Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:18, реферат
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.
Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».
1 Инновационный тип развития экономики, признаки, сущность и классификация инноваций 3
2 Инновационная экономика развитых индустриальных стран 7
3 Методологические подходы к формированию национальных инновационных систем 10
4 Структура и основные компоненты национальных инновационных систем 14
Список использованной литературы 17
В
Европе технопарки появились в начале
70-х годов. Одними из первых были Исследовательский
парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге;
научный парк Тринити колледж
в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии;
София-Антиполис в Ницце и Зона
научных и технических
Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности:
-
наличие здания, предназначенного
для размещения в нем десятков
малых фирм (это способствует
формированию большого числа
новых малых и средних
-
наличие нескольких
В 80-е годы прошлого столетия технопарки стали создаваться в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае, Японии. Причем в Китае развитие технопарков как инструмента опережающего развития взяло под свое крыло правительство. Сегодня в этой стране более 50 национальных технопарков и примерно столько же создано на региональном уровне. Все они успешно работают, принося миллиарды долларов прибыли.
Правительствами большинства стран-лидеров технологической гонки наука и инновации рассматриваются не только как фундамент и одновременно инструмент повышения конкурентоспособности и безопасности, но и как базовый элемент общества нового типа, основанного на знаниях. Страны-лидеры неуклонно наращивают абсолютные объемы затрат на научные исследования и создание новых знаний и технологий. По относительному показателю затрат на НИОКР вперед недавно вышел Израиль, расходы которого выросли до 4,7 процента ВВП. Он опередил Швецию, где уже долгое время затраты на НИОКР превышают 3 процента ВВП. Япония также тратит на эти цели более 3 процентов ВВП, США — 2,7 процента. Ведущую роль в проведении долгосрочных прикладных и фундаментальных исследований и разработок в этих странах играет предпринимательский сектор. Бизнес финансирует от 61 процента (Франция) до 75 процентов (Швеция) общенациональных затрат на ИР, а в ряде стран корпорации вкладывают средства и в развитие фундаментальной науки. Так, в Японии, например, они обеспечивают более трети расходов на эту сферу, в США — более четверти, а в Южной Корее, где университеты и государственный сектор науки относительно слабы, — почти половину.
В
вышеназванных странах
Главным
финансовым инструментом научно-технической
политики государств является использование
бюджетных средств. За счет них покрываются
от одной пятой до половины национальных
расходов на НИОКР. Из государственных
бюджетов практически полностью
финансируется фундаментальная
наука в университетах, оборонные
исследования в государственных
лабораториях и по контрактам в частном
секторе, а также создание наиболее
сложных и дорогостоящих
3
Методологические подходы
к формированию национальных
инновационных систем
Концепция формирования национальных инновационных систем (НИС) получила свое развитие в начале 80-х годов прошлого века. При этом определение "национальная" однозначно трактуется как "государственная" инновационная система. С точки зрения Европы, такое определение вполне оправдано, поскольку европейские государства, в основном, образованы по национальному признаку. В ряде стран существует административное деление по национальному признаку. И здесь тоже надо обратить внимание на следующие обстоятельства. Социально-экономическое развитие отдельных регионов хотя и может существенно различаться, но к ним в пределах государства могут быть применены единые экономические подходы.
НИС
различных стран существенно
отличаются друг от друга. До настоящего
времени нет единого
Основная
же цель национальной инновационной
системы заключается в
В
каждом конкретном случае стратегия
развития НИС определяется проводимой
государственной
В части регулирования развития НИС государства принимают на себя:
Новый
этап развития НИС, заключающийся в
их объединении в единую сеть, начался
в марте 2000 года, когда на заседании
Европейского Совета в Лиссабоне
была предложена программа создания
инфраструктуры знаний, активизации
инноваций и экономических
При этом особо подчеркивалось необходимость решения двух основных задач:
Одним из первых шагов по созданию единого инновационного пространства стала разработка системы показателей инновационной деятельности, предназначенная для проведения сравнительных оценок развития инновационной деятельности в странах ЕС, а также сопоставление их с другими странами, включая США и Японию. В настоящее время в Европе происходит интеграция национальных инновационных систем стран-членов ЕС в единое научно-технологическое и инновационное пространство. По завершению этого периода будут созданы реальные условия для создания глобальной мировой инновационной системы, основу которого составит инновационный потенциал США и ЕС.
В последнее десятилетие политика индустриально развитых стран в отношении НИОКР стала носить более избирательный характер.
Переориентация политики государства на цели структурной перестройки и существование сильных бюджетных ограничений привели к распространению во многих индустриально развитых странах точки зрения, согласно которой государство не должно распылять свои усилия и имеющиеся в распоряжении свободные ресурсы по всем развивающимся направлениям. Следует сконцентрировать их в наиболее важных для будущего всей национальной экономики стратегических отраслях промышленности.
Поддержка
стратегических отраслей промышленности
осуществляется практически всеми
индустриально развитыми
В
странах Западной Европы поддержка
стратегических отраслей промышленности
оказывается как на государственном,
так и на межгосударственном уровне.
Характерные примеры в первом
случае связаны с развитием
Даже
правительство США при
Исходя из анализа имеющегося зарубежного опыта, можно сформулировать основной закон формирования национальной (государственной) инновационной системы:
«Национальная
(государственная) инновационная система
однозначно соответствует общественно-
Следствием
из этого закона является то, что
НИС должна формироваться индивидуально
для каждой страны, однако, в каждом
конкретном случае могут быть использованы
отдельные положительно зарекомендовавшие
себя подходы. Концепция НИС получила
широкое развитие в большинстве
стран - членах ЕС, США, Японии. В целом,
зарубежный опыт показывает, что для
успешного формирования НИС, в первую
очередь, нужна политическая воля, опирающаяся
на здравый смысл, реальные факты
и научное предвидение.
Информация о работе Особенности механизмов инновационного развития зарубежных развитых стран