Лекции по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Основные понятия и содержание
1.2. Классификация инноваций
1.3. Стадии жизненного цикла инновации (этапы инновационного процесса)
1.4. Актуальность активизации инновационной деятельности
1.5. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности
1.6. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 261.63 Кб (Скачать)
align="center">
 
Рис. 1.2. Основные этапы и характеристики инновационного процесса

1.4. Актуальность активизации  инновационной деятельности

Конкурентное  развитие страны происходит на основе следующих структурных источников экономического роста [25]:

      • развития на основе факторов производства;
      • развития на основе инвестиций;
      • развития на основе инновационной деятельности.

Каждая страна одновременно использует все источники  развития. Конкурентоспособность и  эффективность экономики определяется структурой источников. 
Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. 
Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложением капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. 
Развитие на основе инновационной деятельности предполагает определенный технологический монополизм, получаемый в результате собственных разработок и изобретений. 
Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция) в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. В России сейчас не хватает инвестиций даже на простое воспроизводство, вследствие чего растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность. 
Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, так как кредиты надо возвращать и с большими процентами. 
Российская экономика продолжает переживать глубокий кризис, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1.1 [24].

Таблица 1.1

Характеристики  экономик США и  России

Характеристика США Россия
Численность населения страны в 1996г., млн.чел. 266 148
Валовый внутренний продукт (ВВП) в 1996г. (в ценах 1993г.), млрд.$  
Доля в мировом ВВП, % 
Место в мировом сообществе (МС)
6785.6 
20.6 
1   
585.3 
1.8 
11
Производство  электроэнергии в 1995г., млн. кВт-ч 
Место в МС   
3570 
1   
890 
5
Производство  стали в 1995г.,млн.т 
Место в МС 
89.0 
3   
49.2 
5
Производство  металлорежущих станков в 1996г., млн. $    3343.1  87.5
Производство  кузнечно-прессового оборудования в 1996г., млн. $ 1571.5 25.6
Экспорт в 1995г., % от ВВП 
Место в МС 
11.68 
1
1.61 
17
Использование производственной мощности в промышленности в 1995г., % 83.7 52.0
Износ основных производственных фондов в 1996г., % - 60
Коэффициент использования металлов в машиностроении (1990г.)  0.92 0.70
Соотношение затрат на техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования (1990г.) 1 4
Соотношение издержек производства в целом в 1995г. 1.0   2.7
Затраты на выпуск промышленной продукции рыночной стоимостью 100$ в 1995г., $ 93 253
Расходы на НИОКР в 1995г., млрд.$ 
% от ВВП
173.0 
2.6  
2.4 
0.4
Расходы на повышение и контроль качества товаров и услуг в 1995г., % от ВВП 8.0  0.9
Соотношение подготовки специалистов с высшим образованием в 1995г. 2 1
Продолжительность рабочих часов в промышленности в 1996г.  1945  1441
Соотношение производительности труда промышленных рабочих в 1996г. 4 1
Соотношение заработной платы промышленных рабочих  в 1996г. 15  1
Уровень безработицы в стране в 1995г., % 5.6 9.2
Место страны в МС по конкурентоспособности  в 1995г. 1 48
Показатель  качества жизни населения по сравнению  со среднемировым уровнем в 1996г. 7.91 1.08
Средняя продолжительность жизни населения  в 1996г.   76 64

Разные авторы основными причинами этого кризиса считают:

      • незавершенность экономических преобразований;
      • слабость рыночных инструментов экономики;
      • сохранение экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов (рис. 1.3);
      • возрастание неравномерного развития регионов;
      • катастрофический спад производства;
      • отсутствие на всех уровнях систем менеджмента, ориентированных на повышение качества, ресурсосбережение, социальное развитие, конкурентоспособность;
      • ориентация российской экономики на факторы производства и инвестиционную политику, а не активизацию инновационной деятельности.

Рис. 1.3. Место России в современной системе  международных экономических связей: 
Т - технологии; ГП - готовая продукция; КИ - комплектующие изделия; С - сырье;  
О - оборудование; В - вооружение; ПП - предметы потребления;  
ОС - общие связи; ОК - обучение кадров. 
Технологическое ядро: США, Япония, Германия, Англия, Франция. 
Страны 1-го технологического круга (ТК): Италия, Канада, Швеция,  
Голландия, Австралия, Южная Корея и др. 
Страны 2-го технологического круга: наиболее продвинувшиеся развивающиеся страны

Приоритет должен быть отдан развитию экономики  за счет активизации инновационной  деятельности с применением научных  методов и подходов менеджмента. Об этом свидетельствует и опыт Японии и ФРГ, восстановивших экономику после второй мировой войны на основе активизации инновационной деятельности.

