Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:55, реферат
Государственная инновационная политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики, направленная на развитие инновационной деятельности, продвижение к экономике знаний, повышение уровня и качества жизни людей. В проекте федерального закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ» от 05 апреля 2006 года важнейшим среди основных принципов государственной инновационной политики в Российской Федерации обозначено «признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития страны» [1]
Поэтому проектирование изделий с учетом их вывода из эксплуатации, что позволяет производителям исследовать инновационные компоненты, продукты и процессы, которые в противном случае выпали бы из их поля зрения, весьма и весьма актуально. Изначальное планирование переработки выпускаемой продукции позволяет производителям рассматривать свои изделия как модульные и обращать особое внимание на те компоненты, которые действительно необходимо обновлять в отличие от деталей, не меняющихся от одной модели к другой. Ну а то, что выбрасывается, необходимо перерабатывать. Так, уже разработаны и существуют мобильные телефоны из биопластика, полученного из зерен (NEC), что позволяет полностью перерабатывать использованные телефоны. А компания Nike, например, берет резиновые подошвы от отправленной на переработку обуви и превращает их в материал для покрытия спортивных площадок. Этот опыт вполне применим и в российских регионах, имеющих возможность создания химического инновационного кластера. Одним из таких регионов, согласно нашим исследованиям, является Тульская область. По результатам исследования «Конкурентные преимущества Тульской области» (2006 год) и проведенного в 2007 году обследования инновационно активных предприятий можно говорить о том, что формирование химического кластера – один из основных возможных путей инновационного развития области. Однако пока его потенциальные возможности очень слабо использутся. Совмещение таких возможностей с решением задач экологического характера (например, указанной выше) позволит соединить экономические и социальные интересы населения с одневременным повышением конкурентоспособности региона.
Вообще возрастающая острота экологических проблем мира подсказывает со всей очевидностью, что те регионы, которые наладят инновационное взаимодействие и развитие, связанное с разработкой экологических инноваций, получат, наряду с социальным эффектом, неоспоримое конкурентное преимущество.
Компании и регионы, которые разрабатывают подобные инновации, в будущем получат неоспоримые конкурентные преимущества, когда ресурсы станут более дефицитными или нормативные требования станут более жесткими. Но не менее важным является то, что проявляя инициативу в области внедрения экологичных инновационных продуктов, компании улучшают свой имидж в глаз отдельных потребителей и общества в целом, а также привлекают социально ответственных инвесторов.
В XXI веке роль инноваций заключается в поддержке экономического роста при защите окружающей среды и общества в целом. Если идти на компромисс и добиваться одной цели за счет другой, то решить эту проблему невозможно. Многие ученые выражают озабоченность тем, что мировые приоритеты внедрения инноваций зачастую расставляются не там, где следует. Как отмечают специалисты, лучшие умы мира все больше заняты решением проблем, которые не очень-то и нужно решать. Они направляют свои усилия на проектирование, например, более качественных часов или разработку какого-нибудь украшения. При этом они не работают над проектированием лучших мест для проживания бедных людей, в то время как миллиарды людей живут в жалких условиях. Вот проблема, которую дествительно нужно решать сейчас. Перевернутое уравнение — это не просто перестановка. Фактически, оно требует выхода за рамки мышления по принципу «или-или». Оно требует способности справляться с двойственными задачами, составляющие которых выглядят несовместимыми. И, наконец, современные инновации тесно связаны с пониманием того, что недостаточно выбрать один из путей. Инновации часто требуют решений, одновременно поддерживающих экономический прогресс, защиту окружающей среды и развитие общества. Именно такие инновации являются действительно значимыми.
В сущности, самые многообещающие инновации в технологиях и бизнесе будут либо успешными, либо неудачными, в зависимости от того, будут ли они поддерживаться сопутствующими социальными инновациями. С точки зрения социальных последствий инноваций важное значение имеют и изменения, происходящие в осознании роли отдельных личностей в инновационном процессе.
Так, например, все больше внимание уделяется тому, что отдельные люди считают свое влияние более сильным и далеко идущим, чем когда-либо прежде. Эти люди не действуют в изоляции. Сила их влияния обуславливается, главным образом, их способностью использовать, и иногда трансформировать, крупные и логически взаимосвязанные цепочки людей и идей, создавать инновационные системы. Безусловно, взаимосвязанные цепочки в экономике — это не новая идея. Мир бизнеса всегда состоял из групп людей, работающих вместе в рамках процесса создания стоимости. Однако практически всегда эти группы действовали в стенах отдельного предприятия. Подобным же образом, в научном мире существовали объединения ученых, однако зачастую речь шла о сотрудничестве после факта появления идеи — ученые работают в изоляции, а затем публикуют результаты своих исследований, чтобы развивать дальнейшие исследования и дискуссии.
За последние десять лет широкое распространение системы коммуникаций обеспечило не только объединение людей, регионов и идей, но и стало катализатором для эволюции социальных структур. Неожиданно появилась возможность более просто пересекать физические и географические границы, и эта свобода создала стимулы для расширения сотрудничества как внутри, так и за пределами традиционных границ организаций и стран. Все чаще, инновации в бизнесе и в обществе основываются на объединяющем понятии «совместная деятельность», означающем операции, управляемые общим набором интересов, целей и ценностей. Ученые заявляют, что, возможно, вскоре потребуется переопределить само понятие «предприятие». Более того, постепенно могут выйти из употребления понятия «работодатель» и «работник», поскольку будут создаваться и расформировываться, в зависимости от имеющихся возможностей, более свободные объединения работников.
