Контрольная работа по "Инновации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

1 Национальная инновационная система и проблемы её формирования
2 Перспективы активизации инновационной и ресурсосберегающей деятельности в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

1 Национальная инновационная система и проблемы её формирования.docx

— 40.50 Кб (Скачать)

    Решение проблемы интеграции науки, образования  и бизнеса является чрезвычайно  актуальным для инновационного развития страны. Следует, на наш взгляд, системно поддерживать процессы мобильности  исследователей между секторами  экономики внутри страны и со странами ЕС, включая в эти взаимодействия  частный сектор и малый бизнес. Требуется создать благоприятные предпосылки для взаимопризнания ученых степеней, полученных отечественными исследователями за рубежом, что может способствовать возврату белорусских ученых, получивших ученые степени и звания за границей.

    Целесообразны изменения в статистических наблюдениях. Статистика развитых стран более  детально отражает проблемы формирования персонала, занятого в науке и  технологиях. Так, в статистике ЕС определяется доля занятых в научно-технической  деятельности (HRST — Human Resources in Science and Technology). Доля такого персонала возросла в ЕС-25 за период 2001–2005 гг. с 15% до 16,8%, подсчитано, что безработица для этой категории занятых ниже (3,4%) по сравнению с занятыми в других сферах деятельности (10,3% для ЕС-25). В статистике ЕС введено наблюдение за численностью персонала в сфере высоких технологий (производство и услуги). При этом к высоким технологиям относят строго определенные отрасли производства и услуг, и они не совпадают с теми производствами, которые считаются высокотехнологичными в отечественной статистике. Международная интеграция требует гармонизации статистических наблюдений в сфере науки, образования и инноваций.

      Анализ текущего состояния НИС позволяет выделить ряд факторов, ограничивающих её развитие. В первую очередь, это слабость основных структурных компонентов или подсистем НИС. Особенно проблемной является подсистема финансирования, которая во многом обусловливает неэффективность остальных сегментов НИС. Уровень наукоёмкости ВВП в среднем за период 2000-2010 гг. составил 0,7%, что на 2,3% ниже значения данного показателя в странах-лидерах инновационного развития и на 1,4% ниже уровня, достигнутого в 1990 г.. Ухудшает сложившуюся ситуацию неразвитость механизма венчурного финансирования, фондового рынка, а также отсутствие эффективной системы налоговых льгот и преференций для субъектов инновационной деятельности. Оживление НИС возможно посредством введения системы мероприятий, одним из направлений которой станет введение механизма налогового кредитования НИОКР. Оценка действенности данного механизма в Нидерландах показала, что 1 евро налогового кредита приносит в инновационную сферу 1,02 евро дополнительно инвестированных в НИОКР бизнесом.

    Состояние финансовой подсистемы НИС отражается на эффективности функционирования кадровой составляющей и уровне материально-технической базы науки, которая при данном уровне финансирования не позволяет ориентироваться на лидирующие позиции в глобальном экономическом и технологическом пространстве. Численность белорусских исследователей в расчете на 1 тысячу занятых в экономике вдвое меньше, чем в России, и в 5 раз уступает уровню Финляндии. При этом размер средств, приходящихся на одного исполнителя исследований и разработок, за последнее пятилетие в Беларуси составлял порядка 10 тыс.долл., что в 8-10 раз меньше, чем в странах-лидерах инновационного развития. Существенной проблемой является также отсутствие единой системы подготовки управленческих кадров в области инновационной деятельности. При решении данной проблемы целесообразно ориентироваться на программы  международного сотрудничества.

    Негативной  характеристикой НИС является ограниченность взаимодействия между её основными  субъектами, что обусловлено неразвитостью  инновационной инфраструктуры. Официальный  статус субъекта инновационной инфраструктуры, который предполагает наличие налоговых  льгот, имеют 11 организаций. В то же время, на территории Республики Беларусь действуют Республиканский центр  трансфера технологий, региональные центры трансфера технологий, инновационные  центры, бизнес-инкубаторы, центры коллективного  пользования оборудованием, которые  обеспечивают материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное обслуживание инновационной  сферы, однако не получают адекватной поддержки со стороны государства. Это в свою очередь отражается на инновационной активности отечественного бизнеса и производственной подсистеме НИС. 
 

    2 Перспективы активизации инновационной  и ресурсосберегающей деятельности  в Республике Беларусь 
 

    В системе мер по обеспечению рационального  использования ресурсов определяющее значение имеет внедрение инноваций. Применительно к данной сфере  это сводится к производству товаров (изделий, материалов), обладающих качественно  новыми потребительскими и техническими характеристиками. 
       На ближайшую перспективу инновационную деятельность важно ориентировать на решение глобальных ресурсосберегающих проблем, в том числе на создание оборудования, механизмов, технологий получения тепловой и электрической энергии от использования энергии ветра, биомассы, фитомассы, а также бытовых отходов. Следует отметить, что программами ресурсо- и энергосбережения предусматривается разработка частных задач. Так, целью научно-технической программы «Разработка и внедрение новых технологий, оборудования и машин для объектов городского хозяйства» является в числе других создание и освоение производства оборудования по сжиганию в котельных местных видов топлива и горючих бытовых отходов.

