Особенности инновационного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:35, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется тем, что на сегодняшний день инновационная деятельность – это основополагающий стержень в укреплении предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции, которая должна обеспечивать устойчивое экономическое развитие, повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции и оказываемых услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие "инновационное предпринимательство"…………..…….....4
Глава 2. Специфика управления инновационными предприятиями …..…...…6
2.1 Особенности организации инновационной деятельности предприятий в современных условиях……………………………………………………………6
2.2 Принципы организации инновационной деятельности предприятий..….10
Глава 3. Особенности инновационной деятельности на Российских предприятиях…………………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА ПО организации инновац.деят-ти.DOC

— 103.00 Кб (Скачать)

Сложность, комплексность - это наиболее характерная черта  заключительного этапа инновационного процесса. В типичном процессе разработки продукта в большинстве организаций оказывается напор, давление, чтобы произвести, проверить и выпустить продукт в срок. Относительно мало времени тратится на обдумывание чего-то другого, кроме очевидного первичного рынка продуктовой инновации или первичного применения процессной инновации. Часто существует соблазн просто как можно быстрее передать новый проект продуктовому или операционному менеджеру и двигаться дальше. Для повышения эффективности развития организации необходимо в соответствии с моделью управления инновационной организацией выдвигать на первый план инновации как ключевой компонент стратегии, как основной источник развития организации. В модели управления инновационной организацией стратегия организации основана на создании платформ для ее развития.

 

2.2 Принципы организации инновационной деятельности предприятий

Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к  тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают. Эти  темпы иногда характеризуют с  помощью понятия продолжительности жизни определенного продукта, которая до 19 века измерялась веками, в 19 веке и в первой половине 20 века — десятилетиями, во второй половине 20 века — годами, а в последнее время — месяцами [5, с. 7].

На современном  этапе развития экономики деятельность ряда организаций существенно отличается от деятельности большинства. Инновационные организации постоянно ориентируются на изменения, которые гармонично интегрируются в их традиционную деятельность. Их стратегии направлены на непрерывные инновации, которые обеспечивают конкурентные преимущества.

Необходимость инновационной деятельности, способность  к нововведениям выступает как  императивное требование времени и  является общим. Любая деятельность осуществляется в соответствии с  какими-либо закономерностями, правилами, формами, принципами или намерениями. Для формирования уточненного определения термина организация инновационной деятельности проведем анализ сущностного содержания понятия «инновационная организация». Данное понятие может рассматриваться как хозяйствующий субъект, имеющий юридический статус и обладающий хозяйственной самостоятельностью, а также как система хозяйствующих субъектов, в совокупности образующих инновационную систему. Ведущий теоретик в области менеджмента Г. Минцберг, рассматривая структуры и стратегии инновационных организаций, утверждает, что основным условием ее существования является ситуация, « в которой внедрение непрерывных или частных новшеств сложного характера является неотъемлемой частью организации и ее отраслевого сегмента» [6, с. 10]. Подобным организациям часто приходится иметь дело со сложными технологиями или системами в условиях динамических перемен. Характерной особенностью систем организации инноваций является наличие и преобладание в них неопределенности и риска в достижении конечных результатов, большой доли вероятностных процессов. Организация является инновационной, если существенная часть ее деятельности связана с инновационным процессом.

Существенное  отличие инновационных организаций  заключается в том, что создание инноваций для них — это разновидность бизнеса, тогда как в большинстве организаций — это функция, часть общей деятельности предприятия. Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от того, насколько оно адаптировано к внешней среде, в какой мере гибки и подвижны его структуры, в какой мере оно способно к нововведениям. Необходимость постоянного совершенствования предполагает подход к любому виду деятельности как к процессу. Инновационный процесс — совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле рентабельности работы каждого звена. Главная его черта — это обязательное завершение инновации, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации. На характер и направленность инновационного процесса влияют четыре основных группы факторов: 1) информированность в нововведениях; 2) внешняя подконтрольность; 3) резервные ресурсы; 4) организационная структура. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация.

В качестве общих  принципов организации инновационной  деятельности предприятия исследователи  называют:

- Целевую ориентацию, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса. Под непрерывностью здесь понимается целостность инновационной системы, которая должна способствовать преодолению негативных аспектов при передаче информации по стадиям инновационного цикла;

- Системность инновационной деятельности, т. е. наличие четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимодействий между ними;

- Адаптивность как наиболее адекватно отражающая влияние факторов внешней, внутренней среды предприятия на процессы создания инноваций, учитывающая тенденции их изменения;

- Оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений;

- Экономичность, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать оптимальной результативности инновационного процесса путем сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых изделий, своевременного реагирования на запросы потребителей и т. п.;

- Иерархичность, т. е. обеспечение иерархического взаимодействия между элементами инновационной деятельности на любых вертикальных и горизонтальных уровнях системы.

Наряду с  этим практика инновационной деятельности предприятий выработала специфические  принципы ее организации:

- Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение инноваций;

- Нацеленность инноваций на нужды потребителя;

- Приоритетные направления инновационной работы вытекают из целей и задач предприятия;

- Организация инноваций осуществляется по принципу параллельности их выполнения;

- Инновационная деятельность находится в компетенции руководителя и его функции заключаются в формировании стратегических инновационных проблем, целей и направлений организационного развития;

- Подразделения, занимающиеся инновационной деятельностью должны обладать единством решаемых задач и их набор должен быть оптимальным;

- К инновационной деятельности привлекается весь потенциал предприятия [3, с. 57].

