Место авторского права в системе гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении авторского права и определении его места в системе гражданского права РФ.
Для того, чтобы достичь данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить суть авторского права и тенденции его развития в России
Изучить предмет авторского права
Рассмотреть содержание авторского права
Рассмотреть авторский договор, как основу гражданских правоотношений

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Понятие авторского права и его место в системе гражданского права………………………………………………………………………………5
1.1 Суть авторского права и тенденции его развития в России ……………….5
1.2 Предмет авторского права ………………………………………………….12
1.3 Содержание авторского права ……………………………………………..16
Глава II Авторский договор, как основа гражданских правоотношений….26
1.1 Понятие авторского договора……………………………………................26
1.2 Классификация авторских договоров…………………………….…..……29
Заключение……………………………………………………………....…...…32
Список используемой литературы…………………………………………...…34

Файлы: 1 файл

Куросвая работа по гражданскому праву.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный университет экономики,

статистики  и информатики»

Кафедра права

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по учебной  дисциплине «Гражданское право»

Тема 11: Место авторского права в системе гражданского права

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

заочного  отделения группы Тв-ЗНЮ-102

____________________________

Зачетная  книжка № 67651

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

_________

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…………..3

 

Глава I. Понятие авторского права и его место в системе гражданского права………………………………………………………………………………5

 

1.1 Суть авторского права и тенденции его развития в России ……………….5

1.2 Предмет авторского права ………………………………………………….12

1.3 Содержание авторского права ……………………………………………..16

 

Глава II Авторский договор, как основа гражданских правоотношений….26

 

1.1 Понятие авторского договора……………………………………................26

1.2 Классификация авторских договоров…………………………….…..……29

 

Заключение……………………………………………………………....…...…32

 

Список используемой литературы…………………………………………...…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы, в связи  с коренными преобразованиями в  экономике, перед людьми стали вставать многие вопросы правового характера, которые раньше или не могли возникнуть или представляли скорее чисто научный интерес.

С наступлением рынка все  большее значение для людей, чьи  профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее  по настоящее время люди, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда непосредственно сталкиваются с данным видом права. Нередко возникают сложные ситуации, требующие безотлагательного решения. В принятии решений подобных проблем просто необходимо знать авторское право. Безусловно, авторское право не самая важная тема в гражданском праве. Однако, данное право один из важнейших его разделов, в котором нуждаются узкие специалисты.

Предметом исследования данной работы является авторское право.

Цель данной работы состоит в изучении авторского права и определении его места в системе гражданского права РФ.

Для того, чтобы достичь  данной цели были поставлены следующие  задачи:

  • Изучить суть авторского права и тенденции его развития в России
  • Изучить предмет авторского права
  • Рассмотреть содержание авторского права
  • Рассмотреть авторский договор, как основу гражданских правоотношений

 

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи  с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций  эфирного или кабельного вещания (смежные  права). Законодательство Российской Федерации  об авторском праве и смежных  правах состоит из Закона РФ «об авторском праве и смежных правах» издаваемых в соответствии с вышеуказанным Законом других актов законодательства Российской Федерации, частью четвёртой гражданского кодекса, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также принимаемых на основе вышеуказанного Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие авторского права и его место в системе гражданского права

1.1 Суть авторского права и тенденции его развития в России

 

Авторское право существует главным образом  для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям  интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению  и распространению этих достижений. Объекты авторского, смежного и патентного права объединяются в одну общую  группу под названием «интеллектуальная собственность». Под интеллектуальной собственностью обычно понимают право на результаты творческой и духовной деятельности. Более точное определение установлено в Гражданском кодексе РФ (ст. 138): «Интеллектуальная собственность - это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции выполнения работы или услуг (фирменное наименование и т.п.)». Данный термин широко используется и в законодательной лексике зарубежных государств, а также международных договорах и конвенциях. Согласно ст. 2 Конвенции ВОИС интеллектуальная собственность включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям. А в Конституции РФ (п. 1 ст. 44) говорится, что «интеллектуальная собственность охраняется законом, и каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества».

Важно также  отметить, что использование термина  «собственность» в понятии «интеллектуальная собственность» является условным. С юридической точки зрения права на интеллектуальную собственность не могут быть приравнены к правам вещной собственности. Поэтому можно согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что объекты творческой деятельности относятся к объектам гражданских прав, но вовсе не являются объектами права собственности.

Охрана  прав на результаты интеллектуальной деятельности была введена сравнительно недавно - немногим более 200 лет назад (срок с исторической точки зрения ничтожно малый). Именно тогда и появилось  авторское право, история развития которого включает многочисленные дискуссии  о литературной, художественной и  научной деятельности. Процесс становления, развития и охраны авторского права  в разных странах шел по-разному. Преимущественно в законодательстве выделялось два подхода:

1). континентальный (развитие происходило в направлении охраны прав авторов). Такой подход, в частности, развивался в англоязычных странах;

2). англо-американский (усиливалась охрана экономических прав издателей).