В прошлом люди создавали крупные корпорации, чтобы сокращать риски, защищать свои интеллектуальные активы и обеспечивать охват и масштаб деятельности, которых невозможно добиться своими собственными силами. Даже высказано предположение о том, что в будущем мы увидим миллиард «предприятий», состоящих из одного человека, — эти специалисты будут свободно и часто переходить от проекта к проекту по мере изменения своих навыков и интересов. В подобной коллективной, основанной на вкладе каждого участника рабочей среде функцией традиционного предприятия может стать обеспечение оптимального сочетания и поддержка усилий отдельных специалистов или групп специалистов. В подобном мире на смену таких объединяющих сил, как лояльность и чувство гордости за принадлежность к компании, могут прийти доверие и чувство гордости за внесенный вклад. Однако в этом случае возникнет потребность в новом наборе социальных стандартов для поддержки коллективной работы.
В ходе многих дискуссий участники научно-инновацинного процесса поддерживают идею возврата к такому понятию, как «репутационный капитал». Репутационный капитал позволяет устанавливать связи — постоянные или временные. В этом непрерывно меняющемся взаимодействии временные взаимоотношения, основывающиеся на доверии и общих целях, могут становиться такими же ценными и мощными, как долговременные взаимоотношения XX века. Кроме того, формирование сетей подразумевает значительно более сложный набор причин и следствий. Поскольку границы размываются, и формируются более подвижные взаимоотношения, последствия действий отдельного человека принимают новые свойства и размеры. Это создает волновой эффект, оказывающий влияние на структуры управления и компетенцию руководства. Институты, которые будут лучше всех понимать, как можно извлекать выгоды из этих волновых эффектов, смогут пожинать плоды неожиданных открытий. В сущности, многие из самых глубоких современных инноваций основываются не только на новых идеях, но и на оригинальной комбинации существующих продуктов, сервисов, процессов или моделей.
Многие исследователи говорят о том, что подобные механизмы меняют саму суть процесса принятия решений, касающихся отдельных людей, компаний и всего мира. Действия на региональном уровне теперь могут иметь глобальные последствия, также как общемировые изменения влияют на образ жизни в любом регионе. Однако, при повышении сложности операций в непрерывно сужающемся мире, такими же темпами расширяются возможности и совершенствуются инструменты для получения доступа к информации, необходимой для принятия обоснованных решений. Например, если бы руководители компаний могли лучше понимать и предвидеть, каким образом действия в одной плоскости создают напряженность или дополнительные возможности в другой, то могли бы они действовать по-другому? Или если бы люди имели четкое представление о реальном влиянии самых обычных повседневных действий, от включения электричества до выбрасывания батарейки в мусорное ведро, на окружающую среду, то могли бы они выбрать другой вариант? Возможно. Однако, как показывают исследования, бывает недостаточно просто рассказать человеку о последствиях его действий — например, разъяснить курильщику, что курение вызывает рак. Важно предоставить эту информацию в нужное время и в нужной форме, чтобы стимулировать желательное поведение или предотвратить нежелательные действия. Существует множество возможностей для разработки новых продуктов, сервисов и процессов на основе новейших достижений в области вычислительных технологий, сетевых инфраструктур и анализа данных, чтобы предоставлять более полную и более убедительную картину тем, кто принимает решения — например, предлагать в реальном времени информацию о расходах электроэнергии, дорожных пробках или распределенных трудовых ресурсах. Использование самой разнообразной информации, поступающей из самых различных, разрозненных источников, может открыть новые огромные возможности для инноваций в обществе и в бизнесе.
В этом заключается современный принцип развития «экономики знаний». Промышленность, наука и образование должны быть интегрированы в единый инновационный цикл. При этом важно, чтобы большинство социальных институтов, значимых социальных субъектов также выступали участниками такого инновационного процесса, его инфраструктурной поддержкой с одной стороны и катализаторами инноваций – с другой.
Подводя итог, можно сказать, что пришла пора действовать. Когда наши внуки оглянутся назад, они скажут, проявили ли мы инициативу и добились успеха, или упустили такую возможность. Нам кажется, что сейчас именно такое время, когда бизнес и общество должны совместными усилиями решать стоящие перед человечеством проблемы. И инновации могут и должны этому способствовать.
Литература:
1. Проект федерального закона «О государственной инновационной политике» от 05.04.2006//www.miiris.ru/docs
2. Доклад «О развитии инновационной деятельности в Тульской области» // Материалы Тульского экономического форума, 2007.
3. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики.
4. Материалы интерактивной конференции корпорации IBM – GIO-2006 (Global Innovation Outlook-2.0)
5. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. – М., 2000.
6. Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1998.
7. Hamalainen T., Schienstok G. Innovation networks and network policy/OECD focus group on innovative firm networks. Helsinki. 2001
Информация о работе Социальная значимость современного инновационного процесса