Социальная значимость современного инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:55, реферат

Краткое описание

Государственная инновационная политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики, направленная на развитие инновационной деятельности, продвижение к экономике знаний, повышение уровня и качества жизни людей. В проекте федерального закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ» от 05 апреля 2006 года важнейшим среди основных принципов государственной инновационной политики в Российской Федерации обозначено «признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития страны» [1]

Файлы: 1 файл

стат. соц. иннов.2.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


                                                                                                         Абаев А.Л.

                                                                                 к.э.н., доцент, докторант

                                                                          экономического факультета

                                                                          МГУ им. М. В. Ломоносова

 

 

Социальная значимость современного инновационного процесса

 

Государственная инновационная политика – неотъемлемая часть социально-экономической политики, направленная на развитие инновационной деятельности, продвижение к экономике знаний, повышение уровня и качества жизни людей. В проекте федерального закона «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ» от 05 апреля 2006 года важнейшим среди основных принципов государственной инновационной политики в Российской Федерации обозначено «признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития страны» [1].

Действительно, современные инновации являются не только фактором экономического развития, но и катализаторами социальных изменений личности и общества.

В научной литературе по проблемам научно-инновационной политики большое внимание отводится состоянию социально-экономической среды, общественных предпосылок, выражающих своеобразие социально-экономического пространства. В результате создаются различные формы использования инноваций экономическими субъектами, непосредственно влияющих на общественные отношения. Через систему этих отношений реализуются полезные свойства инноваций и осуществляется их социальное воздействие. Также скорость прохождения инноваций по стадиям единого цикла «наука-производство-рынок» в промышленно-развитых странах на  современном этапе определяется не только уровнем экономического развития, но и уровнем социальной ответственности государства.

Экономические отношения в зависимости от своего соответствия или несоответствия характеру производительных сил могут или ускорить, или тормозить социальное развитие, в том числе и науки как непосредственной производительной силы. От меры способности экономических отношений воздействовать на социальное развитие зависит состояние науки, инноваций и производства.

Использование социально-культурных ресурсов инновационной деятельности, поступающих из общественной сферы (идеология, мораль, этническая, правовая, политическая, религиозная сферы) и отражающихся в том числе в культурных установках и традициях, нормах поведения, ценностях субъектов инновационного процесса, предопределяет качественную разницу в способах организации инновационной деятельности в различных национальных экономиках. Эти же ресурсы, рассматриваемые как изначальное условие любой хозяйственной деятельности, выступают факторами, предопределяющими разные варианты и, следовательно, разную эффективность национальных способов организации инновационной деятельности в условиях разных социально-экономических возможностей государства.

Исходя из этого, научно-инновационный потенциал нельзя рассматривать только как простую совокупность ресурсов и возможностей их использования. При организации производства инноваций ресурсы не могут находиться в состоянии простой совокупности. Использование ресурсов всегда целеориентированно, они должны быть определенным образом организованы в первую очередь для реализации социальных потребностей общества и отдельных граждан.

Состояние инновационного потенциала характеризует способность национальной экономики к созданию и рациональному использованию накопленного богатства, живого и овеществленного труда, их оптимальному сочетанию в производственном процессе. Масштаб и степень использования инновационного потенциала, темпы его роста, уровень использования позволяют оценить положение страны в мировом сообществе и определить направления будущего экономического развития. Особенности социальной направленности национальной экономики обусловливают характер экономических факторов, воздействующих на инновационный потенциал. Государственная научно-инновационная политика, политика финансовых учреждений, конкурентная стратегия субъектов инновационной деятельности, формирование групп потребительских предпочтений и другие факторы, воздействующие на инновационный потенциал и на инновационный процесс в целом, зависят, в том числе, и от социальной направленности государственной политики. 

Баланс объективно действующих внешних факторов и сознательно сформированного внутреннего воздействия обуславливают социально-экономическую обстановку, которая создает внешние побудительные мотивы инновационной деятельности, формирования и активного использования инноваций. Тип организации национальной экономики определяет внешнюю направленность мотивации субъектов инновационной деятельности, возможности коммерческой реализации ее результатов, помимо их собственных внутренних мотивов, имеющих кроме экономической составляющей, творческую, познавательную и социальную цели.

