Управление инновационными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:35, контрольная работа

Краткое описание

Научно-технический прогресс, как основополагающий фактор интенсивного и стабильного развития национальной экономики, требует комплексного подхода для своей реализации - объединения науки, техники, экономики, предпринимательства и управления.

Оглавление

Введение
1. Инновационный процесс как объект управления
2. Современные особенности развития инновационных процессов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 35.63 Кб (Скачать)

Рой Росвелл, занимающийся вопросами, связанными с теорией инноватики, оценивает инновационный процесс  как эволюционный, представленный несколькими  поколениями и, соответственно, различными подходами к управлению им.

Первое поколение (1950 г. - середина 1960 гг.) инновационного процесса, представлено моделью «технологического толчка» (technology push-model) и характеризуется линейным подходом, при котором основной упор делается на роль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а рынок выступает как потребитель результатов технической активности производства. При подобном подходе основная масса управленческих воздействий была направлена на НИОКР. Предполагалось, что эффективная организация этапа научных исследований дает более 70% успеха инновации на рынке. Следует отметить, что подобная модель была характерная для инновационного процесса в плановой экономике. В развитых капиталистических странах подобные подходы использовались в системе оборонного комплекса при создании ядерного оружия, реактивной авиации и т.п. Схема, характеризующая линейный подход к определению инновационного процесса, представлена на рис. 1.

Рис.1. Первое поколение инновационного процесса

Многочисленные рыночные провалы нововведений, создававшихся  исключительно на основе новейших достижений науки и техники, создали предпосылки  для появления следующей модели – «вызова спроса» (need pull model) и, соответственно, второго поколения, по классификации Р. Росвелла, принадлежащего к периоду конца 1960-х – начала 1970-х гг. В это время, когда рынок начинает выдвигать более жесткие условия конкуренции производителям инновационной продукции, становится очевидным, что необходимо грамотное управление этапом доведения инновации до потребителей, а также осуществление мониторинга общественных потребностей на этапе зарождения инновационной идеи. Появляется аналогичная первому поколению линейно-последовательная модель, но с акцентом на значимость рынка, на потребности которого реагируют НИОКР(рис.2).

……….

Третье поколение инновационного процесса (начало 1970-х – середина 1980-х гг.) выдвигает к рассмотрению сопряженную модель (coupling model), в которой присутствует в значительной степени комбинация первого и второго поколений и управленческие воздействия акцентируются на связи технологических способностей и возможностей с рыночными потребностями (рис. 3).

Рис.3. Третье поколение инновационного процесса: интерактивная модель инновационного процесса

Четвертое поколение (середина 1980-х гг. – настоящее время) - японская модель, разработанная, на основе передового опыта крупных интегрированных структур. Главный акцент направлен на организацию и управление параллельной деятельностью интегрированных групп с учетом горизонтальных и вертикальных связей. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в разных направлениях, ускоряет решение поставленной задачи. Время реализации технической идеи и превращение ее в готовую продукцию является существенным фактором в современной инновационной деятельности, поскольку зачастую это долгий процесс, способный растянуться в среднем на период от года до пяти лет.

Пятое поколение (настоящее время – будущее) – представляет собой модель стратегических сетей (strategic networking model), заключающуюся в активной стратегической интеграции, построении и управлении стратегическими связями. Новым фактически является дополнение к параллельному процессу новых функций. При данной модели ведение НИОКР сопровождается использованием систем вычислительной техники и информатики, способствующих установлению стратегических связей. Управление информационными ресурсам и потоками принимает характер всеобъемлющего процесса, обеспечивающего все стадии создания и последующей реализации инновации.

Концепция современного управления инновационным процессом в рыночной экономике имеет принципиальные отличия. Центральной является проблема внедрения нового продукта, услуги или технологии, их восприятия рынком, решение которой закладывается  на самых ранних этапах формулирования идеи и разработки нововведения. Ответственность  за эффективность инновационных  процессов, как правило, несут ведущие  инновационную деятельность организации, интегрирующие для их реализации финансовые, материальные, трудовые, интеллектуальные ресурсы, позволяющие осуществлять качественное управление и реализацию всех стадий ИП.

