Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:26, курс лекций
Тема 1. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Основные понятия и содержание
1.2. Классификация инноваций
1.3. Стадии жизненного цикла инновации (этапы инновационного процесса)
1.4. Актуальность активизации инновационной деятельности
1.5. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности
1.6. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
1.4. Актуальность активизации инновационной деятельности
Конкурентное развитие страны происходит на основе следующих структурных источников экономического роста [25]:
Каждая страна
одновременно использует все источники
развития. Конкурентоспособность и
эффективность экономики
Если для функционирования и развития
народного хозяйства страны, приобретения
потребительских товаров используется
в основном валюта от экспорта природных
ресурсов, то уровень экономического развития
такой страны будет низким.
Направление развития на основе инвестиций
характеризуется вложением капитала не
в повышение конкурентоспособности отдельных
отраслей страны, а в их простое воспроизводство.
Развитие на основе инновационной деятельности
предполагает определенный технологический
монополизм, получаемый в результате собственных
разработок и изобретений.
Страны, входящие в мировое технологическое
ядро (США, Япония, Германия, Великобритания,
Франция) в настоящее время развиваются
преимущественно на основе активизации
инновационной деятельности. В России
сейчас не хватает инвестиций даже на
простое воспроизводство, вследствие
чего растет удельный вес изношенных основных
фондов, повышается их аварийность.
Экономическая политика страны, ориентированная
на международные кредиты, бесперспективна,
так как кредиты надо возвращать и с большими
процентами.
Российская экономика продолжает переживать
глубокий кризис, о чем свидетельствуют
данные, приведенные в табл. 1.1 [24].
Таблица 1.1
Характеристики экономик США и России
|
Разные авторы основными причинами этого кризиса считают:
Рис. 1.3.
Место России в современной системе
международных экономических
Т - технологии; ГП - готовая продукция;
КИ - комплектующие изделия; С - сырье;
О - оборудование; В - вооружение; ПП - предметы
потребления;
ОС - общие связи; ОК - обучение кадров.
Технологическое ядро: США, Япония, Германия,
Англия, Франция.
Страны 1-го технологического круга (ТК):
Италия, Канада, Швеция,
Голландия, Австралия, Южная Корея и др.
Страны 2-го технологического круга: наиболее
продвинувшиеся развивающиеся страны
Приоритет должен быть отдан развитию экономики за счет активизации инновационной деятельности с применением научных методов и подходов менеджмента. Об этом свидетельствует и опыт Японии и ФРГ, восстановивших экономику после второй мировой войны на основе активизации инновационной деятельности.
1.5. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности
Научная
деятельность традиционно считается
сферой активной государственной политики.
Организации (фирмы) и компании, хотя
испытывают большую потребность
в результатах исследований, очень
сдержанно идут на их прямое финансирование,
т.к. научные идеи не могут быть непосредственно
использованы в хозяйственной деятельности,
целью которой является прибыль.
Государство берет на себя функцию
обеспечения бизнеса одним из
важнейших ресурсов инновационного
процесса - научными знаниями и идеями.
Государство должно формировать цели,
принципы и приоритеты в научной и инновационной
сфере, определять цели собственной политики
в этой сфере и механизм ее реализации.
Сложившаяся структура механизма государственного
регулирования научной и инновационной
деятельности в России приведена на рис.
1.4.