Российское  авторское право в целом принадлежит  к семье европейского, континентального права. Тем не менее само авторское  право России отличается от истории  авторского права других стран не только особенностями государственного характера, но и запоздалым своим  появлением.

Однако  прежде чем перейти к истории  развития авторского права в России, необходимо отметить еще некоторые  значимые исторические аспекты.

Идея  защиты прав авторов на создаваемые  ими произведения реально возникла лишь с открытием искусства книгопечатания, что в итоге открыло новый  источник дохода, а вместе с тем  и новые проблемы, связанные с  защитой авторских прав (как авторов произведений, так и издателей).

Первоначально для защиты авторских прав стали  выдаваться привилегии, которые предоставляли  исключительное право издателю на определенное произведение и запрещали другим издательствам выпускать данное произведение.

Первый  закон по авторскому праву, именуемый  «Статут королевы Анны», был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.

В России регулирование отношений, связанных  с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей  и книготорговцев и тем более  авторов. «Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством». До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.

Первый  прогрессивный акт, содержащий специальные  нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это  был Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг».

В 1830 г. утвердили  новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским  правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.

Во второй половине ХIХ в. положения об авторском  праве были включены в Гражданский  кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон  об авторском праве Российской империи. «До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода». В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия.

Несмотря  на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные  законодательные акты сыграли положительную  роль в совершенствовании авторских  правоотношений.

К сожалению, советский период едва ли можно отметить как прогрессивный этап в развитии авторского права. Скорее это самый  противоречивый период в становлении  авторских отношений, хотя бы потому, что после Октябрьской революции 1917 г. все законодательство Российской империи, в том числе Закон  об авторском праве, было отменено. Последовавший затем ряд декретов был направлен на обеспечение  свободного использования произведений. По сути, Советское правительство  стало создавать нормы авторского права вновь.

Первым  советским законом об авторском  праве явились Основы авторского права 1925 г. Вскоре они были заменены Основами авторского права 1928 г., а также  Законом РСФСР "Об авторском праве" 1929 г. Следующим важным этапом в развитии авторского права нашей страны явилось принятие в 1961 г. Основ гражданского законодательства Союза СССР и союзных республик и вступление в силу с 1 октября 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР. Для авторского права в СССР этот документ стал важнейшим. В ГК РСФСР содержалась подробная регламентация вопросов авторского права. После прекращения существования СССР прежнее советское законодательство сохраняет свое действие на территории Российской Федерации, если оно не противоречит нормам, принятым в России.

Советское законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия  из сферы авторских прав, что не слишком хорошо отражалось на практике. Вместе с тем оно неплохо обслуживало  административно-командную систему, существовавшую в СССР. Однако рыночные отношения потребовали нового правового  регулирования сферы авторского права, в итоге был принят Закон  Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (ЗоАП) от 9 июля 1993 г. (в ред. от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г.), который стал одним из первых законодательных актов в этой области, построенных на основе общепризнанных международных стандартов.1

В 2004 г. был  внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации  от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» Федеральным законом от 20 июля N 72-ФЗ, а именно: увеличение срока действия авторского права до 70 лет после смерти автора и более подробное рассмотрение вопросов, касающихся защиты авторских прав.

Новый Закон  открывает новый этап для России. Конечно, насколько хороши внесенные  изменения и дополнения, покажет  практика. Тем не менее, основываясь  на знании современной нормативной  базы, можно с уверенностью сказать, что в России произошли значительные положительные изменения в авторском праве. Более того, по признанию ЮНЕСКО, российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности сегодня одно из лучших в мире. Прежде всего с его принятием, как справедливо пишет А.П. Сергеев, российское авторское право за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Имеется в виду, что впервые в Законе регламентированы основные аспекты авторско-правовых отношений с учетом тех прав и гарантий, которые содержатся в международных соглашениях, таких, как Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве и др. Более того, стараясь повысить уровень охраны, а также приспособить авторское право к рыночным отношениям, законодатель отказался от ранее применявшихся принципов непередаваемости авторских прав и строго правового регулирования авторских договоров и распространил авторские правомочия на авторские сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно. Значит, передаваемость исключительных имущественных прав отвечает как интересам автора, так и интересам организации пользователей.

Новый Закон  впервые содержит развернутую правовую регламентацию охраны смежных прав, т.е. прав, примыкающих к авторским. Применяется совершенно новый подход к авторским договорам: на первое место поставлен принцип свободы  и автономии воли сторон. Кроме  того, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регламентирует правовое положение организаций, занимающихся коллективным управлением имущественных прав владельцев. Наконец, ЗоАП предусматривает некоторые специфические способы и приемы защиты прав, борьбы с нарушителями авторских и смежных прав.

Информация о работе Место авторского права в системе гражданского права