Критическим событием инновационного процесса в рыночной экономике становится выявление или формирование рыночной ниши, платежеспособного спроса на инновацию. В связи с этим оценка предпочтений потребителя, планирование допустимых ценовых параметров новшества, выявление возможных масштабов  рынка выступают как неотъемлемый элемент управления ИП.

Не менее важным для  инновационной деятельности становится временной аспект. Значительные ресурсы, привлекаемые для реализации инновационных  процессов, могут обесцениться, если конкурирующая организация осуществит выход на рынок с аналогичной  инновацией раньше. Допустимо, несомненно, использование и имитационной стратегии, применяемой многими компаниями, как менее рисковой, однако инновационные  лидеры получают значительно большую  доходность и большие сегменты рынка  по сравнению с имитаторами.

Таким образом, в рыночной экономике инновационный процесс  поддерживается институциональными и  структурными факторами, связанными с  перераспределением ресурсов в соответствии с требованиями наиболее полного  удовлетворения текущего и перспективного спроса, вызываемого растущими в  количественном и качественном отношении  общественными потребностями………..

Рис.4. Основные этапы инновационного процесса

Второй этап инновационного процесса состоит в проведении прикладных НИР (ПНИР), связанных с исследованием  возможностей практического применения результатов фундаментальных исследований. Работы по данному этапу выполняются  отраслевыми институтами и характеризуются  высокой вероятностью получения  отрицательных результатов, возникновением риска потерь вложенных в исследования средств – рискоинвестиций. Финансирование ПНИР производится, как на основе госбюджета, так и на коммерческой основе соответствующими заинтересованными организациями.

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР), целью проведения которых является создание образцов новых изделий. На данном этапе осуществляется своеобразный переход от лабораторных и экспериментальных  исследований к промышленному освоению, производится разработка определенной конструкции объекта, проектируются  технологические процессы и работы и т.д. ОКР проводятся научно-техническими и проектными организациями, а также  малыми инновационными предприятиями  по заказу корпоративных структур и  предприятий. Они финансируются, как  правило, на коммерческой основе, включая  венчурное финансирование.

Все вышеперечисленные этапы  можно объединить в так называемый «предварительный», дорыночный. Практическая реализация результатов научно-технической  деятельности осуществляется уже на рыночном этапе, включающем в себя: внедрение на рынок нововведения, расширение рынка, зрелость инновации  и спад.

На стадии внедрения на рынок выполняются работы, связанные  с освоением производства нововведения (предсерийное производство, различные  доработки, серийное производство, сертификация и т.д.). Стадия расширения рынка обуславливается  ведением активной маркетинговой деятельности, способствующей эффективному продвижению  на рынок инновации на основе формирования круга ее потребителей, предоставления сервисного обслуживания и дополнительных услуг. Следующие стадии ИП связаны  с насыщением рынка, спадом объема продаж инновационного продукта. Финансирование данного этапа обеспечивается одним  или несколькими заинтересованными  хозяйствующими субъектами.

Подобная схема инновационного процесса является общепризнанной и  используется для всех видов инноваций. Однако данный подход, широко применявшийся  в периоды общественного развития, при которых инновационная деятельность носила характер второстепенного явления, на современном этапе НТП, отличающемся интенсификацией инновационных  процессов в сфере высоких  технологий, постепенно себя изживает. Важным и необходимым представляется, в зависимости от систематизации инноваций по различными классификационными признакам, выявлять отличительные  особенности и процессов их разработки и реализации. Основанием для подобного  подхода могут служить принципиальные отличия в организации и управлении инновационным процессом базисных и улучшающих инноваций.

………..

Экономическая и социальная значимость. Инновационный процесс происходит в определенной экономической и социальной среде, ориентирован на экономические и социальные потребности и сопровождается социально-экономическими изменениями, поэтому при планировании и управлении инновационными процессами необходимо учитывать возможные последствия для данной среды.

Вышеизложенные особенности  инновационного процесса позволяют  определить его как сложную систему, своего рода инфраструктуру для разработки и реализации нововведения, требующую  создания адекватного механизма  координации и управления деятельностью  всех участников (как по горизонтали, так и по вертикали) с целью  ликвидации возможных противоречий и достижения сбалансированности интересов.

Формой разрешения экономических  противоречий ИП выступают различные  направления деятельности хозяйствующих  субъектов. В рыночной экономике  субъекты инновационной деятельности могут формироваться объединением в интегрированные структуры  различного типа: на паево-долевой основе, с применением венчурного бизнеса и т.д. Это позволяет осуществлять некоторую специализацию по этапам инновационного процесса благодаря различиям в размерах и принципам построения деятельности.

Вместе с тем следует  отметить, что в России до сих  пор неоднозначно отношение к  крупному предпринимательству как  одной из форм организации инновационной  деятельности. В переходный период основное внимание уделялось малому сектору бизнеса как основной движущей силе в формировании инновационной  активности. Вся политика в период первого этапа массовой приватизации была направлена на разукрупнение мощных предприятий и создание в России малых форм предпринимательства. Подобные тенденции подтверждает и тот  факт, что вся законотворческая деятельность по правовому обеспечению предпринимательства  была сведена к правовому обеспечению  малого бизнеса. На современном этапе  политика в области инновационной  деятельности не должна ориентироваться  только лишь на один из видов предпринимательства.

Как показывает практика, наиболее эффективным субъектом инновационной  деятельности в России в настоящее  время выступают корпоративные  структуры, поскольку они, по сравнению  с другими хозяйствующими организациями, обладают для этого необходимым  научно-техническим и финансовым потенциалом. В связи с этим необходима совместная деятельность малого, среднего и крупного бизнеса на различных  стадиях в создании инновационных  продуктов, причем корпоративные структуры  должны выступать наиболее активными  участниками, локомотивами инновационных  процессов.

Основными преимуществами данных структур в решении вопросов, связанных  с устойчивым развитием промышленности России на основе научно-технического прогресса, созданием и реализацией  мощного инновационного потенциала, основанного на наукоемких, прогрессивных  инновациях, можно назвать следующие:

  • интеграция научного, производственного, финансового, управленческого потенциала, позволяющая добиваться эффекта синергии;
  • возможность охвата стадий всего жизненного цикла инновации - от зарождения идеи до выведения на рынок - за счет горизонтальной и вертикальной диверсификации;
  • снижение степени риска за счет диверсификации инвестиционных средств;
  • возможность использования наиболее эффективной и адекватной целям инновационной деятельности формы интеграции участников;
  • концентрация усилий в области проведения многоцелевых научных исследований, возможность объединения различных фундаментальных подходов к решению задачи;
  • широкие возможности в области финансирования НИОКР и ускоренное внедрение полученных результатов в производство;
  • экономия на издержках и эффект масштаба;
  • углубление специализации и развитие кооперационных связей между организациями-участниками, координация совместной производственно-хозяйственной, инновационной деятельности;
  • эффективное перераспределение инвестиционных средств и их концентрация на важнейших направлениях.

В то же время корпоративные  структуры могут выступать не только в качестве производителей, но и потребителей инноваций. В частности, в базовых отраслях промышленности, особенно наукоемких, как правило, осуществляется множество открытий, изобретений, ноу-хау, связанных с производством принципиально  новой техники и технологий, используемых затем предприятиями других отраслей и сфер деятельности. Кроме того в деятельности корпоративных структур, как и других организаций, широко используются новые информационные, финансовые и организационно-экономические  технологии, способствующие снижению затрат и улучшению качества использования интеллектуального, финансового, материально-технического потенциала.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать правомерный вывод  о том, что в настоящее время  корпоративные структуры в наибольшей степени, по сравнению с другими  типами производственных организаций, обладают всеми необходимыми предпосылками  для активного потребления, производства и реализации инновационной продукции.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

Инновационный процесс - это  процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить  как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает  от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при  практическом использовании. В отличие  от НТП инновационный процесс  не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной  мощности новой технологии. Этот процесс  не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает  ранее неизвестные потребительские  свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые  именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых  рынком продуктов, технологий или услуг  и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической  среды, в которой он функционирует  и развивается.

В общем виде инновационный  процесс состоит из трех фаз:

  1. разработка нового продукта (услуги, технологии);
  2. промышленное освоение;
  3. коммерциализация его результатов.

Главная его особенность  заключается в том, что сама идея, дающая толчок производству инновационного продукта, является уже не результатом  так называемой «чистой науки», а  выступает как практически направленная инновационная идея, предусматривающая  получение конкретного экономического эффекта.

Информация о работе Управление инновационными процессами