Особенности инновационного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:35, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется тем, что на сегодняшний день инновационная деятельность – это основополагающий стержень в укреплении предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции, которая должна обеспечивать устойчивое экономическое развитие, повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции и оказываемых услуг.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие "инновационное предпринимательство"…………..…….....4
Глава 2. Специфика управления инновационными предприятиями …..…...…6
2.1 Особенности организации инновационной деятельности предприятий в современных условиях……………………………………………………………6
2.2 Принципы организации инновационной деятельности предприятий..….10
Глава 3. Особенности инновационной деятельности на Российских предприятиях…………………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………….....17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА ПО организации инновац.деят-ти.DOC

— 103.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Организация инновационной деятельности»

На тему: «Особенности инновационного предприятия»

 

 

Выполнил:

студент  группы

Номер зачетной книжки

                                                  Проверил:  
                                           доцент

 

 

 

 

Волгоград - 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1.  Понятие "инновационное предпринимательство"…………..…….....4

Глава 2. Специфика управления инновационными предприятиями …..…...…6

2.1 Особенности организации инновационной деятельности предприятий в современных условиях……………………………………………………………6

2.2  Принципы организации инновационной деятельности предприятий..….10

Глава 3. Особенности инновационной деятельности на Российских предприятиях…………………………………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………….....17

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

Введение

Развитие рыночных отношений, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций) как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом. Т.е. ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности.

Актуальность данной темы определяется тем, что на сегодняшний день инновационная деятельность – это основополагающий стержень в укреплении предприятия на рынке в условиях жесткой конкуренции, которая должна обеспечивать устойчивое экономическое развитие, повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции и оказываемых услуг.

В связи с  этим, целью данной работы является раскрытие сущности инновационного предпринимательства и изучение особенностей инновационного предприятия.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: дать определение инновационному предпринимательству; выявить специфику управления инновационными предприятиями; изучить особенности инновационной деятельности на Российских предприятиях.

Объектом исследования являются инновационные организации как основа предпринимательства.

Предмет исследования – инновационные организации с точки зрения влияния как на экономику страны в целом, так и на удовлетворение потребностей создателей инноваций.

Глава 1. Понятие "инновационное предпринимательство"

Под инновационным  предпринимательством понимается процесс  создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Таким образом, задача предпринимателя-новатора — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в  основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

Объект инновационного предпринимательства – это интеллектуальный продукт, произведенный посредством  интеллектуальной деятельности: научно-техническая продукция; продукция информатики; продукты культуры.

К субъектам инновационного предпринимательства относятся: НИИ, производственно-конструкторские институты (ПКИ), ВУЗы, предприятия, венчурные фирмы (рисковые), изобретатели, конструкторы, технологи и научные работники.

В экономической  литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1)инновация продукции:

2)инновация технологии;

3)социальные  инновации.

Первый вид  инновационного предпринимательства  — инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового  потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

 

Глава 2. Специфика управления инновационными предприятиями

2.1 Особенности организации инновационной деятельности предприятий в современных условиях

Для управления инновационной  организацией характерно то, что в  качестве ключевого источника постоянного  роста и развития выступает творческая деятельность, создание и распространение нововведений. Модель управления инновационной организацией основана на таком подходе к управлению организацией, который отличается от подходов, характерных для концепций реинжиниринга, всеобщего качества, непрерывных изменений и др.

Одно из главных отличий  состоит в роли, месте и значении НИОКР в развитии организации. Для модели управления инновационной организацией исходным является отношение к НИОКР как к активам, инвестициям. При этом управление НИОКР осуществляется не изолированно от управления другими функциями (производством, маркетингом и т.д.), а в тесной взаимосвязи, на базе глубокой интеграции. Фактически НИОКР оказываются неотъемлемым составным элементом всей организации, задающим вектор ее развития, во многом определяющим ее стратегию и культуру.

Характерным для модели управления инновационной организацией является управление нововведениями в масштабах расширенной организации, т.е. включая потребителей, поставщиков, стратегических партнеров. Для управления инновационной организацией понятие расширенной организации является принципиально важным.

Другими существенными  отличительными чертами модели управления инновационной организацией являются разработка эффективной инновационной  стратегии, а не стратегии собственно НИОКР, а также акцент на сетевых организационных структурах, возникающих на базе межфункциональных проектных команд.

