Разработка и эксплуатация банковских информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является получение знаний об общих принципах построения банковских информационных систем различных классов, их архитектуре, применении их функциональных возможностей в банковской деятельности, а также выработка практических навыков разработки банковской информационной системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы банковских информационных систем 4
1.1 Понятие банковские информационные системы 4
1.2 Классификация современных автоматизированных банковских систем 6
2. Оригинальное проектирование банковских информационных систем 9
2.1 Специфика банковской деятельности при построении информационных систем 9
2.2 Принципы разработки банковских информационных систем 11
3. Типовое построение банковских информационных систем 22
3.1 Архитектурное построение банковских информационных систем 22
3.2 Технологическое построение банковских информационных систем 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Разработка БИС.docx

— 63.32 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы банковских информационных систем 4

1.1 Понятие банковские информационные системы 4

1.2 Классификация  современных автоматизированных  банковских систем 6

2. Оригинальное проектирование банковских информационных систем 9

2.1 Специфика банковской деятельности при построении информационных систем 9

2.2 Принципы разработки банковских информационных систем 11

3. Типовое построение банковских информационных систем 22

3.1 Архитектурное построение банковских информационных систем 22

3.2 Технологическое построение банковских информационных систем 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Характерной чертой нашего времени являются интенсивно развивающиеся практически во всех сферах человеческой деятельности процессы информатизации. Они привели к формированию новой информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом общественных отношений - информационными отношениями, с новой реальностью - виртуальной реальностью, с новыми информационными технологиями, используемыми в различных видах деятельности.

Безусловно, одним из основных элементов современных информационных  технологий  являются банковские информационные системы.

Понимая это, сегодня многие предприниматели в различных  секторах рынка инвестируют немалые  средства в разработку банковских информационных систем.

Целью данной работы является получение знаний об общих принципах построения банковских информационных систем различных классов, их архитектуре, применении их функциональных возможностей в банковской деятельности, а также выработка практических навыков разработки банковской информационной системы.

Исходя из поставленной цели, задачи данной работы  заключаются в приобретении студентами знаний и практических навыков в области, определяемой основной целью курсовой работы, а именно:

  • сформировать общее представление о содержании и особенностях работы банковских информационных систем, в том числе при подготовке и обосновании решений, принимаемых в процессе управления деятельностью банка;
  • обучить информационным технологиям, реализуемым в банковских информационных системах и их применению в банках.
  1. Теоретические основы банковских информационных систем

    1. Понятие банковские информационные системы

 

Проектирование функциональной части экономической информационной системы связано с решением стратегического вопроса о выборе критерия выделения ее подсистем - одной из проблем, которая существовала на протяжении всей истории автоматизации организационно-экономических объектов и осталась актуальной в настоящее время. Изучение структуры и функций любой системы основывается на ее анализе и дальнейшем синтезе. И если цель анализа - изучение закономерностей функционирования системы при существующей структуре, то задача синтеза - проектирование и подбор такой структуры, которая реализовывала бы заданные ей функции.

Из теории сложных систем известно, что всякую сложную систему  можно разложить на некоторые  подсистемы с различной глубиной детализации.

Традиционно под функциональной подсистемой понимается некоторая часть общей системы управления, выделенная в соответствии с общностью функциональных признаков управления.

Учет и контроль в банке  представлены операционным и бухгалтерским  учетом, которые тесно связаны  между собой, поскольку аналитический  уровень отражен в банковском учете лицевыми счетами, а каждый лицевой счет находится под определенным балансовым. В связи с тем, что каждый рабочий день заканчивается формированием баланса, проводки, изменяющие состояние лицевых счетов, немедленно отражаются на синтетических счетах и балансе. Статистический учет позволяет собрать сведения об изменении отдельных показателей за длительный период.

Анализ представляет собой  функцию управления, которая позволяет распознать сложившуюся экономическую ситуацию как внутри, так и вне банка. В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.

Планирование, основываясь  на данных анализа, подготавливает возможные  решения для выхода из сложившейся  ситуации и достижения поставленных целей. При этом планирование внешних  взаимодействий и планирование внутреннего состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются частично в процессе марке­тинга (департамент маркетинга и развития банка), частично в отделе планирования (департамент экономического управления).

В реальных условиях разработки интегрированных БИС в качестве основного признака функция управления самостоятельно не используется, а лишь дополняет другие. Более распространенным признаком деком­позиции в практике является объект управления.

Подготовленные на этапе  планирования решения реализуются  в рамках функции регулирования.

В зависимости от уровня цели можно говорить о горизонтах управления. Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в известной мере условны, поскольку тактические цели, например, правления банка могут являться стратегическими для другого уровня управления, например кредитного отдела. Но, тем не менее, для банковской сферы можно разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода управления на оперативные (один рабочий день), текущие (месяц, квартал) и перспективные (год). Таким образом, можно говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.

Объектам управления в  банке может служить как деятельность под­разделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических  этапов.