1.5. Государственное  регулирование и  поддержка инновационной  деятельности

Научная деятельность традиционно считается  сферой активной государственной политики. Организации (фирмы) и компании, хотя испытывают большую потребность  в результатах исследований, очень  сдержанно идут на их прямое финансирование, т.к. научные идеи не могут быть непосредственно  использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Государство берет на себя функцию  обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса - научными знаниями и идеями. 
Государство должно формировать цели, принципы и приоритеты в научной и инновационной сфере, определять цели собственной политики в этой сфере и механизм ее реализации. 
Сложившаяся структура механизма государственного регулирования научной и инновационной деятельности в России приведена на рис. 1.4.  
По уровню и формам поддержки инновационной деятельности в мировой практике выделяют следующие государственные стратегии:

      • активного вмешательства - заключается в признании государством инновационной деятельности главным и определяющим фактором экономического роста страны. Государство играет активную роль в организации и финансировании важных программ и проектов, что отражается в законодательстве и во внешней политике государства (характерна для Японии, Франции, Нидерландов и др. стран);
      • децентрализованного регулирования - представляет собой более сложный механизм участия государства в инновационной сфере. Государство играет важную роль, но отсутствуют директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место выходят субъекты хозяйствования, а роль государства - создать им необходимые правовые, экономические и другие условия (характерна для США, Великобритании и др. стран);
      • смешанную - используется в странах со значительной долей государственного сектора в экономике. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным - децентрализованного регулирования (характерна для Швеции).

К основным принципам государственной политики в научной и инновационной  деятельности относятся [19]:

      • свобода научного и научно-технического творчества;
      • правовая охрана интеллектуальной собственности;
      • интеграция научной, научно-технической деятельности и образования;
      • поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
      • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
      • стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
      • развитие международного сотрудничества.

 
Рис 1.4. Механизм государственного регулирования  научной  и инновационной деятельности:

Цифрами обозначены функции комитетов, министерств, комиссий и советов: 
1 - разработка стратегии научно-технической политики; экспертиза проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам; предложения о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; 
2 - инициирование законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности; 
3 - обеспечение согласованной работы по формированию и реализации государственной научно-технической политики; определение путей реформирования научно-технической сферы; 
4 - разработка предложений по основным направлениям инвестиционной политики; разработка и осуществление мер по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленности; 
5 - формирование и практическая реализация государственной и научно-технической политики; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; обеспечение политики в области международных связей в сфере науки и техники; 
6 - разработка государственной инновационной политики; стимулирование инновационной активности; 
7 - бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит финансовых ресурсов; 
8 - утверждение, финансирование и реализация региональных научно-технических программ

На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также инновационные проекты федерального значения некоммерческого характера и проекты, связанные с поддержанием национальной безопасности; все остальные виды инновационной деятельности инвестируются только на возвратной и конкурсной основе, используя различные формы внебюджетной государственной поддержки (рис. 1.5). 
Важной формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов, которые образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ с 1994г. за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1.5% от себестоимости реализуемой продукции, которые разрешено включать в себестоимость. 
В настоящее время научной, производственной, предпринимательской общественностью России созданы и работают следующие союзы, ассоциации, фонды и другие структуры в области инновационной деятельности [23, 31]:

      • Федеральный фонд производственных инноваций;
      • Российский фонд фундаментальных исследований;
      • Федеральный фонд развития электронной техники;
      • Федеральный экологический фонд РФ;
      • Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса;
      • Союз инновационных предприятий;
      • Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм);
      • Ассоциация управления проектами;
      • Российский инновационный союз;
      • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

1.6. Зарубежный опыт  государственного  регулирования инновационной  деятельности

В настоящее  время можно выделить три главных  типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:  
1.    Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция). 
2.    Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

 
Рис. 1.5. Формы государственной поддержки  научной (А)  
и инновационной (Б) деятельности

3.    Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея). 
В США расходы на НИОКР в 1995 году составили 173 млрд.$, или 2.6% от ВВП. Источники финансирования: около 50% - частные фирмы и организации; 46% - федеральное правительство (на основе конкурсов); остальные - университеты, колледжи, правительственные организации.  
Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров, первые 5лет полностью или частично финансируя их из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью [21]. 
Возросла роль малого бизнеса в НИР (фирмы - "отпрыски" или "спин-офф"). Мелкие и средние фирмы (с численностью до 500 человек) за последние 20 лет выдали примерно в 2.5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с числом занятых более 10 тыс. чел.). 
Поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

      • бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, являющихся собственностью правительства;
      • формирования государственной инновационной инфраструктуры (создание центров распространения нововведений, консультационных центров, выставки, биржи, ярмарки и т.п.);
      • государственной экспертизы инновационных проектов;
      • льгот по оплате государственных услуг (связь, тепло, электроэнергия и пр.);
      • моральной поддержки ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение званий и т.п.);
      • налоговых льгот и др.

В США большое  влияние уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого  решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению  государственной статистики инноваций. 
Национальный научный фонд США широко использует вневедомственную экспертизу проектов НИОКР независимыми квалифицированными специалистами, в том числе и зарубежными, при распределении своего бюджета. 
В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции. 
В Японии государственные расходы на НИОКР увеличиваются до 3.5% ВВП в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в экспортера и на формирование новых рынков (вместо вытеснения конкурентов) при сохранении низких цен и высокого качества новых товаров. Помимо традиционных способов воздействия на развитие экспортного производства, таких, как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы [21]:

Информация о работе Лекции по "Инновационному менеджменту"