Международная система авторского права и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Сфера действия национальных законов об авторском праве ограничена территорией тех стран, в которых эти законы приняты. Но произведения интеллектуального творчества обычно распространяются и за пределами государственных границ. Чтобы способствовать такому международному распространению интеллектуальных произведений, а также обеспечить их охрану, между различными странами заключались двусторонние соглашения по авторскому праву либо страны присоединялись к тем или иным многосторонним соглашениям по международной охране авторского права.

Оглавление

Введение
1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
2. Римская конвенция
3. Специальные конвенции в области смежных прав

Файлы: 1 файл

ИИ2.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

Тот факт, что существует такая мера, как получение принудительной лицензии, может оказать положительное  влияние на ход переговоров и  увеличить количество добровольных лицензий.

Длительность действия охраны

Минимальные стандарты охраны охватывают также и длительность ее действия. Срок действия охраны (срок действия авторского права) должен быть не меньшим, чем срок жизни автора и минимум 50 лет после его смерти.

Однако для некоторых  категорий произведений существуют исключения из этого общего правила. Для кинематографических произведений установлен срок в 50 лет после первой публичной демонстрации фильма, а  если такая демонстрация не состоялась, то 50 лет после создания фильма. Для  произведения фотографии и прикладного  искусства устанавливается срок охраны в 25 лет после создания произведения.

В большинстве стран законодательствами предусмотрено обеспечивать охрану произведения в течение жизни  автора и 50 лет после его смерти, так как считается справедливым и правильным включать в этот срок время жизни самого автора и его  детей. Такой срок охраны стимулирует  творческую деятельность и обеспечивает баланс между интересами автора и интересами общества в целом.

Что касается моральных прав автора, то срок охраны длится по крайней мере столько же, сколько и срок охраны имущественных прав.

 

2. Римская конвенция

 

В отличие от большинства  международных конвенций, которые  представляют собой синтез существующих законов, для охраны смежных прав специально была разработана на международном  уровне международная конвенция  по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов  радио- и телевещания, которая была принята в Риме в октябре 1961 г. Эта конвенция, известная как  Римская конвенция, вступила в силу 18 мая 1964 г.

Связь между охраной авторского права и охраной смежных прав

 

В первой статье Римской  конвенции говорится, что та охрана, которая обеспечивается нормами  этой конвенции, остается в силе и  никоим образом не влияет на охрану авторских прав на литературные и  художественные произведения. Поэтому  ни одно из положений Римской конвенции  не может рассматриваться как  препятствующее такой охране. Из содержания ст.1 ясно, что во всех случаях, когда  в силу действия авторского права  для использования произведения необходимо получить санкцию обладателя авторского права, необходимость получения  такой санкции не устраняется положениями Римской конвенции.

Далее в Римской конвенции  указано, что для присоединения  к этой конвенции страна должна быть не только чеченом Организации Объединенных Наций, но также участницей Бернской конвенции или Всемирной конвенции об авторском праве (ст. 24(2)). Соответственно страна прекращает свое членство в Римской конвенции, как только она прекратит участие в одной из упомянутых конвенций об авторском праве (ст. 28(4)). Из-за этой связи между Римской конвенцией и конвенциями об авторском праве первую часто называют закрытой, имея в виду ограниченное число стран, которые могут к ней присоединиться.

Национальный режим

Как и в случае Бернской конвенции, охрана, предоставляемая  Римской конвенцией, осуществляется на основе принципа национального режима, который предоставляется страной  производителям фонограмм, исполнителям, радио- и телевещательным организациям. Национальный режим должен соответствовать некоторым минимальным требованиям, установленным в конвенции; должны выполняться также некоторые временные требования конвенции. Таким образом, конвенция гарантирует некоторые минимальные права (с определенными исключениями). В соответствии с конвенцией все исполнители, производители фонограмм и организации массового вещания пользуются в тех странах, которые подписали конвенцию, теми же правами, что и граждане этой страны.

Национальным режимом  должны пользоваться исполнители, если исполнение осуществлялось в другой стране, подписавшей конвенцию (независимо от того, является ли исполнитель гражданином  этой страны), или если исполнение зафиксировано  в виде фонограммы, охраняемой положениями  конвенции (независимо от того, является ли исполнитель гражданином этой страны или страны, в которой произведение было исполнено) , или если исполнение передавалось по радио или телевидению в виде прямой трансляции (без фонограммы) в передаче, защищаемой по положениям конвенции (тоже независимо от страны происхождения исполнителя) (ст.4). Эти условия предоставления охраны согласно Римской конвенции позволяют охватить самый широкий круг исполнителей.

