Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа
Выплавка стали в кислородных конвертерах является наиболее распространенным и прогрессивным способом ее производства. Это связано с высокой производительностью агрегатов, относительной простотой их конструкции, высоким уровнем автоматизации процессов, гибкостью технологии плавки, позволяющей в сочетании с ковшевой обработкой и непрерывной разливкой получать качественную сталь различного сортамента.
Введение
1 Обоснование проекта модернизации конвертерного цеха
Общая характеристика предприятия
Сырьевая база и огнеупоры
Топливно-энергетические ресурсы
Основные металлургические переделы
Утилизация отходов
Общая характеристика цеха
Выбор варианта модернизации цеха
Основные проектные решения
Устройство и оборудование цеха
Обоснование выбора и расчет основного оборудования
Состав оборудования участка выплавки стали
Структура и планировка цеха
3 Производственная структура цеха
3.1 Схема работы цеха (грузопотоки)
3.2 Организация труда в цехе и на главных рабочих местах
3.3 Организация ремонта основного технологического оборудования
3.4 Структура управления цехом
4 Конструкция и оборудование конвертера
4.1 Конструкция и футеровка конвертера
4.2 Оборудование конвертера
5 Технология выплавки стали
5.1 Сортамент выплавляемой стали……
5.2 Типовая технология выплавки стали
5.3 Особенности технологии выплавки трубных марок стали
6 Ковшевая обработка металла
7 Технология разливки трубной стали
8 Автоматизация производственных процессов
9 Безопасность и экологичность
9.1 Анализ опасностей и вредностей в цехе
9.2 Обеспечение безопасности труда
9.3 Охрана окружающей среды
9.4 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
10 Анализ технико-экономических показателей и обоснование социально-экономической целесообразности принятых в проекте решений
10.1 Описание коньюктуры рынка
10.2 Выбор форм хозяйствования
10.3 Финансовая оценка платежеспособности
10.4 Бизнес- план
Заключение
Рисунок 1 - Разновидности огнеупорных блоков
Блоки делают из периклазоуглеродистых, периклазохромитовых, хромитопериклазовых огнеупоров. К многоканальным блокам (рисунок 1 а, б, в) газ подводят через патрубок 1 и кассету 4, в которую заключен блок; к одноканальным - как через кассету (рисунок 1, г), так и непосредственно к каналу - к трубке 5, образующей капал (рисунок 1, д), или патрубком к закладной втулке 6, вмонтированной в блок в процессе его прессования (рисунок 1, е). По опыту отечественных заводов более технологичным и надежным является бескассетный подвод газа []. В одноканальных блоках диаметр канала достигает 8 мм.
Преимуществом пористых блоков является то, что продувку можно начать и прекратить в любой период плавки, а через одно- и многоканальные блоки необходимо постоянно вдувать газ, чтобы предотвратить затекание в каналы металла и их засорение. На отечественных заводах освоена продувка с использованием одно- и многоканальных блоков с каналами круглого сечения.
Обычно продувку нейтральным газом начинают за несколько минут до окончания кислородной продувки и заканчивают через несколько минут после окончания продувки кислородом. При удельной интенсивности продувки до 0,2 - 0,3 м3/(т*мин) обеспечивается снижение окисленности шлака и металла, при необходимости глубокое обезуглероживание, а также дополнительная дефосфорация и десульфурация [].
Это объясняется тем, что из-за малого диаметра (1—1,5 мм) газопроводящих каналов (пор) в пористых блоках, жидкий металл не затекает в них даже при прекращении подачи газа. Поэтому в любой момент можно изменить расход нейтрального газа или прекратить его подачу, гибко варьируя технологию продувки.
В качестве нейтрального газа обычно используют азот, поскольку инертный газ (аргон) дорог. Продувка металла азотом в течение всей плавки приводит к повышению содержания его в металле, которое зависит от интенсивной дойной продувки. При минимальной интенсивности продувки поглощение азота незначительно и возможно достижение содержания его в готовой стали не более 0,003 - 0,004%.
При необходимости снижения содержания азота в готовом металле в конце плавки ванну продумают аргоном. В межпродувочные периоды донные фурмы обычно переводят на воздушное дутье, поскольку оно дешевле азота. Конвертерный процесс с верхней подачей кислорода и нижней подачей нейтрального газа через фурмы в основном применяют для производства низкоуглеродистой стали. В этом случае в последние минуты кислородное дутье прекращают» продувают только нейтральным газом. При выплавке стали с содержанием менее 0,02 % [С] кислородное дутье прекращают по достижении [С] = 0,035 - 0,04 % и продувку нейтральным газом ведут в течение 5 - 10 минут [].
Конвертерный процесс с верхней подачей кислорода и донной подачей нейтрального газа через пористые огнеупорные блоки считается наиболее перспективным вариантом комбинированной продувкой.
