Сущность и понятие инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей

Оглавление

1. Сущность и содержание понятия «инновация» в сфере туризма 3
2. Внедрение инновационных направлений в сфере продаж турпродукта 7
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Инновации.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

1. Сущность и содержание понятия «инновация» в сфере туризма

 

Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как  направление научно-технического прогресса  и как процесс, связанный с  внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей [1, с. 28].

 Термин «инновация» (от анг. Innovation - нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Так, в современном словаре иностранных слов инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

 Инновации возможны во всех  сферах деятельности человека. Исходя  из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере  приложения, масштабам распространения  и по характеру. По сфере  приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

 Основные функции инноваций:

  • они способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;
  • повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг;
  • являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

 Изучение тенденций и закономерностей комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В туризме выделяют следующие классификационные признаки:

  • источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);
  • вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление);
  • степень новизны (улучшающие, прорывные);
  • широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);
  • инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие).

 Инновации в туризме следует  рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную  новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие туристической отрасли. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок к развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.

Инновационный процесс в туризме  достаточно специфичен. Он получает свое признание, с одной стороны, через  туристский рынок и степень удовлетворенности  клиента, а с другой стороны, благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления туристической отраслью, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом. Только такое взаимодействие всех элементов инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве развития сферы туризма.

К основным принципам инноваций  в сфере туризма и гостеприимства относят:

  1. Принцип научности (использование научных знаний и методов для реализации инноваций, соответствующих потребностям туристов).
  2. Принцип системности. Разрабатываемая стратегия инновационного развития сферы туризма должна учитывать факторы и условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона; социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.
  3. Принцип соответствия инновации потребностям туристов.
  4. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов (новшеств) уровню развития общества.
  5. Принцип связности. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке продукта, который должен на определенном этапе своего жизненного цикла вызывать потребность создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.
  6. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для человека и окружающей его среды.

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

  • выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;
  • использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;
  • использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся;
  • изменения в организации производства и потребления традиционного туристского продукта, услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;
  • выявление и использование новых рынков сбыта продукции.

Научно-техническая революция не только стала материальной основой  формирования массового туризма. Она  оказала огромное влияние на инновационную  деятельность в туризме через  высокие технологии, к числу которых  относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление современных средств  информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без интернета.

Современная аудио-видео-техника существенно  изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального  времени и т.д.

Таким образом, инновационная деятельность (инновации) в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

2. Внедрение инновационных направлений в сфере продаж турпродукта

инновация туризм проект

Компьютерные системы, стремительно вытесняющие привычную для наших  соотечественников бумажную технологию, электронная почта, реализация турпродуктов в сети Интернет и заключение контрактов с помощью электронных подписей; телесовещания, электронные выставки и конференции, многочисленные справочно-поисковые службы, сетевые автоматизированные рабочие места – это лишь небольшой список тех возможностей, которые стали доступны российским туристским организациям с внедрением в их деятельность современных компьютерных и информационных технологий. Но лишь немногие из компаний сумели вовремя осознать и, тем более, использовать представившиеся им возможности, предпочитая старые, но проверенные методы принципиально новому способу ведения дел.

Именно проблема автоматизации  является на сегодня самым сложным  вопросом для большинства российских туристических фирм, что особенно заметно в условиях кризиса: не каждой фирме сейчас по средствам приобрести современный компьютер с необходимым пакетом лицензионных программ в области обеспечения туристической деятельности.

Процесс внедрения компьютерных и  информационных технологий в практику работы российских турфирм представляет собой цепочку простых взаимосвязанных действий: осознание потребности – выбор – покупка – установка – эксплуатация (рис 1).

Именно этапы автоматизации  деятельности туристской компании наиболее полно отражаются в процессе внедрения  современной автоматизированной системы  бронирования (САБ).

Рис. 1 Этапы автоматизации деятельности туристической фирмы в процессе внедрения современной автоматизированной системы бронирования

 

Процесс внедрения  АСБ начинается с момента признания  руководством турфирмы роли инноваций  и информационных технологий в принятии решений для осуществления туристскими организациями своей финансово-хозяйственной деятельности.

Перед тем как перейти к следующему этапу, необходимо сформулировать цели и задачи проекта для того, чтобы  затем четко определить направления  возможного усовершенствования.

Для этого использовался широко применяемый в маркетинге метод  коллективной экспертной оценки, позволяющего оценить относительную важность каждого из предлагаемых вариантов по стопроцентной шкале.

Целью внедрения современных систем бронирования в турфирме являются:

  • замена морально устаревших информационных систем;
  • получение конкурентных преимуществ (снижение себестоимости турпродукта, сокращение времени на обработку заказов и т.д.);
  • расширение ассортимента предлагаемых услуг и границ рынка сбыта;
  • автоматизация работы с партнерами и филиалами;
  • автоматизация внутрифирменных процессов и оптимизация управления;
  • использование сравнительно недорогих рекламных возможностей (реклама в сети Internet).

На втором этапе процесса внедрения  инноваций ведётся поиск и  анализ всей существующей информации о системах бронирования, представленных на российском рынке туристских информационных технологий. Данный этап подчиняется общепринятым принципам и стандартам проведения маркетинговых исследований и включает в себя сбор и анализ всей информации о функционирующих на рынке системах, их разработчиках и участниках, условиях подключения и эксплуатации.

Все ведущие системы бронирования имеют свои представительства в  России, развитие же глобальной компьютерной сети Internet позволяет провести недорогие  кабинетные исследования и обойтись без крупных денежных расходов, уложившись при поиске необходимой информации в достаточно сжатые сроки. Немало этому способствуют и сами разработчики - большинство из них предоставляют возможности на практике оценить все достоинства и недостатки предлагаемых продуктов посредством бесплатной работы в тренировочных системах и демонстрационных версиях, также бесплатно распространяемых среди потенциальных пользователей.

Кроме этого, на данном этапе необходимо принять решение относительно формы  собственности на приобретаемую  информационную систему. На сегодняшний день разработчики систем бронирования предлагают для турфирм следующие варианты:

  • создание индивидуальной системы (право владения, пользования и распоряжения);
  • приобретение прав пользования и распоряжения информационной системой, обслуживание которой производится разработчиком;
  • приобретение системы, разработанной для нескольких туристских фирм, обслуживание которой производится самим пользователем.

Оптимальным в российских условиях является второй вариант, по которому сегодня работает большинство туристских организаций: кроме приемлемой платы за установку и обслуживание, он предполагает бесплатное обновление эксплуатируемой системы и использование на льготных условиях дополнительных возможностей, предлагаемых ее разработчиками.

При отборе информационной системе необходимо учитывать следующие критерии определяемы требованиями к системам бронирования:

1. Функциональные задачи, к которым,  помимо основных выполняемых  функций относятся учет местных  условий, возможность подключения  к сети различных абонентов, совместимость с аналогичными системами, работа в среде Windows и Интернете.

2. Требования к режиму функционирования, который должен допускать возможность  ввода, приема, передачи и обработки  любой информации, а также круглосуточный  режим работы и недопустимость длительной блокировки системы вследствие информационных перегрузок, возможность подключения новых и отключения старых, уже установленных, периферийных устройств без нарушения работы сети; информирование участников системы об изменении ее состава и обеспечение целостности и надежности передаваемых и хранимых данных.

3. Возможность дальнейшего развития  и модернизации системы, что  должно предусматриваться ее  архитектурным решением.

Информация о работе Сущность и понятие инновации