Национальный режим должен применяться в отношении производителей фонограмм, если они являются гражданами другой страны, подписавшей конвенцию (критерий гражданства), или если запись (первая фиксация) была сделана в  другой стране, подписавшей конвенцию (критерий фиксации) , или если фонограмма впервые или в то же самое время вышла в свет в другой стране, подписавшей конвенцию (критерий публикации) (ст. 5).

Национальный режим должен распространяться на организации массового  вещания, если их штаб-квартира находится  в другой стране, подписавшей конвенцию (принцип национальности), или если трансляция была осуществлена с территории другой страны (со станции, расположенной  в другой стране), подписавшей конвенцию, независимо от того, находится ли организация, осуществляющая трансляцию, в стране, подписавшей конвенцию (принцип  территориальности). Подписавшие конвенцию  страны могут заявить, что они  будут охранять передачи только в  том случае, если выполнены оба  указанных принципа — национальности и территориальности — в отношении  одной и той же подписавшей  конвенцию страны (ст. 6).

 

Что же касается производителей фонограмм, то конвенция допускает  оговорки в отношении указанных  критериев. Известив соответствующим  образом Генерального секретаря  Организации Объединенных Наций, любая  подписавшая конвенцию страна в  любое время может заявить, что  она не будет применять критерий публикации или, наоборот, критерий фиксации. Любая страна, которая в день подписания конвенции в Риме гарантировала  защиту производителям фонограмм на основе критерия фиксации, может исключить  оба оставшихся критерия.

Минимальный уровень охраны, который обеспечивается положениями Римской конвенции

Минимальный уровень охраны, который гарантируется конвенцией в отношении исполнителей, означает "возможность предотвращения определенных действий", совершаемых без их согласия. Вместо перечисления минимальных  прав исполнителей была использована эта фраза, которая позволяет  странам осуществлять охрану прав исполнителей посредством применения уголовных  законов, допускающих квалифицировать  нарушение и определять меру наказания  на основе публичного права. Было решено, однако, что перечисленные действия, которые могут быть предотвращены  исполнителем, совершаются при получении  его предварительного согласия. Фактически возможность предотвращения определенных действий, как это установлено  в конвенции, распространяется на четко  очерченный круг прав исполнителя.

К таким действиям относятся:

- трансляция по радио  и телевидению непосредственного  (незаписанного) исполнения;

- запись не зафиксированного  на специальных устройствах исполнения;

- репродуцирование фиксации  исполнения, если оригинальная фиксация  была совершена без предварительного  согласия исполнителя или если  репродуцирование совершается в целях, не предусмотренных конвенцией либо не разрешенных исполнителем.

Производители фонограмм  имеют право разрешить или  запретить прямое или непрямое репродуцирование их фонограмм (ст. 10). В Римской конвенции  не предусмотрено какого-либо права  санкционировать представление  фонограмм публике и не содержится каких-либо явных запретов на распространение или импорт несанкционированных дубликатов фонограмм.

Организации массового вещания  имеют право санкционировать  либо запрещать:

- одновременную ретрансляцию программ;

- фиксацию их передач; 

- репродуцирование неразрешенных  фиксаций их передач или репродуцирование  законных фиксаций в незаконных  целях; 

- доведение до публики  их телепередач посредством приемников, расположенных в доступных местах, за определенную плату.

В отношении этого последнего права следует отметить, однако, что оно не распространяется на передачи по радио (т.е. на трансляцию только звука), и национальные законодательства сами должны определять условия, при которых  эти права могут выполняться. Также можно отметить, что Римская  конвенция не охраняет передачи, распространяемые по кабелям.

Положения, предусматривающие  право выбора при осуществлении требований конвенции

Римская конвенция кроме  положений, предусматривающих минимальный  уровень охраны, содержит также положения, которые позволяют странам в  рамках своих национальных законодательств  самим регулировать определенные аспекты  охраны прав исполнителей и пр.

 

Национальные законодательства сами определяют уровень охраны от ретрансляции по радио или телевидению  или от фиксирования передачи для  целей массового вещания в  тех случаях, когда исполнителем было дано согласие на передачу его  выступления средствами массового вещания.

Принцип главенства контрактных  соглашений был зафиксирован в положении  о том, что национальные законы не должны лишать исполнителя права  контролировать соблюдение оговоренных  условий организациями радио- и  телевещания при помощи, при этом термин "контракт" включает в себя и коллективные соглашения, а также  решения арбитражных органов, если последние имеют место.

