Место авторского права в системе гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении авторского права и определении его места в системе гражданского права РФ.
Для того, чтобы достичь данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить суть авторского права и тенденции его развития в России
Изучить предмет авторского права
Рассмотреть содержание авторского права
Рассмотреть авторский договор, как основу гражданских правоотношений

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Понятие авторского права и его место в системе гражданского права………………………………………………………………………………5
1.1 Суть авторского права и тенденции его развития в России ……………….5
1.2 Предмет авторского права ………………………………………………….12
1.3 Содержание авторского права ……………………………………………..16
Глава II Авторский договор, как основа гражданских правоотношений….26
1.1 Понятие авторского договора……………………………………................26
1.2 Классификация авторских договоров…………………………….…..……29
Заключение……………………………………………………………....…...…32
Список используемой литературы…………………………………………...…34

Файлы: 1 файл

Куросвая работа по гражданскому праву.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

Вместе  с тем из общего правила есть два  исключения.

В соответствии с п. 3 ст. 5 ЗоАП, если произведение создано  за рубежом, автор определяется на основе соответствующего зарубежного законодательства. При этом автором может быть признано и юридическое лицо. И, как было выше изложено, согласно ст. 484-486 ГК РСФСР 1964 г. авторами в отдельных случаях  признавались организации - юридические  лица.

В соответствии со ст. 9 ЗоАП авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает  в силу факта его создания. В  этом заключается одно из главных  достоинств авторского права по сравнению  с патентным правом. Для возникновения  и осуществления авторского права  не требуется регистрации и иного  специального оформления произведения.

Поскольку возникновение авторского права  не связано с какой-либо регистрацией, для оповещения о своих правах обладатель исключительных авторских  прав вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права, который  помещается на экземпляре произведения и включает в себя три элемента: букву С в окружности (от английского  слова «Copyright» - авторское право); имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав; год первого опубликования произведения.

Помещение такого знака не является обязательным, оно носит скорее информационный характер, как бы подсказывая, к кому следует обращаться лицу, желающему  использовать произведение.

Вместе  с тем в Законе «Об авторском праве и смежных правах» существует чрезвычайно важная для правоприменительной деятельности презумпция авторства. Ее суть заключается в том, что при отсутствии доказательства иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Данная презумпция распространена на всех субъектов авторского права.

Заслуживают особого рассмотрения права авторов, которым в отношении их произведений принадлежат личные неимущественные (моральные) права и имущественные  права. В соответствии со ст. 15 ЗоАП к личным неимущественным правам относятся:

    1. право признаваться автором произведения (право авторства);
    2. право использовать или разрешать использование произведения (право на имя);
    3. право обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
    4. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства (право на защиту репутации автора).

Данные  права во всех случаях принадлежат  лишь непосредственно создателю  произведения (автору). Личные неимущественные  права не ограничены сроком, являются не отчуждаемыми от личности автора и  не могут передаваться другим лицам. Что касается других лиц, прежде всего  наследников, то они могут приобретать  право лишь на защиту личных неимущественных  прав, обладателем которых был  умерший автор, но не на их осуществление. Право авторства, право на имя  и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

К имущественным  правам автора относятся права:

    • на воспроизведение;
    • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
    • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
    • публично показывать произведение (право на публичный показ);
    • переводить произведение (право на перевод) и некоторые другие права (ст. 16 ЗоАП).

Деление авторских прав на две группы имеет  большое практическое значение: во-первых, определяется, что творческая деятельность носит сугубо личный характер; во-вторых, необходимо предоставить обладателю прав возможность извлекать имущественную  выгоду из использования произведения. Имущественными данные права называются потому, что независимо от того, кто  получает вознаграждение, доход или  прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные  выгоды. В отличие от неимущественных  прав, имущественные права на использование  произведения могут принадлежать не только авторам, они могут свободно переходить к другим лицам на основании  авторских договоров или наследования. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведений в пределах и на условиях, согласованных сторонами. В случаях, прямо указанных в Законе, права на использование произведения изначально возникают не у их автора, а у других лиц, в частности у работодателя (ст. 14), издателя газет, журналов и других периодических изданий (ст. 11), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 13).

Еще одно существенное отличие от неимущественных  прав - имущественные права носят  срочный характер, т.к. период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти (ст. 27 ЗоАП).