1.2 Классификация современных автоматизированных банковских систем

 

Для того чтобы построить  эту классификацию, зададим такие  вопросы, как: Кто в ней заинтересован? Для кого она предназначена?

Наверное, для тех, кто  работал, и будет работать с банковскими технологиями. Конечно же, в первую очередь, это — сотрудники кредитных учреждений, выбирающие себе стратегического партнера по автоматизации. Присматриваясь к своей будущей автоматизированной банковской системе, банку, наряду с предоставляемым при поставке программного продукта сервисом на единицу денежных затрат, а также финансовым положением и репутацией компании-поставщика и разработчика, необходимо оценить технический и технологический уровень приобретаемого программного комплекса и перспективы его дальнейшего развития.

В условиях стремительного развития банковских систем, односторонний («векторный») подход к классификации  не совсем оправдан, так как помимо используемых систем управления базами данных и технологических решений есть и много других параметров, не менее важных при классификации АБС.

Такими параметрами могут  быть, например:

1. «Базовый объект» при  построении технологий обработки  бизнес процессов: 

- проводка;

- документ;

- банковский продукт.

2. Уровень реализации  банковских технологий:

- с жестко заданным набором определенных технологий;

- с возможностью работать с разными банковскими технологиями (универсальная автоматизированная банковская система).

3. Уровень защиты информации:

- криптозащита;

- криптозащита и трехуровневая модель обработки данных;

- криптозащита, трехуровневая модель;

- другие средства защиты.

4. Функциональная полнота: 

- наличие системы управления рисками;

- наличие системы консолидированного управления финансовыми ресурсами;

- поддержка широкого спектра банковских продуктов;

- включение новейших банковских технологий («Home Banking», «Internet», «телефонного банка», видеоконференций и т.д.).

5. Работа с филиалами  и удаленными площадками:

- на основе распределенной базы данных с offline-репликацией;

- на основе единой базы данных.

6. Использование встроенных  средств разработки:

- генератора отчетности;

- макроязыка;

- генератора объектов;

- других CASE-средств.

 

Возможны и другие критерии оценки.

Вероятно, что в дальнейшем при классификации автоматизированных банковских систем будет использован комплексный («матричный») метод, основанный на выборе группы критериев, определяющих множество возможных значений классификации. Совокупность значений критериев для оцениваемой АБС с помощью определенной функции преобразуются в сводный интегральный показатель — так называемый Классификатор «поколение АБС». Таким образом, полагаю, можно достичь наиболее полной «достоверности» классификации. При использовании «матричного» подхода разработчик-аналитик должен определить следующие параметры модели:

- наиболее адекватные критерии оценки;

- формальные взаимосвязи между этим критериями;

- значения выбранных критериев оценки;

- значения Классификатора «поколение автоматизированных банковских систем»;

- функции (математические или продукционные), определяющие получение интегрального показателя (в нашем случае - это показатель «поколение автоматизированных банковских систем»). В таблице представлены основные классифицирующие признаки технологических поколений автоматизированных банковских систем.

Основные классифицирующие признаки технологических поколений  автоматизированных банковских систем:

 

Технологическое поколение АБС

Основной классифицирующий признак

I

Персональная СУБД в  автономном режиме

II

Персональная СУБД в  сетевом режиме

III

Менеджер записей Btrieve

IV

Профессиональная СУБД

V

Менеджер транзакций

VI

Компонентная технология


 

Возможно, что такой подход внесет новый импульс в систематизацию современных автоматизированных банковских систем — классификация программных продуктов, станет более сложной и разветвленной, а также будет учитывать различные характеристики и параметры.

  1. Оригинальное проектирование банковских информационных систем

    1. Специфика банковской деятельности при построении информационных систем

 

В настоящее время банки  активно внедряют новые прогрессивные  управленческие методы в целях повышения  эффективности бизнеса. К таким  методам можно отнести внедрение  процессно-ориентированного подхода  к управлению кредитной организацией. Оптимально выстроенные бизнес-процессы банка обеспечивают высокое качество оказываемых банком услуг и не могут быть реализованы без использования  информационных технологий.

Один из наиболее естественных подходов для классификации банковских бизнес-процессов заключается в  определении глобальных целей деятельности банка, а затем, исходя из целей, в  определении типов этих процессов.

Очевидным образом все  цели деятельности банка можно определить так:

    • получение дохода в результате основной деятельности банка;
    • обеспечения условиями и ресурсами основной деятельности банка;
    • управление деятельностью банка.

Этим целям соответствуют  три класса бизнес-процессов:

    • основные бизнес-процессы (или просто бизнес-процессы) – это процессы, в результате которых банк получает доход, то есть процессы его коммерческой и инвестиционной деятельности, прежде всего связанные с оказанием услуг клиентам;
    • обеспечивающие процессы – обеспечение деятельности банка всеми необходимыми ресурсами и условиями;
    • процессы управления – процессы, направленные на повышение эффективности первых двух типов процессов.

Информация о работе Разработка и эксплуатация банковских информационных систем