При построении модели управления инновационной организацией необходимо исходить из самого широкого понятия  нововведения, инновации, когда инновационный процесс включает в себя все от начала до конца создания новых продуктов, услуг и процессов. Узкий взгляд на НИОКР является одной из наибольших преград повышения эффективности инновационной деятельности.

В отличие от традиционных функциональных подходов к управлению организацией, модель управления инновационной организацией базируется на двух основных принципах.

Во-первых, менеджеры  организации для повышения эффективности  инновационной деятельности должны управлять процессами создания и  распространения нововведений в масштабах расширенной организации, создавая сетевые организационные структуры, позволяющие развивать необходимые знания, компетенции, поддерживать постоянный процесс обучения в организации.

Во-вторых, для эффективного управления организацией необходимо создавать платформы развития организации на базе интеграции технологий и компетенций с целью поддерживать и развивать определенные портфели инноваций. Такие платформы технологий и компетенций ориентированы на стимулирование инновационной деятельности, являющейся ключевым фактором в развитии организации.

Модель управления инновационной  организацией предполагает системный  подход к разработке стратегии и  структуры организации, их реализации с целью повышения эффективности  ее развития на базе активизации творческой, интеллектуальной деятельности, процессов создания и распространения нововведений.

Фактически в данной модели стратегические и структурные  средства управления организацией рассматриваются  как управленческие инструментальные средства, как управленческий инструментарий для повышения эффективности инновационной деятельности. Эти стратегические и структурные средства представляют собой те методы и приемы стратегического управления организацией, которые менеджеры могут использовать как «инструменты», как предметы, которыми они могут манипулировать для того, чтобы повысить эффективность инновационной деятельности.

Итак, существует две  сферы управления: сфера выработки  и реализации стратегии и сфера  разработки организационной структуры - в их системном единстве с целью выделить управленческие средства повышения эффективности инновационной деятельности, развития организации.

Модель управления инновационной  организацией строится на представлении  о том, что инновационный процесс  может быть очень сложным. Выдвижение идеи и ее реализация в инновационной продукции происходит поэтапно, включает в себя много различных шагов, ряд этапов, фаз.

В каких-то отношениях инновационный  процесс можно сравнить с производственным. Но инновационные системы, в отличие от производственных, ориентированы не на повторение, воспроизведение той же самой продукции, а на поиск и утверждение нового. В одних отраслях инновационные процессы более стандартизированы (например, в фармацевтической промышленности разработка каждого нового препарата включает ряд одинаковых шагов, этапов), а в некоторых других отраслях каждый инновационный проект может быть уникальным. Диверсифицированные промышленные предприятия могут осуществлять одновременно сотни инновационных проектов в десятках различных подразделениях. Каждый проект может быть нацелен на немного различающиеся продуктовые ниши на рынке. Тем не менее, несмотря на значительные различия инновационных проектов, можно выделить некоторые общие основные фазы.

Инновационный процесс  подобен трубке с широким начальным концом, где возникает множество разнообразных идей и далеко идущим вниз потоком, который «выносит» множество продуктов и услуг потребителям.

Поскольку начало процесса движет поиском  идей среди большего разнообразия источников, постольку это увеличивает вероятность нахождения эффективных идей, методов производства новых продуктов и услуг. Конечная стадия способствует коммерциализации процесса: лицензионные соглашения, патенты, разнообразные (часто электронные) дистрибутивные каналы.

На первой стадии инновационного процесса появляется «сырье», из которого моделируются новые идеи по ходу того, как команды используют свое чутье, чтобы расшифровать неопределенное будущее: Какая назревает новая  технология? Какие новые правительственные распоряжения, указы, законы в работе? Какие неудовлетворенные запросы сейчас очевидны на рынке или будут определять ценность для будущих потребителей?

Цель - постоянно поддерживать корзину  идей полной до краев богатыми соображениями, идеями, которые бы отвечали как на ожидаемые, так и на неожиданные запросы. Эти идеи должны приходить изо всех уголков расширенной организации - поставщиков, потребителей, дистрибьюторов, партнеров по альянсам, отраслевых групп, университетских исследовательских центров и т.п.

Очевидно, что некоторые  идеи, которые даже наилучшим образом  предвидели будущее, никогда не станут продуктами по той или иной причине. Полная инвентаризация идей относительно новых продуктов и услуг в  организации означает, что победившие могут быть быстро «взяты с полки», чтобы завоевать или поддержать лидирующие позиции и расширить присутствие организации на рынке.

Информация о работе Особенности инновационного предприятия