Что касается охраны прав как исполнителей, так и производителей фонограмм, то в ст. 12 (возможно, самой спорной статье конвенции) предусмотрено, что если фонограмма, изготовленная в коммерческих целях, используется непосредственно для целей массового вещания, то организацией массового вещания должно выплачиваться справедливое вознаграждение исполнителю или производителю фонограммы либо им обоим. Но в этой статье не гарантируется, однако, какого-либо права исполнителю или производителю фонограмм санкционировать или запрещать вторичное использование фонограмм. Гарантирование лишь разового вознаграждения за использование фонограммы, пожалуй устанавливает своего рода систему принудительного лицензирования. Не указаны права получателей вознаграждения при вторичном использовании авторского исполнения или фонограммы, содержащей запись этого исполнения. В статье 12 оговаривается, что по крайней мере одна из заинтересованных сторон должна получить плату. Но в данной статье указано также, что при отсутствии соглашения между участниками национальное законодательство (если это считается необходимым) может установить условия распределения между ними этого вознаграждения.

Длительность охраны

Минимальная длительность охраны, предусмотренная Римской конвенцией, равна двадцати годам, начиная с  конца года, в котором (1) была сделана  запись, если это относится к фонограммам или исполнениям, включенным в фонограммы, или (2) состоялось исполнение, когда речь идет об исполнениях, не включенных в фонограммы, или (3) была осуществлена передача, когда речь идет о передачах (ст. 14).

3. Специальные  конвенции в области смежных  прав

Конвенция об охране интересов  производителей фонограмм от незаконного  воспроизводства их фонограмм, подписанная  в Женеве в октябре 1971 г. и обычно называемая конвенцией о фонограммах, и конвенция о распространении  несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в  Брюсселе в мае 1974 г. и обычно кратко называемая конвенцией о спутниках, также являются соглашениями в области  смежного права. Цели этих конвенций состоят в том, чтобы обеспечить охрану интересов производителей фонограмм и организаций широкого вещания от некоторых действий, которые обычно принято считать действиями, нарушающими авторское право, или пиратскими действиями.

С точки зрения Римской  конвенции конвенция о фонограммах  и конвенция о спутниках являются специальными соглашениями, которые предоставляют исполнителям, производителям фонограмм и организациям массового вещания стран, подписавших эти конвенции, более широкие права, нежели те, которые предоставляются Римской конвенцией или некоторыми другими положениями, не противоречащими этой конвенции (ст. 32 Римской конвенции).

Конвенция о фонограммах  и конвенция о спутниках дополняют Римскую конвенцию в некоторых аспектах, но заложенные в них идеи отличаются от идей последней по трем существенным пунктам.

Во-первых, Римская конвенция  главным образом дает право разрешать  или запрещать определенные действия, в ней также уделяется внимание механизмам предоставления прав авторам.

 

Конвенции о фонограммах  и спутниках не устанавливают  каких-либо специальных правил, а  оставляют на усмотрение самих договаривающихся сторон выбор юридических механизмов предотвращения актов пиратства  или наказания за подобные действия.

Во-вторых, Римская конвенция  основана на принципе национального  режима. Это значит, что уровень  охраны, гарантированный Римской  конвенцией, является минимальным и  что кроме прав, гарантированных  самой конвенцией, и в пределах определенных оговорок, предусмотренных  конвенцией, исполнители, производители  фонограмм и организации широкого вещания пользуются теми же правами  в странах — участницах конвенции, что и граждане данной страны. В  конвенции о фонограммах не говорится о национальном режиме, а четко определены незаконные действия, от которых страны-участницы должны предоставлять защиту. Следовательно, страны-участницы не обязаны защищать иностранных граждан от всех действий, от которых по национальному законодательству защищаются граждане данной страны. Например, те страны, в национальных законодательствах которых гарантируется защита от несанкционированного публичного представления фонограмм, не обязаны защищать таким же образом производителей фонограмм из других стран, так как в самой конвенции о фонограммах ничего не говорится о защите производителей фонограмм от использования их фонограмм для публичного представления, если эти фонограммы являются законными. Однако следует отметить, что конвенция о фонограммах никоим образом не ограничивает уровень охраны, гарантируемый иностранным гражданам по положениям национальных законов или международных соглашений (ст. 7(1)). В конвенции о спутниках вопрос о национальном режиме также не поднимается. Данная конвенция обязывает договаривающиеся стороны защищать только от одного вида деятельности, а именно от распространения несущих программы сигналов любым распространителем, если сигналы, идущие от спутника или проходящие через него, не были для этого предназначены.

Информация о работе Международная система авторского права и смежных прав