Основные технико-
2 Устройство и оборудование цеха
2.1 Обоснование выбора и расчет основного оборудования
В кислородно-конвертерном цехе для выплавки 10,0 млн. т стали в год, устанавливаются:
- три кислородных конвертера
вместимостью 370 т каждый, работающих
по схеме «с перекрытием
- одна установка вакуумирования стали комбинированного типа;
- одна двухпозиционная установка типа «печь-ковш»;
- два агрегата АДС и
установка усреднительной
- четырехручьевые МНЛЗ криволинейного типа для получения заготовок сечения 250×(750 – 2530) мм;
- одна вертикального типа МНЛЗ для получения трубных заготовок;
- установка десульфурации чугуна;
Бесперебойная работа цеха обеспечивается установкой следующего кранового оборудования []:
- заливочные краны;
- краны для перестановки ковшей в отделении перелива чугуна;
- краны для перестановки совков со скрапом;
- краны для перестановки шлаковых чаш в шлаковом пролете.
Кроме того, устанавливается
следующее технологическое
- ковши миксерного типа;
- сталеразливочные ковши;
- совки для скрапа;
- шлаковые чаши;
- машина «Орбита» для ломки футеровки;
- стенд для выкладки футеровки;
- стенды для сушки футеровки [].
Ниже представлены основные параметры технологического и кранового оборудования. Расчет основного оборудования приведен в приложении В.
Ковши миксерного типа
- вместимость ковша миксерного
типа, т
- максимальная суточная
потребность в чугуне, т
- общее число миксерных ковшей (в обороте, на ремонте и запасных), шт 6
Сталеразливочные ковши
За сутки в цехе разливается 114 ковшей стали. Для нормальной организации работы цеха в наличии имеется 39 сталеразливочных ковша со следующими характеристиками:
- вместимость, т
- размеры, мм:
высота ковша
ширина по цапфам
ширина по носку 7895
- масса, т
Металлоконструкций ковша
Металла при нормальном наполнении
Шлака при нормальном наполнении
- стойкость футеровки,
плавок
Совки для скрапа
Для завалки скрапа используются совки вместимостью 65 м3, скрап заваливается при помощи завалочной машины полупортального типа одной порцией двумя совками. Число совков – 61 шт.
Шлаковые чаши
Количество шлаковых чаш для вывоза шлака из цеха составляет 32 шт., по две шлаковые чаши на плавку. Вместимость шлаковых чаш 16 м3.
Оборудование
для ремонта футеровки
В ковшевом пролете цеха предназначено два места для ломки футеровки, четыре – для выполнения футеровки и восемь – для сушки и разогрева ковшей.
Также в пролете предусмотрено два механизированных стенда, две машины для ломки футеровки и восемь стендов для сушки и разогрева футеровки.
Крановое оборудование
Заливочные краны
В цехе установлены два заливочных мостовых крана грузоподъемностью 450 + 100/20 т со следующими параметрами:
- высота подъема, м
- скорость подъема, м/мин 7,5+4,8/15
- пролет, м 28,5
Краны для перестановки ковшей в ковшевом пролете
В ковшевом пролете установлено два мостовых крана со следующими основными характеристиками:
- грузоподъемность, т 140+32
- пролет, м 28,5
Краны для перестановки шлаковых чаш в шлаковом пролете
В шлаковом пролете установлено два мостовых шлаковых крана грузоподъемностью 180+63 т и пролетом 22,5 м для перестановки чаш.
Расчет основного технологического и кранового оборудования приведен в приложении В.
2.2 Состав оборудования участка выплавки стали
Приемное отделение:
- 26 приемных бункеров (18 ферросплавных, 8 известковых)
- 2 нитки подачи сыпучих материалов
- на каждой ветки 2 саморазгружающиеся тележки (стелы).
Общая длина одной нитки около 1 км.
Отделение перелива чугуна:
- 3 ж/д пути (№№ 6, 7, 8)
- 3 ямы перелива чугуна (№№ 1, 2, 3)
- 17 миксеров
- 5 чугунозаливочных ковшей
- установка десульфурации чугуна (УДЧ)
- машина скачивания шлака скребкового типа
Скрапной пролет:
- 2 самоходных скраповоза
- 5 кранов (3 крана г/п 130т, 2крана г/п 16т)
Шлаковый пролет:
- 43 шлаковых чаш, в т.ч. 3 ямных
- 21 стендов постановки шлаковых чаш
- 2 крана г/п 180/32т
- 2 ж/д пути
- на вертушку устанавливается 9 шлаковых чаш.