По мнению Э.М. Короткова, «главной целью инновационных организаций как субъекта инновационной деятельности является доведение имеющихся идей до конкретного потребителя и достижение коммерческого успеха». Для того чтобы осуществить запуск в производство нового продукта, организация должна обладать особыми свойствами, в частности способностью к реализации инноваций. Исследования многих авторов позволили выявить следующие основные черты инновационной организации:

- Чувственность — способность предвидеть проблемы и возможности для решения, формулировать стратегические ответы для приспособления к изменениям в окружении;

- Способность к обучению — свойство, позволяющее воспринимать знания из окружения, собственного опыта и истории;

- Способность генерировать необычные решения, наилучшим образом соответствующие ситуации;

- Экспериментирование — способы тестирования новых идей в организации;

- Внутренняя коммуникабельность — способность организации распространять релевантную информацию по своим подразделениям;

- Готовность к риску — желание инвестировать в новые продукты и процессы в условиях неопределенности не от безысходности, а из стремления к совершенству;

- Абсорбционность — способность контролировать нарушения, вызываемые экспериментированием, изменениями и инновациями;

- Slack — так называемый задел ресурсов в организации, превосходящий необходимый минимум для достижения организационных результатов;

- Космополитичность — открытость и желание воспринимать иной, в том числе зарубежный, опыт [6, с. 11].

Таким образом, можно сделать вывод, что организация  инновационной деятельности обладает специфическими принципами, признаками и свойствами, что в свою очередь  формирует множество особенностей, которые необходимо учитывать для успешного функционирования предприятия.

 

Глава 3. Особенности инновационной деятельности на Российских предприятиях

Подъем российской экономики до уровня развитых стран  невозможен без активизации инновационной  деятельности. Отношение числа технологий, которые продает Россия, к числу технологий, которые она покупает, значительно меньше единицы и уже несколько лет снижается. В настоящее время страна является технологически зависимой. Кроме того, наблюдается негативная тенденция: российские интеллектуальные ресурсы в развитых странах перерабатываются в готовые технологии и продаются нам же втридорога. Одна из проблем создания эффективной инновационной цепочки — отсутствие достаточной правовой базы. Часто научные разработки невостребованы потому, что разработчики боятся довериться российским инвесторам. Ученые-разработчики не видят правовых механизмов, которые защитят их интересы.

Другая проблема — отсутствие эффективных механизмов финансирования инновационных проектов. Многочисленные технопарки и центры трансфера технологий, созданные в России, дают гораздо меньший эффект, чем от них ожидали, потому что любой успешный проект реализуется там, где была сделана разработка. Но когда разработчики приступают к серийному производству, логика рационального экономического мышления уже не позволяет им вкладывать средства в новые разработки. Это тормозит инновационный процесс. Без венчурного рынка центры трансфера и технопарки, как правило, превращаются в небольшие коммерчески выгодные производства. Окупаемость инвестиций происходит не через продажу технологии, а через серийное производство. Чтобы предприятие, осуществляя серийное производство, продолжало заниматься поиском и внедрением инноваций, оно должно быть достаточно крупным и капитализация его стоимости должна осуществляться за счет нематериальных активов. Но российский фондовый рынок закрыт для малых и средних предприятий. Поэтому одним из главных приоритетов в строительстве инновационной инфраструктуры является создание венчурного и фондового рынков.

Государство традиционно  должно финансировать фундаментальную науку и на кооперационной основе — прикладные исследования. Если дело доходит до создания инновационного предприятия, роль государства сводится к созданию комфортных налоговых, кредитных и прочих условий. На следующем этапе, когда предприятие продемонстрировало конкурентоспособность, поддержкой является размещение государственного заказа. На стадии устойчивого роста государство относится к инновационному проекту так же, как к любому коммерческому, но только в том случае, если это не касается государственной безопасности или проект не обладает особым социальным значением.

Существенное  влияние на инновационный процесс  оказывает застарелая психология. Российский ученый-разработчик не готов к тому, что цена инвестирования его разработки — контрольный пакет акций будущего предприятия в собственности инвестора. И то, несмотря на то, что ему предлагают достойную заработную плату и доходы с его доли акций. Кроме того, большинство отечественных предпринимателей пока не ориентированы на стратегическое вложение средств. Западный бизнесмен привык вкладывать деньги в проекты, отдача от которых появится через пять и более лет. Приемлемый для российских бизнесменов срок отдачи инвестиций в подавляющем большинстве случаев ограничивается двумя годами.

 

Заключение

На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что инновационные предприятия – это организации, разрабатывающие научно-технические решения и осваивающие выпуск качественно новой продукции с применением новых технологий. В настоящий момент они играют весьма значимую роль во всеобщем экономическом развитии. Зарубежный опыт показывает, что именно инновационные предприятия очень динамичны и требуют малых капиталовложений. Именно инновационное предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, оно массовое, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в таких организациях очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл. Таким образом, инновационные предприятия могут стать не только важным источником инноваций, но и тем необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, которое обеспечивает доведение разработок до "товарного" вида и внедрение их в производство, способствует прогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса.

Инновационный бизнес может сыграть существенную роль в переходе на инновационную стадию развития экономики страны. И в связи с этим, дальнейшим направлением в исследовании данного вопроса, может стать поиск финансирования в поддержку развития инновационного предпринимательства в научно-технической сфере.

 

 

 

Список литературы:

1) Базилевич А.И. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие/ А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-231 с.

2) Балдин К.В. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие/ К.В. Балдин.-М.: Академия, 2008.-368 с.

3) Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие/ М.А. Гершман.-М.:Маркет ДС, 2008. -200 с.

4) Жариков В.В. Управление инновационными процессами : учебное пособие / В.В. Жариков, И.А. Жариков, В.Г. Однолько, А.И. Евсейчев. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. —180 с.

Информация о работе Особенности инновационного предприятия