Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:30, реферат
В основе современного экономического роста лежит научно-технический прогресс. Те страны, которые приняли этот факт как руководство к действию, сегодня процветают, а остальные фактически вынуждены платить обладателям новых технологий интеллектуальную ренту за счет занижения цены труда своих граждан, за счет эксплуатации своих природных ресурсов. В связи с этим проблема разработки промышленной политики в Российской Федерации становится все более актуальной
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста в России
1.1. Влияние знания и информации на развитие общества 8
1.2. Роль государства в организации производства знаний 11
1.3. Состояние и тенденции развития человеческих ресурсов в России 15
Глава 2. Проблемы развития новой экономики в России
2.1. Факторы, влияющие на конкурентные возможности в России 26
2.2. Сетевые технологии – основа глобальной экономики завтрашнего дня 30
2.3. Наднациональная природа электронной экономики и
проблемы безопасности 36
Глава 3. Промышленная политика как фактор экономического роста
3.1. Роль государства в формировании промышленной политики
и правовых методов регулирования 38
3.2. Принципы формирования промышленной политики:
отечественная и мировая практика 45
3.3. Концептуальные ориентиры промышленной политики 51
Выводы 61
Дело в том, что по некоторым оценкам затраты на приведение в относительно сносное состояние отраслей российской экономики, базирующихся на традиционных способах производства, примерно равны затратам на создание материальной базы новой экономики. В этой связи плачевное состояние основных фондов многих отраслей промышленности, надо рассматривать не как угрозу, а как возможность одним рывком преодолеть экономическое отставание.
Проблемой российской экономики является плохой менеджмент. Причем на всех уровнях, от государства до отдельного предпринимателя. Плохое представление о стратегическом планировании и, как следствие, перекос в сторону решения сиюминутных задач, часто в корыстных целях, в ущерб задачам стратегическим - больное место нашей системы управления.
Изложенные обстоятельства требуют от всех ветвей власти значительных и целенаправленных усилий, прежде всего в сфере законодательства. Так, надо создать льготные условия для инновационной деятельности, создать отвечающий современным условиям инновационный механизм, обеспечивающий внедрение "высоких технологий" и основанный на том, что: государство определяет, – что есть инновация в данный период времени; инновация получает со стороны власти исключительно весомую и законодательно закрепленную экономическую и политическую поддержку; меры государственной поддержки инноваций включаются автоматически, по формальным основаниям и независимо от желания государственного аппарата.
Необходимо предоставить решающие экономические преимущества тем, кто занимается в России видами предпринимательства, составляющими основу будущего технологического уклада в экономике. Эти экономические льготы могли бы состоять в радикальном снижении налога на прибыль, освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость, а также в сокращении срока амортизации оборудования и основных фондов.
Не менее необходима судебная реформа, которая бы обеспечила независимость судов, их ответственность за справедливость принимаемых ими решений и возможность предоставить судебную защиту всем нуждающимся.
В целях дебюрократизации экономики представляется целесообразным создание системы мер, которые, не ограничивая свободу предпринимательства, будут эффективно заменять упраздненные проверки и противодействовать неизбежным противоправным попыткам бизнеса получить прибыль вне правовых рамок, а государственным структурам в своих узковедомственных интересах исподволь навязывать предпринимателям бюрократические порядки.
2.3. Наднациональная природа электронной экономики и проблемы безопасности
Процесс глобализации в финансово-экономической сфере сопровождается массированным внедрением электронных средств хранения, обработки и обмена данными. Созданные на основе интернет-технологий системы приобретают мировой масштаб.
Глобализация обусловливает необходимость: решения национальных экономических проблем с учетом мировых хозяйственных интересов и возможности привлечения ресурсов других стран; координации в мировом масштабе национальных экономических и финансовых интересов; разработки и принятия мировых правоотношений как условия стабильного развития отдельных государств и мировой экономики в целом.
Ведущие мировые державы стремятся поставить под свой контроль процесс глобализации и сохранить за собой лидирующее положение в новом экономическом порядке. По замыслу западных аналитиков, ряду стран, в т.ч. России, отводится роль сырьевого придатка формируемой цивилизации.