Имущественные права могут принадлежать любым  лицам, которые в этом смысле будут  являться правообладателями.

Предоставление  авторских прав - это, конечно, хорошо, но в целях обеспечения интересов  общества в Законе устанавливаются  изъятия из прав автора. Это отдельные, частные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты  авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого исполняется, и источника  заимствования (ст. 19 ЗоАП). Однако установление и реализация таких норм не должны наносить ущерба нормальному использованию  произведений и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или  иного правообладателя.

Последней важной особенностью содержания авторского права можно считать сроки  действия. Продолжительность действия авторского права в новом Законе увеличилась с 50 до 70 лет после  смерти автора либо последнего из соавторов. Личные неимущественные права - права  авторства, право на имя и право  на защиту репутации автора - охраняются бессрочно.

 

 

 

 

Глава II: Авторский договор, как основа гражданских правоотношений

 

2.2 Понятие авторского договора

 

Характеристика нормативной природы  авторского договора, безусловно, немыслима без соответствующей характеристики таких понятий, как «обеспечение права» и «защита права».

Понятия «обеспечение права» и «защита  права» являются разными, но имеют и  общие черты. Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо шире, чем второе7.

Защита  авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно  на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда  авторские права оспорены или  нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные  средства защиты. Законодательно закреплен  достаточно широкий перечень способов защиты.

К ним  можно отнести не только способы  гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и  способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.

Что же касается такого понятия, как обеспечение  авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются  для того, чтобы данных нарушений  не допускать (средства охраны), а также  правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.

Охрана  есть установление общего правового  режима, опирающегося на правомерную  деятельность. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение  авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся  международные и национальные средства.

К числу  международных средств относится  существование международных конвенций  и договоров, вступление России в  международные организации, деятельность Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности.

К национальным средствам, прежде всего, относится  такое средство, как совершенствование  авторского законодательства, рассматриваемого в широком смысле, т.е. это дальнейшее развитие не только самого Гражданского кодекса Российской Федерации, но и  ряда подзаконных актов в рассматриваемой  области.

К ним  также можно отнести меры договорного  обеспечения авторских прав. Речь идет об авторском договоре.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса  Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным  образом, в том числе посредством  закрепления четкого и понятного  определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон  использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ8.

От того, насколько детально и грамотно с  правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством  обеспечения авторских прав. Путем  такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить  себя от неблагоприятных последствий  в будущем, следовательно, обеспечить свои права9.

К средствам  обеспечения авторских прав можно  отнести и такое средство, как  повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью  извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским  правом, допускают незаконное их использование  для получения систематического дохода.

Речь  идет о так называемом авторском пиратстве, борьба с которым продолжается из года в год. С целью повышения авторско-правовой культуры и снижения уровня правонарушений в области авторских прав необходимы мероприятия профилактического характера, например, проведение специальных семинаров в образовательных учреждениях по проблемам обеспечения авторских прав. Немаловажную роль в повышении авторско-правовой культуры играют средства массовой информации, в которых освещаются указанные проблемы и предлагаются пути их решения.

Вывод, который  можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение  авторских прав – это использование  правовых средств, с помощью которых  правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при  которых вероятность нарушения  авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских  прав – это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.

Исходя  из всего сказанного, хочется подчеркнуть, что именно обеспечение, а не защита является наиболее неисследованной  областью, необходимость, в изучении которой возрастает с каждым годом. Сегодня, к сожалению, нет четких подходов к совершенствованию механизма  обеспечения авторских прав на произведения литературы, очень слабо сформирована концептуальная основа этого механизма. Именно поэтому тема нашего исследования является столь актуальной.

Актуальна она еще и потому, что принят новый закон в сфере интеллектуальной собственности – часть четвертая  Гражданского кодекса Российской Федерации.

В целях  усиления защиты авторских прав крайне необходимо привести ряд норм российского  законодательства в соответствие с  международными стандартами. В связи  с учетом международного опыта правового  регулирования, зарубежной практики, а  также национальных традиций требуется  выработать единую государственную  и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации и охраны прав и законных интересов, как самих авторов, так и рядовых  пользователей.

 

2.2 Классификация  договоров

 

Выступая  в качестве особого вида гражданско-правового  договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество  отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских  договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и  существенны. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные  группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора — на издание литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников.

Информация о работе Место авторского права в системе гражданского права