По уровню и формам поддержки инновационной
деятельности в мировой практике выделяют
следующие государственные стратегии:
К основным
принципам государственной
Цифрами обозначены
функции комитетов, министерств, комиссий
и советов:
1 - разработка стратегии научно-технической
политики; экспертиза проектов законодательных
актов по научно-техническим вопросам;
предложения о заключении межгосударственных
соглашений по научно-техническим вопросам;
2 - инициирование законов в сфере научно-технической
и инновационной деятельности;
3 - обеспечение согласованной работы по
формированию и реализации государственной
научно-технической политики; определение
путей реформирования научно-технической
сферы;
4 - разработка предложений по основным
направлениям инвестиционной политики;
разработка и осуществление мер по развитию
предпринимательства, конкуренции, поддержке
малого и среднего бизнеса в промышленности;
5 - формирование и практическая реализация
государственной и научно-технической
политики; финансирование гражданских
НИОКР общегосударственного значения;
обеспечение политики в области международных
связей в сфере науки и техники;
6 - разработка государственной инновационной
политики; стимулирование инновационной
активности;
7 - бюджетное обеспечение инновационной
политики и аудит финансовых ресурсов;
8 - утверждение, финансирование и реализация
региональных научно-технических программ
На безвозвратной
основе из федерального бюджета могут
финансироваться только фундаментальные
научные исследования, а также инновационные
проекты федерального значения некоммерческого
характера и проекты, связанные с поддержанием
национальной безопасности; все остальные
виды инновационной деятельности инвестируются
только на возвратной и конкурсной основе,
используя различные формы внебюджетной
государственной поддержки (рис. 1.5).
Важной формой внебюджетной поддержки
инновационной деятельности является
создание и функционирование внебюджетных
фондов, которые образуются в соответствии
с Постановлением Правительства РФ с 1994г.
за счет добровольных отчислений предприятий
и организаций независимо от форм собственности
в размере до 1.5% от себестоимости реализуемой
продукции, которые разрешено включать
в себестоимость.
В настоящее время научной, производственной,
предпринимательской общественностью
России созданы и работают следующие союзы,
ассоциации, фонды и другие структуры
в области инновационной деятельности
[23, 31]:
1.6. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
В настоящее
время можно выделить три главных
типа моделей научно-инновационного
развития промышленно развитых стран:
1. Страны, ориентированные на лидерство
в науке, реализацию крупномасштабных
целевых проектов, охватывающих все стадии
научно-производственного цикла, как правило
со значительной долей научно-инновационного
потенциала в оборонном секторе (США, Англия,
Франция).
2. Страны, ориентированные на распространение
нововведений, создание благоприятной
инновационной среды, рационализацию
всей структуры экономики (Германия, Швеция,
Швейцария).
3. Страны, стимулирующие
нововведения путем развития инновационной
инфраструктуры, обеспечения восприимчивости
к достижениям мирового научно-технического
прогресса, координации действий различных
секторов в области науки и технологий
(Япония, Южная Корея).
В США расходы на НИОКР в 1995 году составили
173 млрд.$, или 2.6% от ВВП. Источники финансирования:
около 50% - частные фирмы и организации;
46% - федеральное правительство (на основе
конкурсов); остальные - университеты,
колледжи, правительственные организации.
Государство стимулирует создание венчурных
фирм и исследовательских центров, первые
5лет полностью или частично финансируя
их из федерального бюджета. Наиболее
наукоемкие и эффективные исследования
государство финансирует полностью [21].
Возросла роль малого бизнеса в НИР (фирмы
- "отпрыски" или "спин-офф").
Мелкие и средние фирмы (с численностью
до 500 человек) за последние 20 лет выдали
примерно в 2.5 раза больше нововведений
на одного занятого или доллар затрат,
чем крупные корпорации (с числом занятых
более 10 тыс. чел.).
Поддержка инновационной деятельности
осуществляется в следующих формах:
В США большое
влияние уделяется
Национальный научный фонд США широко
использует вневедомственную экспертизу
проектов НИОКР независимыми квалифицированными
специалистами, в том числе и зарубежными,
при распределении своего бюджета.
В США отработан механизм развития внутренней
и международной конкуренции.
В Японии государственные расходы на НИОКР
увеличиваются до 3.5% ВВП в основном на
фундаментальные исследования и генерирование
принципиально новых идей. Государственная
политика направлена на превращение Японии
из импортера лицензий в экспортера и
на формирование новых рынков (вместо
вытеснения конкурентов) при сохранении
низких цен и высокого качества новых
товаров. Помимо традиционных способов
воздействия на развитие экспортного
производства, таких, как льготное кредитование
и страхование экспорта, частичное освобождение
экспортеров от уплаты налогов, прямое
субсидирование, государственная комплексная
помощь экспортерам, содействие их сбытовой
деятельности и т.п., японские государственные
органы широко используют и косвенные
методы [21]: