Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:35, контрольная работа
Научно-технический прогресс, как основополагающий фактор интенсивного и стабильного развития национальной экономики, требует комплексного подхода для своей реализации - объединения науки, техники, экономики, предпринимательства и управления.
Введение
1. Инновационный процесс как объект управления
2. Современные особенности развития инновационных процессов
Заключение
Список литературы
Рой Росвелл, занимающийся вопросами,
связанными с теорией инноватики,
оценивает инновационный
Первое поколение (1950 г. - середина 1960 гг.) инновационного процесса, представлено моделью «технологического толчка» (technology push-model) и характеризуется линейным подходом, при котором основной упор делается на роль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а рынок выступает как потребитель результатов технической активности производства. При подобном подходе основная масса управленческих воздействий была направлена на НИОКР. Предполагалось, что эффективная организация этапа научных исследований дает более 70% успеха инновации на рынке. Следует отметить, что подобная модель была характерная для инновационного процесса в плановой экономике. В развитых капиталистических странах подобные подходы использовались в системе оборонного комплекса при создании ядерного оружия, реактивной авиации и т.п. Схема, характеризующая линейный подход к определению инновационного процесса, представлена на рис. 1.
Рис.1. Первое поколение инновационного процесса
Многочисленные рыночные провалы нововведений, создававшихся исключительно на основе новейших достижений науки и техники, создали предпосылки для появления следующей модели – «вызова спроса» (need pull model) и, соответственно, второго поколения, по классификации Р. Росвелла, принадлежащего к периоду конца 1960-х – начала 1970-х гг. В это время, когда рынок начинает выдвигать более жесткие условия конкуренции производителям инновационной продукции, становится очевидным, что необходимо грамотное управление этапом доведения инновации до потребителей, а также осуществление мониторинга общественных потребностей на этапе зарождения инновационной идеи. Появляется аналогичная первому поколению линейно-последовательная модель, но с акцентом на значимость рынка, на потребности которого реагируют НИОКР7 (рис.2).
……….
Третье поколение инновационног
Рис.3. Третье поколение инновационного процесса: интерактивная модель инновационного процесса
Четвертое поколение (середина 1980-х гг. – настоящее время) - японская модель, разработанная, на основе передового опыта крупных интегрированных структур. Главный акцент направлен на организацию и управление параллельной деятельностью интегрированных групп с учетом горизонтальных и вертикальных связей. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в разных направлениях, ускоряет решение поставленной задачи. Время реализации технической идеи и превращение ее в готовую продукцию является существенным фактором в современной инновационной деятельности, поскольку зачастую это долгий процесс, способный растянуться в среднем на период от года до пяти лет.
Пятое поколение (настоящее время – будущее) – представляет собой модель стратегических сетей (strategic networking model), заключающуюся в активной стратегической интеграции, построении и управлении стратегическими связями. Новым фактически является дополнение к параллельному процессу новых функций. При данной модели ведение НИОКР сопровождается использованием систем вычислительной техники и информатики, способствующих установлению стратегических связей. Управление информационными ресурсам и потоками принимает характер всеобъемлющего процесса, обеспечивающего все стадии создания и последующей реализации инновации.
Концепция современного управления
инновационным процессом в
Критическим событием инновационного
процесса в рыночной экономике становится
выявление или формирование рыночной
ниши, платежеспособного спроса на
инновацию. В связи с этим оценка
предпочтений потребителя, планирование
допустимых ценовых параметров новшества,
выявление возможных масштабов
рынка выступают как
Не менее важным для
инновационной деятельности становится
временной аспект. Значительные ресурсы,
привлекаемые для реализации инновационных
процессов, могут обесцениться, если
конкурирующая организация
Таким образом, в рыночной
экономике инновационный
Рис.4. Основные этапы инновационного процесса
Второй этап инновационного
процесса состоит в проведении прикладных
НИР (ПНИР), связанных с исследованием
возможностей практического применения
результатов фундаментальных
На третьем этапе
Все вышеперечисленные этапы
можно объединить в так называемый
«предварительный», дорыночный. Практическая
реализация результатов научно-
На стадии внедрения на
рынок выполняются работы, связанные
с освоением производства нововведения
(предсерийное производство, различные
доработки, серийное производство, сертификация
и т.д.). Стадия расширения рынка обуславливается
ведением активной маркетинговой деятельности,
способствующей эффективному продвижению
на рынок инновации на основе формирования
круга ее потребителей, предоставления
сервисного обслуживания и дополнительных
услуг. Следующие стадии ИП связаны
с насыщением рынка, спадом объема продаж
инновационного продукта. Финансирование
данного этапа обеспечивается одним
или несколькими
Подобная схема инновационного
процесса является общепризнанной и
используется для всех видов инноваций.
Однако данный подход, широко применявшийся
в периоды общественного
………..
Экономическая и социальная значимость. Инновационный процесс происходит в определенной экономической и социальной среде, ориентирован на экономические и социальные потребности и сопровождается социально-экономическими изменениями, поэтому при планировании и управлении инновационными процессами необходимо учитывать возможные последствия для данной среды.
Вышеизложенные особенности инновационного процесса позволяют определить его как сложную систему, своего рода инфраструктуру для разработки и реализации нововведения, требующую создания адекватного механизма координации и управления деятельностью всех участников (как по горизонтали, так и по вертикали) с целью ликвидации возможных противоречий и достижения сбалансированности интересов.
Формой разрешения экономических
противоречий ИП выступают различные
направления деятельности хозяйствующих
субъектов. В рыночной экономике
субъекты инновационной деятельности
могут формироваться
Вместе с тем следует
отметить, что в России до сих
пор неоднозначно отношение к
крупному предпринимательству как
одной из форм организации инновационной
деятельности. В переходный период
основное внимание уделялось малому
сектору бизнеса как основной
движущей силе в формировании инновационной
активности. Вся политика в период
первого этапа массовой приватизации
была направлена на разукрупнение мощных
предприятий и создание в России
малых форм предпринимательства. Подобные
тенденции подтверждает и тот
факт, что вся законотворческая деятельность
по правовому обеспечению
Как показывает практика, наиболее
эффективным субъектом
Основными преимуществами данных структур в решении вопросов, связанных с устойчивым развитием промышленности России на основе научно-технического прогресса, созданием и реализацией мощного инновационного потенциала, основанного на наукоемких, прогрессивных инновациях, можно назвать следующие:
В то же время корпоративные
структуры могут выступать не
только в качестве производителей,
но и потребителей инноваций. В частности,
в базовых отраслях промышленности,
особенно наукоемких, как правило, осуществляется
множество открытий, изобретений, ноу-хау,
связанных с производством
Таким образом, на основе вышеизложенного,
можно сделать правомерный
Заключение
Подводя итоги курсовой работы,
можем сделать следующие
Инновационный процесс - это
процесс преобразования научного знания
в инновацию, который можно представить
как последовательную цепь событий,
в ходе которых инновация вызревает
от идеи до конкретного продукта, технологии
или услуги и распространяется при
практическом использовании. В отличие
от НТП инновационный процесс
не заканчивается внедрением, т.е. первым
появлением на рынке нового продукта,
услуги или доведением до проектной
мощности новой технологии. Этот процесс
не прерывается и после внедрения,
ибо по мере распространения (диффузии)
новшество совершенствуется, делается
более эффективным, приобретает
ранее неизвестные
В общем виде инновационный процесс состоит из трех фаз:
Главная его особенность
заключается в том, что сама идея,
дающая толчок производству инновационного
продукта, является уже не результатом
так называемой «чистой науки», а
выступает как практически