Вообще осознание важности социального эффекта инновационной деятельности не является присущим исключительно сегодняшнему дню. Социологи уже во второй половине XX века стали рассматривать инновации как элемент стадии общего процесса социального изменения [5]. С этой точки зрения главная черта нововведения заключается в его влиянии на образ жизни людей. Такой подход к феномену инноваций обусловил необходимость выявления не только технологических, но и экономических и социальных общих неизменных качеств, формирующих целостное представление об инновации.

Все больше приходит осознание того, что фокусирование только на технической составляющей инноваций неверно по нескольким причинам.

С одной стороны, в этом случае мы не охватываем инновации услуг социальной сферы. В тоже время, исследователи все больше фокусируются на социальных инновациях, включающих, в том числе: организационные изменения внутри и среди компаний (например, межорганизационные сети), новые стили управления, новые социальные формы работы, новые услуги (например, интернет-маркетинг), новые методы обслуживания и новые институты защиты людей [6].

Существуют веские причины для того, чтобы уделить больше внимания организационным и институциональным инновациям. Во-первых, новые организационные формы могут стать ключевыми источниками растущей производительности и инновационной деятельности, в зависимости от того, насколько они стимулируют создание новшеств. Кроме того, технические изменения и организационное реструктурирование тесно связаны; они развиваются совместно. Это означает, что когда внедряется техническая инновация, часто необходимо так же менять организацию процесса производства. Чтобы получить преимущества производительности от современных информационных технологий также требуется введение новых организационных форм. В особенности, когда судьба компании в большей степени зависит от ее возможности постоянно производить инновации, чем от успеха фундаментально нового продукта или технологического процесса, организационные инновации становятся крайне важными. Знания, заключенные в организационных формах и в человеческом капитале, социальных практиках, бизнес культуре, и т.д. являются знаниями неявной природы; тем не менее, они представляют ценность, которая едва ли может быть скопирована и которая гарантирует стабильную конкурентоспособность. Социологи отмечают, что инновация – создание, распространение и применение нового средства (новшества), вызывающего вместе с тем социальные и другие изменения.

Нововведение или инновация по своей сущности представляет собой инновационную деятельность, а по содержанию — это «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это есть процесс, сопряженный с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной сфере, в которой совершается его жизненный цикл» [4].

Обобщая зарубежные и российские научные публикации, можно выделить следующие точки зрения и подходы: во-первых, технико-технологический взгляд и подход; во-вторых, социально-экономический; в-третьих, организационный подход к изучению проблематики инновационного процесса. При этом необходимо учитывать, что эти инновационные изменения могут происходить в различных системах: технических, экономических, социальных и т. д.

Изменения в научно-производственной системе (в том числе государства или региона) могут происходить как в материальной (научно-технической), так и социальной среде, что обуславливает соответственно необходимость управления как научно-техническими инновациями, так  и социальными нововведениями. У социального нововведения по сравнению с научно-техническим более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой, сильнее зависимость использования новшества от групповых и личных качеств пользователей, не столь очевидны и доказуемы преимущества. А совокупность всех изменений, которые способны внести нововведения, характеризует их потенциал, а значит, определяет инновационные ресурсы, механизмы их реализации и активность протекания процессов. К инновационным ресурсам, в данном случае, можно отнести инфраструктуру интегрированного компонента, интеллектуальную собственность, социальные институты этой системы и другие.

Процесс формирования институциональной среды научно-инновационной сферы, особенно на региональном уровне, происходит в тесном взаимодействии с социо-культурной средой, представленной органами управления и власти, субъектами научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями,  потребителями их услуг и населением. Эти взаимодействия носят сложный многосторонний характер. Различные социальные группы, дефинируя свои интересы, сфокусированные на конкретной проблеме, формируют определенный уровень общественного сознания, который отражает степень влияние социальной среды на институциональное развитие.