Конвертерное отделение:
- 3 кислородных конвертера
- 3 машины подачи кислорода (МПК)
- 3 машины замеров параметров плавки ( МЗПП)
- 3 машины замеров температуры в ковше ( МЗТК)
- 3 сталевоза
- 3 шлаковоза
- 3 заливочных крана г/п 450/120т
- 2 полупортальных завалочных машины г/п 2*130т
Вертикальный тракт (одного конвертера):
- 20 расходных бункеров, в т.ч. 8 ферросплавных
- 17 весов дозаторов
- 11 двухрукавных течек
- 5 пром. бункеров
Конвертер № 1, 2 – по три печи нагрева ферросплавов вращающегося типа
Конвертер № 3 две печи нагрева ферросплавов подового типа
Между конвертером 1 и 2 ленточный конвейер для передачи извести
2.3 Структура и планировка цеха
Основные планировочные и технические решения приняты с учетом размещения цеха на промышленной площадке комбината и максимального использования установившихся схем обеспечения энергоресурсами и материалами, а также эксплуатации уже имеющихся вспомогательных объектов и сооружений.
Конвертерный цех представляет собой комплекс технологически связанных производственных отделений, пролетов и участков с установленным в них технологическим, подъемно-транспортным, вспомогательным и ремонтным оборудованием, которое необходимо для обеспечения намеченного объема производства цеха.
Конструктивно конвертерный цех ОАО «ММК» состоит из следующих отделений []:
- конвертерное отделение (КО);
- отделение непрерывной разливки стали (ОНРС);
- транспортно-отделочное отделение (ТОО).
В свою очередь, конвертерное отделение включает следующие пролеты: конвертерный, загрузочный, ковшевой, шлаковый, скрапной, пролет постов управления и электропомещений, участок сыпучих материалов и ферросплавов, пролет подготовки и ремонта сталеразливочных и промежуточных ковшей, отделение перелива и десульфурации чугуна.
Основные размеры данных пролетов представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные размеры пролетов конвертерного отделения
Название пролета |
Ширина, м |
Высота, м |
Конвертерный и вспомогательный |
30,0 |
74,0 |
Загрузочный |
28,5 |
36,0 |
Ковшевой |
28,5 |
24,0 |
Шлаковый |
22,5 |
18,0 |
Скрапной |
28,5 |
18,0 |
Постов управления |
12,0 |
73,5 |
Шаг внутренних и внешних рядов колонн принимается равным 12 м. Учитывая, что для наклона конвертеров используют компактные подвесные приводы, то реторты размещают в ряде колонн с шагом 24 м без 12-ти метровых вставок.
ОНРС включает в себя:
- пролеты МНЛЗ;
- участок вакуумирования стали;
- участок доводки металла в ковше;
- пролет подготовки технологического оборудования;
- пролеты электропомещений для МНЛЗ.
ТОО включает:
- транспортно-отделочную линию (ТОЛ);
- участок выборочной зачистки блюмов;
- участок ручной зачистки блюмов.
Ремонт футеровки конвертера осуществляется в специальном пролете, прилегающем к конвертерному. Подача огнеупоров в пролет ремонта сталеразливочных и промежуточных ковшей предусмотрена на автотранспорте.
Поперечный разрез конвертерного отделения представлен на демонстрационном листе (шифр).
3 Производственная структура цеха
3. 1 Схема работы цеха (грузопотоки)
Основными грузопотоками в конвертерном отделении являются грузопотоки: жидкого чугуна, лома, стали, шлака, сыпучих и ферросплавов.
Доставка жидкого чугуна из доменного цеха в отделение перелива чугуна ККЦ осуществляется в чугуновозных ковшах миксерного типа вместимостью 600 т. Заливочные ковши на самоходных (электрифицированных) тележках транспортируются в загрузочный пролет конвертерного отделения. Далее, с помощью заливочных кранов грузоподъемностью 450 + 100/20 т ковши с чугуном передаются в конвертер [см.прил.В].
Лом в конвертерный цех доставляется в совках вместимостью 65 м3, загружаемых в копровом цехе. Перед завалкой лома в конвертер каждый совок должен быть взвешен на платформенных весах. Скраповоз транспортирует лом из скрапного пролета в загрузочный, где с помощью полупортальной завалочной машины осуществляется завалка лома в конвертер.
Сыпучие, кусковые материалы и ферросплавы подаются в конвертерное отделение по конвейерному тракту из бункеров отделения приема сыпучих и ферросплавов. Перед непосредственной загрузкой сыпучих и ферросплавов в ковш производится их взвешивание с точностью ± 10 кг.
Ниже представлены схемы организации основных грузопотоков цеха [].
Металлолом и его
Жидкий чугун: литейный двор доменного цеха → чугуновозные ковши миксерного типа → отделение перелива чугуна ККЦ (УЗП) → заливочные ковши на самоходных (электрифицированных) тележках→ загрузочный пролет конвертерного отделения→ заливочный кран → конвертер.