Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа
Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне. Особенно следует подчеркнуть, что инновационный менеджмент имеет органическую связь с явлениями, породившими в свое время концепцию стратегического менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента……………………………………………………………………....4
1.1 Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание………………………………………………………………………...4
1.2 Нововведение – как объект инновационного менеджмента………………..8
2.Сущность инновационного менеджмента…………………………………….11
3. Стратегии инновационного менеджмента……………………………………23
3.1 Характеристика стратегий предприятий на рынке…………………………23
3.2 Виды стратегий инновационной деятельности……………………………..30
3.3 Опыт применения инновационных стратегий………………………………36
Список литературы………………………………………………………………..41
Уделяя значительное внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления, многие характеризуют его как "самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов".
С таких позиций инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства.
Новая методологическая и научная ориентация инновационного менеджмента основана на качественном своеобразии теоретического уровня знания и его определяющей роли в богатстве общества. При инновационной направленности экономического роста модели исследовательского процесса создания нового научного знания и процедуры возникновения новых интеллектуальных продуктов прочно занимают главенствующее место.2
Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентаций, регулирующих различные сферы инновационной деятельности.
В рамках постиндустриального общества это означает:
1) социально-экономический
институт, активно влияющий на
предпринимательскую
2) социальную группу
менеджеров, профессионально занятых
управленческим трудом в сфере
общественного и частного
3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления производством.
В инновационном менеджменте следует выделять два уровня.
Первый представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.
Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.
На институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять право тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. Процесс управления – это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы.
Институт менеджмента – это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации, система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентаций, целей, решений, задач и практических действий. Институциональные основы менеджмента предполагают, что организация характеризуется:
1) эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей и полномочий между членами организации;
2) строгой иерархией,
позволяющей вышестоящему
3) формально установленной
и четко зафиксированной
4) эмоциональной нейтральностью
отношений, складывающихся межд
5) процессом "деперсонализации" индивидов в организации.
Базисной системой социального института служат: совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установленный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозначает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.3
Становление инновационного менеджмента тесно связано с "раскрепощением" личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс создания новшества становится предметом свободного нравственного и эмоционального выбора личности.
Функциональный инновационный менеджмент направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля
Инновационный тип экономического развития предприятия означает прежде всего снижение детерминированности и усложнение системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.
Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней и внутренней среды. Так, стратегический менеджмент сосредоточивает свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры для упрочения положения фирмы; особое внимание уделяется анализу и созданию конкурентных преимуществ фирмы.
В арсенале методов анализа все большее место занимают теория вероятностей, теория очередей, эконометрические модели, концепция движущих сил и главных достоинств. Главные достоинства тесно связаны с функциями оперативного инновационного менеджмента, опирающегося на внутренние возможности повышения эффективности факторов производства, разработку новых технологии, товаров и услуг, внедрение мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности товаров.
Однако главные достоинства фирмы хотя и создают устойчивую основу для обеспечения конкурентных преимуществ, но без стратегического видения, формирования соответствующих стратегий развития и реакции руководства фирмы они не получают реального развития. В инновационном менеджменте все больше распространяется так называемый матричный анализ, имеющий много разновидностей, среди которых особое место занимает SWOT-анализ. Он позволяет исследовать сильные и слабые стороны фирмы, оценивать ее возможности и внешние угрозы. Хотя анализ конкурентных преимуществ является важным этапом стратегического менеджмента, подобные инструменты все больше начинают использоваться для оперативного управления. Это связано с тем, что развитие сильных сторон фирмы и использование ее потенциальных возможностей основываются на мероприятиях оперативного менеджмента – обеспечении высокой производительности труда, обновлении и повышении качества продукции.
Оперативный тактический инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточно полной информацией, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.
Стратегический и оперативный инновационный менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менеджмент концентрируется на важнейших проблемных и структурных сферах, то оперативный менеджмент охватывает все направления деятельности предприятия, его функциональные подсистемы, структурные элементы и конкретно всех участников инновационной деятельности.