Отмеченные черты процесса глобализации, а также определенная открытость экономики России для внешних воздействий, оказывают заметное влияние на содержание и способы решения проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
В целом использование глобальных информационных сетей создает необходимые условия для реализации широкого комплекса мер скрытного воздействия на экономику, обеспечивая при этом существенные трудности в идентификации источника угрозы.
С другой стороны, широкое внедрение средств электронной автоматизации в повседневную практику экономических и финансовых структур, позволяющих осуществлять дистанционные операции, сделало возможным проведение таких акций с целью осуществления различного рода хищений, а также проведение иных незаконных действий.
Широкое внедрение средств автоматизации и распространение информационных сетей в нашей стране вызовет интенсивный рост преступности в рассматриваемой сфере, которая будет способна нанести заметный экономический ущерб не только зарубежным, но и отечественным предпринимателям и организациям.
Негативные тенденции, сопровождающие развитие информатизации в нашей стране, во многом сдерживаются определенным отставанием в оснащении предприятий и организаций электронно-вычислительной техникой, современными средствами связи, а также слабой согласованностью отечественных информационных систем между собой. Таким образом, на фоне набирающего силу процесса глобализации, появляется определенный резерв времени на принятие решений, предотвращающих указанные выше негативные тенденции и обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.
58
58
Глава 3. Промышленная политика как фактор экономического роста
3.1 Роль государства в формировании экономической и промышленной политики России
Выдвигая задачу ускорения экономического роста важно трезво оценить особенности сегодняшнего положения России, понять, чем оно отличается от ситуации тех стран, которые в прошлые десятилетия успешно решали задачу форсированного развития.
Анализ реальных моделей достижения высоких темпов экономического роста для различных по уровню экономического развития стран и в разные временные отрезки показывает многообразие имеющихся конкретных факторов и инструментов эффективного решения этой задачи. Одной стратегии для всех стран нет и не может быть. Искусство реформатора, функцию которого призвано играть государство, состоит в выборе оптимальной стратегии, учитывающей уникальные характеристики и особенности страны в период реформирования.
При всем многообразии конкретных условий и обстоятельств, успешно реализованных программ форсированного роста, все они характеризовались некоторыми общими признаками и, прежде всего - сочетанием элементов экономического либерализма и государственного дирижизма, реализмом и просчитанностью стратегического замысла, а также последовательностью и упорством политической воли в его реализации.
Все это говорит о необходимости проведения в России активной государственной экономической политики. При этом главные задачи государственной экономической политики должны быть связаны с созданием условий:
а) для удержания внутри страны имеющихся ресурсов, а также для привлечения из-за рубежа дополнительных средств, которые без государственного вмешательства, при свободной межстрановой конкуренции в условиях глобализации, были бы размещены вне национальной экономики;
б) для привлечения и эффективного использования этих ресурсов в тех секторах национальной экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения задач долгосрочного развития, даже если текущие чисто рыночные, конъюнктурные факторы создают временные преимущества для иных, менее перспективных в долгосрочном плане секторах.
Такая постановка задач означает более важную роль государственной структурной политики в системе мер макроэкономического регулирования. Макроэкономическое регулирование влияет на конъюнктуру внутреннего рынка в целом, между тем для российских условий необходимо целенаправленное изменение структурных пропорций в экономике.
Примечательно, что в последнее время даже представители либерального направления российской экономической школы признают необходимость перехода от либеральной политики к усилению роли государства в экономике. «С началом этапа модернизации тот же выбор предстал в новой ипостаси. Пусть на первом этапе рыночных преобразований либеральная модель была более адекватной. Но на этапе модернизации, когда необходима глубокая структурная перестройка, а рыночные силы далеко не всегда генерируют желаемые структурные сдвиги, может быть, приходит время дирижистской модели?».[1]
Трезвый анализ ресурсов форсированного роста в современной России показывает, что напрасно было бы искать какой-то сверх-фактор, ухватившись за который можно втянуть всю цепь. Речь должна идти об умелом использовании целого ряда механизмов и факторов, о создании синергетического эффекта гибкости и маневренности управления социально-экономическим процессами и железной воли и последовательности в сохранении ориентации на стратегическую задачу ускорения роста.
Такая система предполагает критическое переосмысление способов использования наиболее очевидных ресурсов роста и, прежде всего, громадного богатства российских недр и того потенциала добычи и переработки полезных ископаемых, который был создан за предшествующие десятилетия трудом нескольких поколений советских людей.
