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении ставятся цели, задачи, сообщается актуальность, новизна, предмет и объект исследования, теоретическая  и практическая ценности.

Раздел 1 посвящается изучению образов эльфов в различных культурах  и мифологии.

Раздел 2 исследует эльфов в английских сказках, произведениях Дж. Р. Р. Толкина и Дж. Роулинг.

В заключении подводятся итоги  работы и делаются выводы.

Список использованной литературы содержит источники, которые использовались при написании работы.

 

РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗЫ ЭЛЬФОВ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ И МИФОЛОГИИ

1. 1. Эльфы как младшие духи германской мифологии

Один из загадочных и таинственных народов Волшебной страны западноевропейских мифов и легенд, «переселившихся» в фэнтези – эльфы. Они очень разные не только в волшебной фантастике ХХ и начала ХХI веков., но и в ее источнике – мифах, легендах, сказках и преданиях.

В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» — тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene») [14, с. 679].

Первоначально эльфы (альвы) – персонажи германо-скандинавской мифологии. Во внешности эльфов нередко присутствуют нечеловеческие черты, отличающие их от людей – исключительная красота (или, наоборот, уродство), заостренные крупные уши, раскосые глаза (иногда со звериными вертикальными зрачками). Что касается роста, эльфы упоминаются как крохотные, в палец величиной человечки с прозрачными крылышками или как существа в половину или треть человеческого роста, живущие в лесах и горах.

«Мифологический словарь» определяет их как младших духов германской мифологии. Младшие духи – это  значит, что они в первую очередь  становились персонажами не легенд, повествующих о богах и приравненных к ним героях, а самых обыкновенных сказок. Это древняя, как с литературной, так и с исторической точки  зрения, раса. В то же время, эльфы – сверхъестественные существа, обитающие между небом и землей. Слово «эльф» произошло от скандинавского alfar. В скандинавской мифологии они так и называются – альвы. Иногда эльфов называют феями или фейри.

Согласно германо-скандинавским  легендам, на заре истории эльфы  жили свободно среди людей. Но, так  как дикая природа являлась приютом  и родным домом эльфов, они стали  избегать людей и поселились в  своем волшебном мире, невидимом  для смертных.

Одной из популярных вариаций образа эльфов является их деление  на «высших» и «лесных». «Лесные» эльфы  – раса, застывшая в единении с природой, живущая в лесах. Обычно «лесные» эльфы живут небольшими сообществами, минимально изменяющими  леса и не причиняющими им вреда. «Высшие» эльфы – эльфы, активно развивающие  цивилизацию в человеческом смысле. Как правило, такие эльфы обитают  в собственных городах, имеют  развитое строительное дело, металлургию  и так далее.

Для германской мифологии  типично два вида эльфов: «светлые», или «небесные» эльфы, и «темные» эльфы.

Первый тип – существа добрые и справедливые, неспособные  склониться ко злу или тьме. Больше всего они любят красивые цветы, иногда они посыпают ими земли людей, тем самым даруя эту красоту смертным. Второй тип эльфов жадны, сварливы и вспыльчивы, ценят дружбу, но редко ее заводят. Больше всего любят и уважают обработку металлов, как обычных, так и драгоценных [10, с. 332].

Таким образом, в германской мифологии образ эльфов разнообразен и многогранен.

1. 2. Скандинавские альвы

Впервые образ эльфов, или альвов, был зафиксирован в письменном источнике в начале XIII века. Это произведения древнескандинавской литературы «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», составленные исландским поэтом и политиком Снорри Стурлусоном. В «Эддах» собраны легенды о богах и героях древности. Именно там есть описание народа альвов.

Альвами называли духов, обитавших повсюду в природе. Они были духами земли и подземелий, воды, воздуха, лесов, полей и гор. Альвы имели также отношение к плодородию, ремеслам и колдовству.

Изначально альвы олицетворяли собой души умерших, но постепенно их роль в иерархии божественных существ претерпела изменения. В ранней скандинаво-германской мифологии альвы — нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, либо на Земле, либо в мире альвов (эльфов), который также описывался существующим вполне реально. Такое представление об альвах, частично сохранившись, дошло до времен средневековья, оставшись навсегда в языках, именах, культуре и генеалогии европейских стран.

Скандинавские альвы делились на светлых (или белых) и темных (или черных). Светлые альвы живут в Альфмейхе, темные – под землей. Светлые альвы светловолосы и светлокожие, их облик сходен с человеческим. Темные предстают в виде карликов и не сильно отличаются от ныне традиционных гномов, за исключением отрицательного отношения к солнечному свету – он превращает темных альвов в камень.

Светлые альвы, в скандинавских мифах, близки по своим функциям к ваннам – богам плодородия и морской стихии. Так, мир ваннов называют и Ваннахеймом, и Альфмейхом.

В средневековой демонологии  и алхимии альвы превратились в духов стихий: гномов – духов земли, ундин – духов воды, сильфов – духов воздуха, и эльфов, или саламандр – духов огня [1, с. 232].

Таким образом, источником древнескандинавского фольклора считается Младшая и Старшая Эдда. В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные).

1. 3. Ирландские лепреконы и шотландские дроу

Лепреконами в ирландской мифологии называли маленьких человечков (около 2 футов ростом) преклонного возраста, которые одевались в зеленые тона. Лепреконы – прекрасные сапожники, они мастерят обувку для других представителей потусторонних сил – фей, клуриконов и т.д.

Кроме сапожного дела, трудолюбивые лепреконы взвалили на себя обязанность хранить и преумножать древние сокровища. Каждый лепрекон имеет свой горшочек или кувшинчик с золотом. Из-за этих сокровищ лепреконы стараются избегать контактов с людьми, которых считают существами легкомысленными, глупыми и жадными. Легенда гласит, что если поймать лепрекона, он должен выполнить три желания или показать, где хранится его золото.

Лепреконов женского пола в кельтской мифологии нет, это всегда мужчины, причем немолодые — как минимум, достаточно взрослые, чтобы обзавестись бородой.

Предок теперешнего лепрекона – кельтский языческий Бог Лак, Бог Солнца, ремесел и искусства. В сказаниях и легендах ирландцев, кельты ушли в подземелья и стали эльфами [11, с. 349].

Дроу – шотландские и оркадские эльфы. Это чернокожие эльфы. Ростом они шесть-семь футов, внешностью, кроме цвета кожи, соответствуют светлым собратьям толкиеновского образца.

Согласно книгам правил и  художественной литературе, дроу — стройные существа с обсидианово-чёрной кожей и красными глазами. Их волосы преимущественно белого цвета, причем благородные эльфы носят их длинными и распущенными, в отличие от простолюдинов. Как и все эльфы, они обладают вытянутыми ушами и острыми чертами лица.

Дроу живут глубоко под землей, в вечном мраке. Все дроу обладают магическими способностями. Живут они порядка 700 лет. Люди почитают и одновременно боятся их – согласно описанию, эльфы дроу – отнюдь не подарок. За вредность характера некоторые исследователи записали было дроу в гоблинов – маленьких зловредных духов, но деградация образа гоблина не позволила смешать с ними могущественных дроу [2, с. 592].

Информация о работе Классификация эльфов на примере английских произведений