Применительно к практике российских регионов отметим, что успех инновационной политики во многом зависит от налаженности такого взаимодействия. В частности, формирование инновационных кластеров в регионе зависит не только от экономической и/или производственной специфики региона, но и от того, насколько общественное мнение готово к восприятию инноваций и насколько различные социальные группы населения заинтересованы в инновационном процессе. Такой подход к инновациям позволяет развивать инновационную деятельность даже в экономически депрессивных на данный момент регионах. При этом для региональных властей важно найти такой инновационный путь развития, который позволил бы соединить интересы и усилия различных социальных групп. Так, в одном из российских регионов – Республике Северная Осетия – Алания на данный момент разрабатывается проект «Мамисон» - рекреационный инновационый проект, затрагивающий интересы всех жителей региона и поддержанный ими в силу многих причин.

Во-первых, он позволит создать в Северной Осетии горный туристический кластер, не уступающий зарубежным аналогам. Во-вторых, он обеспечит несколько тысяч дополнительных рабочих мест. В-третьих, он уже привлекает в регион потенциальных инвесторов. В-четвертых, при реализации проекта будут использованы инновационные идеи при решении транспортных, строительных и других проблем, которые можно использовать и в будущем. В – пятых, с экологической точки зрения это – абсолютно «чистый» проект.     

Таким образом, умение региональных властей организовать взаимодействие различных социальных групп через их привлечение к инновационному процессу, направленное на повышение уровня жизни всего населения региона, является одним из важных факторов социально-экономического развития регионов.

С другой стороны все большее значение приобретает осознание последствий инновационной деятельности. По мнению многих  современных исследователей инновации должны выходить за пределы технологий, продуктов или бизнес-моделей. Социальные инновации — создание новых или прикладных структур, меняющих природу функций, отношений и взаимодействий — станут неотъемлемым аспектом бизнеса в XXI веке.

В будущем все более важными должны стать инновации по типу так называемого «переворачивания уравнения» [3]. Если коротко, это означает, что применение интеллектуальной энергии к тем областям, которые находятся в точности на противоположном полюсе по отношению к сегодняшним центрам внимания, может ускорить новые революционные открытия и совершенствования. Известно, что программы развития бизнеса часто входят в противоречие с программами защиты окружающей среды. Но совершенно необязательно на одну чашу весов ставить защиту окружающей среды, а на другую — интересы бизнеса. Ведь в действительности понятия экологической ответственности и деловой ответственности весьма схожи. Оба типа ответственности отвергают убытки и расточительство, оба используют понятие ответственного распоряжения и инвестиций в активы для получения большей отдачи в долгосрочной перспективе. Поэтому несомненно существуют возможности для внедрения инноваций, позволяющих успешно выполнять обе эти программы так, чтобы защита окружающей среды и экономическое процветание были не только совместимы, но и достижимы одновременно.

Именно современные инновации позволяют не только снизить остроту этой проблемы, но и объединить усилия для решения обеих задач одновременно. Так, очень эффективным оказались решения, позволяющие не просто утилизировать вышедшие из эксплуатации изделия, а использовать их в дальнейшем. Ведь когда в середине 1950-х годов промышленный инженер Брукс Стивенс (Brooks Stevens) ввел в употребление термин «запланированное  устаревание», он вряд ли мог себе представить, насколько распространенной станет эта идея. В настоящее время большинство потребителей уверены в том, что «новый» — значит «лучший». И непрерывный поток новых моделей и характеристик товаров, от тостеров и телевизоров до грузовиков, приводит к тому, что люди стали чаще выбрасывать большее количество вещей. Так, по оценкам ООН, ежегодно по всему миру накапливается до 50 млн тонн электронных и электрических отходов. Только в США каждый год выбрасывают на свалку порядка 50 миллионов компьютеров, а население Японии к 2010 году успеет избавиться от 610 миллионов мобильных телефонов.

Информация о работе Социальная значимость современного инновационного процесса