Оперативное управление
инновационной деятельностью
Целью деятельности в области оперативного управления инновациями является реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упрочения ее позиции на рынке.
Управление инновационной деятельностью фирмы состоит из:
-постановки стратегических и тактических целей;
-разработки системы стратегий;
-анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска;
-анализа инфраструктуры;
-анализа возможностей фирмы;
-диагноза реально сложившейся ситуации;
-прогноза будущего состояния фирмы;
-поиска источников капитала;
-поиска патентов, лицензий, ноу-хау;
-формирования инновационного и инвестиционного портфелей;
-стратегического и оперативного планирования;
-оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством;
-совершенствования организационных структур;
-управления технико-технологическим развитием производства;
-управления персоналом;
-управления и контроля за финансами;
-анализа и оценки проектов нововведений;
-выбора инновационного проекта;
-оценки эффективности инновации;
-процедуры принятия управленческих решений;
-изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и поведения конкурентов, поиска ниши на рынке;
-разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга;
-исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта;
-позиционирования нововведения на рынке;
-формирования инновационной стратегии фирмы на рынке;
-устранения, диверсификации и управления рисками.
3 СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Характеристика стратегий предприятий на рынке
Управление инновационными процессами предполагает способность прогнозировать и принимать во внимание взаимосвязи и взаимозависимость сложных ситуаций с элементами неопределенности и риска при значительном влиянии субъективных факторов. Стратегия управления инновационной деятельностью является составной частью общей стратегии развития предприятия. Она представляет собой субстратегию, которая служит основой динамического развития процесса воспроизводства. Это движущая сила всей производственной стратегии и среды деятельности предприятия.
Роль стратегии управления инновациями заключается в определении целей, сфер и путей эффективного внедрения новых изделий и производственных систем, совершенствования уже существующих изделий и оборудования, исходя из современных и прогнозируемых на перспективу требований интенсивного развития предприятия. Стратегия управления инновациями изделий должна определять целевую ориентацию и основные направления деятельности:
- быстрое и рациональное внедрение достижений научно-технического прогресса для осуществления основной функции предприятия по производству качественных товаров и услуг;
- эффективное использование ресурсов, необходимых для инновационной деятельности;
- использование творческой инициативы работников предприятия и достижений других организаций, внутренней и внешней научно-исследовательской базы, опыта потребителей продукции и поставщиков;
- определение стратегии развития отдельных видов производств, отношений с потребителями и конкурентами с учетом конъюнктуры рынка.5
Ключевую роль в управлении инновациями играет выбор стратегии поведения предприятия на рынке. Выделяют четыре основных стратегии, которых придерживаются предприятия: активно наступательная, умеренно наступательная, оборонительная, остаточная стратегии .
1. Активно наступательная стратегия означает постановку цели стать первым, ведущим предприятием с точки зрения инноваций на определенном участке деятельности (сегменте). Обычно даже крупные и мощные предприятия не рискуют использовать ее в рамках широкого круга видов производства. Как правило, она применяется лишь в отношении одного или нескольких отдельно взятых видов производства, где существуют благоприятные условия для проведения такой стратегии (ресурсы, научно-технический задел).
Активно наступательная стратегия очень "амбициозна", сложна в смысле завоевания и сохранения позиций, связана с риском. Она может оправдать себя в случае выбора подходящей перспективной области производства, где предприятия сосредоточивают свои силы. Правильный выбор области и участка деятельности (сегмента) дает возможность стратегически запланировать "фронтальное наступление" с новой продукцией и в узкой сфере преодолеть барьер высоких расходов на реализацию инноваций. В этой узкой сфере в течение относительно короткого периода времени (2-3 года) необходимо доминировать, удерживать передовые позиции. В тот период, когда конкурирующие предприятия уже стремятся завоевать широкие слои потребителей данных товаров, необходимо переориентироваться на другие возможные инновации.
Информация о работе Возникновение и сущность инновационного менеджмента