Лекции по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:26, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Основные понятия и содержание
1.2. Классификация инноваций
1.3. Стадии жизненного цикла инновации (этапы инновационного процесса)
1.4. Актуальность активизации инновационной деятельности
1.5. Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности
1.6. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 261.63 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

Тема 1. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК  ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Основные понятия и содержание  
1.2.
Классификация инноваций 
1.3. Стадии жизненного цикла инновации (этапы инновационного процесса) 
1.4.
Актуальность активизации инновационной деятельности 
1.5.
Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности 
1.6.
Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности 

1.1. Основные понятия  и содержание системы инновационного менеджмента

Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новое явление, новый метод, изобретение и т.п., оформленные как результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию); ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документов (стандарта, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. 
Инновация (нововведение) - конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта. 
Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания. 
В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.  
С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок называется процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется ИННОВАЦИОННЫМ ЛАГОМ. Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. 
Новшества формируют рынок новшеств; инвестиции - рынок капитала; нововведения - рынок чистой конкуренции. Эти три основных компонента образуют сферу инновационной деятельности, т.е. систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции и развитой инфраструктуры. 
Основным товаром рынка новшеств является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами. 
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. 
Рынком "чистой" конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен, т.е. исключается недобросовестная борьба за рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной деятельности. 
Конкуренция заставляет коммерческие организации и другие объекты хозяйствования идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании, т.к. в конкурентной борьбе они вынуждены повышать технический уровень производства, улучшать качество продукции или услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, поддерживать уровень цен, обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности. С другой стороны, рынок отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. 
Участие в рынке новшеств может осуществляться в следующих основных формах:

      • развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
      • проведение исследований на кооперационных началах с другими организациями;
      • оформление заказов на проведение научно-исследовательских и (или) экспериментальных работ сторонней организацией;
      • приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;
      • покупка готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности;
      • приобретение нематериальных активов путем выпуска акций, облигаций, привлечения иностранного капитала и организации совместного производства.

Любая организация стремится к обновлению и развитию, но основным ограничением удовлетворения ее потребностей является капитал (объем инвестиций) во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.). На развитие рынка капитала оказывает влияние законодательство, макроэкономическая политика, налоговая политика, ценообразование, объем приватизации и другие факторы. 
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т.к. инновационный процесс длится в среднем  
3-5 лет и более. В связи с тем, что государственные источники финансирования в России весьма ограничены, а кредитные ресурсы в условиях инфляции очень дороги, основными источниками инвестиций являются собственные средства, финансовые инвестиции через рынок ценных бумаг, а также создание венчурных или других специальных фондов для поддержки инновационной деятельности. 
Инновационный процесс
- более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций:

      • параллельно-последовательное осуществление научно-исследова-тельской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга;
      • временные этапы жизненного цикла нововведений от возникновения идеи до ее разработки и распространения;
      • процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции и услуги; в этом случае инновационный процесс выступает в качестве инновационного проекта - частного случая инвестиционного проекта.

В настоящее  время в теории управления применяются  различные научные подходы [31]: системный, поведенческий, ситуационный, маркетинговый, количественный, нормативный, функциональный, динамический, воспроизводственный и др. Каждый подход отражает только один из аспектов менеджмента. 
Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. 
Основные свойства системы:

      • целостность (единство многообразия форм, аспектов деятельности, оргструктур и т.д.);
      • неаддитивность (свойства системы не всегда равны сумме свойств ее компонентов);
      • синергичность (взаимодействие, однонаправленность);
      • эмерджентность (цели компонентов не всегда совпадают с целями системы);
      • мультипликативность (эффекты функционирования в системе обладают свойствами умножения, а не сложения);
      • совместимость компонентов друг с другом и с миссией;
      • взаимосвязанность и взаимодействие системы с внешней средой;
      • структурность;
      • иерархичность (уровни);
      • множественность описания системы;
      • непрерывность функционирования и эволюции;
      • целенаправленность;
      • адаптивность, стремление к состоянию устойчивого равновесия;
      • альтернативность путей функционирования и развития;
      • наследственность;
      • приоритет качества;
      • приоритет интересов системы более глобального уровня;
      • надежность;
      • оптимальность сочетания централизованного и децентрализованного управления.

Для организации  процесса управления инновационной  деятельностью необходимо четко  сформулировать цель управления, оценить  свои возможности, сильные стороны  и слабости, методы управления, а  также разработать структуру  системы инновационного менеджмента (рис. 1.1).