В России все еще сохраняется, несмотря на резкую деградацию образования и науки, потенциал высоко квалифицированных трудовых и интеллектуальных ресурсов.
Еще один громадный и до сих пор плохо используемый резерв ускорения связан с теми немногими наукоемкими отраслями, в которых Россия до сих пор, несмотря на понесенные потери, сохраняет конкурентоспособность. Прежде всего, это ядерная и авиакосмическая отрасли, производство современных вооружений. Реалии современности ясно показывают, что мы должны последовательно задействовать все возможности государства в борьбе за интересы отечественных производителей, прежде всего в конкурентоспособных отраслях экономики.
Главная предпосылка форсированного экономического роста – увеличение объемов эффективных инвестиций в производство и обслуживающую его инфраструктуру. Достичь этого можно лишь с помощью активной, целенаправленной и последовательной государственной политики.
Сама постановка задачи - максимально возможное ускорение экономического роста - требует полного использования всех доступных источников капиталовложений: как частных, российских и зарубежных, так и государственных. Сравнение потенциала этих двух источников приводит к выводу, что главную роль должны играть частные инвестиции, прежде всего российского происхождения. На долю государственных капиталовложений приходится роль вспомогательная, но важная – финансирование программ, мало привлекательных для частных инвесторов, но полезных для улучшения инвестиционных условий в России, а также участие в финансировании ключевых инвестиционных проектов, которые полностью передать частным инвесторам невозможно или нецелесообразно.
Чтобы добиться значительного увеличения объемов частных инвестиций, необходимо существенно улучшить соотношение между прибыльностью инвестиций и уровнем делового риска в стране, сделать инвестиционный климат в России конкурентоспособным по мировым стандартам.
Важно подчеркнуть, что это нужно не только для привлечения иностранных инвестиций. Российские инвесторы также располагают альтернативными вариантами размещения своих средств. Они имеют возможность вывезти капитал за границу, вложить его в «теневой» сектор или в финансово-спекулятивные (то есть оторванные от производственного оборота) операции или, наконец, просто использовать на потребление. Чтобы направить финансовые потоки в сектора экономики, развитие которых отвечает долгосрочным интересам России, нужно создать там более привлекательные условия инвестирования по сравнению с другими возможными вариантами использования средств.
Пока такие условия не созданы, продолжает наблюдаться значительный отток капиталов из страны. Его величина с начала экономических реформ достигла, по минимальным оценкам, не менее 200 млрд. долларов. В 2004 г. только официально зарегистрированный чистый вывоз капитала за границу составил 7,8 млрд. долларов. В то же время вся сумма накопленных иностранных вложений в российскую экономику за все годы равна около 40 млрд. долларов, в том числе инвестиций (прямых и портфельных) – около 20 млрд. долларов. Таким образом, в инвестиционном отношении Россия сегодня неконкурентоспособна, и такое положение дел необходимо изменить.
Программа ускоренного экономического роста должна предусматривать активизацию государственной инвестиционной политики. Ключевой вопрос при решении этой задачи – привлечение и эффективное использование огромных финансовых ресурсов. И у России пока есть шанс для осуществления крупного инвестиционного маневра.
В настоящее время сложилась исключительно благоприятная ситуация для ее экономики с точки зрения наличия финансовых ресурсов.
Во-первых, связанные с укреплением рубля процессы - сокращение доли расходов по обслуживанию внешнего долга (за счет повышения денежной оценки экономики относительная стоимость внешнего долга для бюджета снижается), дедолларизация активов и ограничение вывоза капитала - ведут к появлению значительных дополнительных финансовых средств в экономике.
Кроме того, сохраняющаяся благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и накопленные размеры Стабилизационного фонда позволяют увеличить поступление средств в бюджет за счет увеличения «цены отсечения» нефти для пополнения Стабилизационного фонда.
В настоящее время также активно обсуждается вопрос и о возможностях использования избыточных золотовалютных резервов, превысивших 130 млрд. долларов. Так, по оценкам Г. Фетисова, без ущерба для стабильности рубля можно использовать резервы в объеме 30-40 млрд. долл. для создания эффективной системы рефинансирования кредитования банками российских экспортеров и реализации проектов модернизации экономики. [2]