 
Рис. 1.1. Структура системы инновационного менеджмента организации (фирмы)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ системы  начинается с ее "выхода" выпускаемых фирмой (коммерческой организацией) товаров (продукции, услуг, новшеств и т.п.). Главное требование к "выходу"– обеспечение конкурентоспособности товаров на рынке и достижение за счет этого прибыльности фирмы, что может быть обеспечено в первую очередь высоким качеством стратегических маркетинговых исследований, т.к. затраты на последующих стадиях жизненного цикла товара растут высокими темпами (затраты на НИОКР в десятки раз больше затрат на стратегический маркетинг; затраты на организационно-техническую подготовку производства в 2-5 раз больше затрат на НИОКР, затраты в производство еще больше). 
Приоритетной стратегией поведения фирм в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия повышения качества товаров и экономии ресурсов у их потребителей. 
К "входу" системы относится все, что получает фирма для производства товаров: сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, оборудование, кадры, документы. Если "вход" будет неконкурентоспособным, то система не сможет обеспечить конкурентоспособность "выхода". 
К компонентам "обратной связи" системы менеджмента относятся требования, рекламации клиентов, новая информация потребителей товаров фирмы, возникших в связи с неудовлетворительным качеством товаров, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители могут иметь обратную связь как с фирмой-поставщиком основного товара, так и с поставщиками фирмы ("входом"). 
К компонентам "внешней среды" фирмы относятся макросреда, инфраструктура и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость работы фирмы. 
Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными и другими факторами. 
Инфраструктура региона характеризуется системой отраслей, включающей рыночную инфраструктуру региона, мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение, науку и образование, культуру, торговлю, общественное питание, транспорт и связь, промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пригородное сельское хозяйство. 
К факторам микросреды относятся непосредственные конкуренты фирмы по выпускаемым ею товарам; конкуренты поставщиков ("входа"); маркетинговые посредники по"входу" и "выходу" системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т.д.). 
"Выход", "вход", обратная связь и внешняя среда составляют окружение фирмы. К внутренней среде фирмы относятся подсистемы научного сопровождения: целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в совокупности составляют систему инновационного менеджмента.

1.2. Классификация инноваций

Основными критериями классификации инноваций могут  быть следующие:

      • комплексность набора классификационных признаков;
      • возможность количественного (качественного) определения критерия;
      • научная новизна и практическая ценность признака классификации.

С учетом этих критериев  классификация инноваций осуществляется по следующим признакам:

      1. По уровню новизны: 
            радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов); 
        –   ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.).
      2. По стадиям жизненного цикла товара, на которых внедряется инновация или разрабатывается новшество - инновации, внедряемые на стадии: 
        –    стратегического маркетинга; 
        –    НИОКР; 
        –    организационно-технологической подготовки производства; 
        –    производства (включая тактический маркетинг); 
        –    сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем.
      3. По масштабу новизны инновации (новшества): 
        –    новые в мировом масштабе; 
        –    новые в стране; 
        –    новые в отрасли; 
        –    новые для фирмы.
      4. По отраслям народного хозяйства, где внедряется инновация: 
        –    в сфере науки (научные); 
        –    в сфере образования; 
        –    социальные, в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.); 
        –    в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.).
      5. По сфере применения инновации (новшества): 
        –    для внутреннего применения; 
        –    для накопления; 
        –    для продажи.
      6. По частоте применения инновации: 
        –    разовые; 
            повторяющиеся.
      7. По форме новшества: 
        –    открытия, изобретения, патенты; 
        –    рационализаторские предложения; 
        –    ноу-хау; 
        –    товарные знаки, торговые марки, эмблемы; 
        –    новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.
      8. По виду эффекта, полученного в результате внедрения: 
        –    с научно-техническим эффектом; 
        –    с социальным эффектом; 
        –    с экологическим эффектом; 
        –    с экономическим (коммерческим) эффектом; 
        –    с интегральным эффектом.
      9. По этапам инновационного процесса: 
        –    базовые инновации (содержат все этапы инновационного процесса); 
        –    прикладные (не содержат фундаментальных исследований); 
        –    по улучшению изделий (не содержат НИОКР); 
        –    модификационные или имитационные (на стадии эксплуатации); 
        –    истинные (не содержат модернизации); 
        –    несущественные (модернизация); 
        –    научные (НИР); 
        –    технические (ОКР); 
        –    технологические; 
        –    конструкторские; 
        –    производственные; 
        –    информационные. 
      10. По глубине вносимых изменений (по величине получаемого эффекта): 
        –    радикальные (резко повышают производительность или эффективность технологии); 
        –    улучшающие (эффективность повышается равномерно); 
        –    модификационные. 
      11. По подсистеме инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация (по месту на предприятии): 
        –    на входе; 
        –    на выходе; 
        –    в подсистеме научного сопровождения; 
        –    в целевой подсистеме; 
        –    в обеспечивающей подсистеме; 
        –    в управляемой подсистеме; 
        –    в управляющей подсистеме. 
      12. По источнику инициативы: 
        –    прямой социальный заказ; 
        –    в результате изобретения.

1.3. Стадии жизненного  цикла инновации  (этапы инновационного  процесса)

В общем виде инновационный процесс состоит  в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов  продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или  иного характера и других результатов  интеллектуальной деятельности. Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены на рис. 1.2. 
Фундаментальные исследования проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых, специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе. 
Прикладные исследования осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как из бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. 
Поскольку результат прикладных исследований не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этапа прикладных исследований возникает возможность риска потери вложенных средств, инвестиции в инновацию носят рискованный характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями - рискофирмами (венчурными). 
Опытно- конструкторские и экспериментальные разработки проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-технических подразделениях крупных промышленных предприятий (фирм). Финансирование осуществляется как за счет рискофондов, так и за счет собственных средств организаций. 
На этапе производства и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта (товара) осуществляется процесс коммерциализации. Здесь требуются большие инвестиции в производство для создания или расширения производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и пр. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения еще не определена и риски отторжения вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рискованный характер. 
Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, повышения конкурентоспособности и обеспечения условий возврата рискоинвестиций на данном этапе инвестиционного процесса производится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции, услуги и организации в целом.

Информация о работе Лекции по "Инновационному менеджменту"