    Приоритетные  направления научно-технической  деятельности в Республике Беларусь на 2006—2010 гг. и их структура определены Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 г. №315. К их числу относятся  ресурсосберегающие и энергоэффективные  технологии производства конкурентоспособной  продукции, новые материалы и  источники энергии, в том числе  создание эффективного оборудования для  сжигания или газификации биомассы, получения водорода и др. 
Организации, предприятия независимо от формы собственности несут ответственность за свое экономическое, финансовое состояние, в том числе внедрение, использование новаций. Эта сфера не может находиться вне деятельности государственного регулирования и управления. В Законе важно закрепить основополагающие принципы проведения политики в области ресурсосбережения, соотношение, с одной стороны, централизованного решения концептуальных вопросов госорганами, а с другой — развития рыночных отношений, повышения ответственности хозяйствующих субъектов за разработку и использование новаций. Государственная политика в сфере инновационной деятельности выражается прежде всего в определении приоритетов, создании организационно-правовых, экономических и других предпосылок для ее осуществления, в стимулировании, поддержке инновационной активности белорусских товаропроизводителей. 
       В условиях рыночных отношений важно учитывать многообразие инновационной деятельности. В Законе необходимо закрепить различные институциональные и организационно-правовые формы инвестиций, а именно: в зависимости от видов деятельности — коммерческие (основанные на прибыли) и некоммерческие (без целей ее извлечения); от форм собственности — публичные (государственные, коммунальные) и частные, совместные (смешанные). Инновационные организации могут быть образованы в форме юридического лица (акционерные общества, государственные корпорации и учреждения, некоммерческие структуры, фонды), а также кооперации (консорциумы, технические кластеры). От их формы собственности в значительной степени зависит финансирование мероприятий в сфере ресурсосбережения. Системообразующие предприятия, объекты энергетической и ресурсной структуры в Беларуси составляют собственность государства. Основной объем капитальных вложений по их созданию, получению сырья, модернизации осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, а также их собственных средств. Одним из основных направлений в обеспечении динамичного развития экономики, эффективного функ¬ционирования таких объектов являются использование рыночных механизмов и многообразие форм собственности. 
Процесс реформирования производства, в том числе в энергетике, складывается из двух фундаментальных составляющих — либерализации и приватизации. Первая означает создание оптового и розничного рынков, механизма государственного регулирования, адекватного условиям и результатам либерализации, стимулирование конкуренции. Вторая трактуется западной экономической наукой как широкий комплекс институциональных изменений в сфере собственности. Это не только продажа частному сектору активов и переход прав владения, но и так называемая «частичная» приватизация (полуприватизация) — продажа части активов частным лицам и компаниям, лизинг и контрактное управление, передача им отдельных прав по концессионным соглашениям. В качестве индикаторов и направлений реформирования применительно к ресурсосбережению рассматриваются корпоратизация (преобразование госорганизаций в акционерные общества); концессии (инвестиции частного сектора в рамках концессий); приватизация (включая прямую продажу, ваучерную приватизацию, создание совместных предприятий). Партнерство государства и частного бизнеса, как экономическая категория, в современном понимании представляет собой институциональный и организационный союз в целях реализации национальных и международных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер инновационной деятельности — от развития стратегически важных отраслей и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. 
        В нашей стране в соответствии с Декретом Президента от 20.03.1998 г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» установлены меры по изменению права владения, а на этой основе — обеспечение повышения инновационной активности собственников, концессионеров, внедрения новейших технологий, рационального использования материальных, сырьевых, энергетических ресурсов, определяются основные способы приватизации: продажа государственных объектов на конкурсах и аукционах только за денежные средства, акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации предприятий, их работникам и приравненным к ним лицам по цене на 20% ниже номинальной стоимости (и на сумму, не превышающую 100 базовых величин на одного покупателя), юридическим и физическим лицам — на аукционах, а предоставившим инновационные проекты по развитию открытого акционерного общества — на конкурсах; иным способом, предусмотренным законодательством. Правительством утвержден План приватизации объектов на 2008—2010 гг., а также перечень ОАО, акции которых подлежат продаже в указанный период. В этот список включаются не только небольшие фирмы в Минске, областных городах, районных центрах, но и крупные валообразующие предприятия. В целом за 2008—2010 гг. планируется приватизировать 529 объектов. Следует отметить, что предполагается индивидуальный подход исходя из их значимости для государства и заинтересованности инвестора. Более того, как утверждают эксперты, на первоначальном этапе вкладчикам будут предложены пакеты акций до 25% от уставного фонда. При этом на определенный период осуществляется контроль государства с сохранением в руках его правомочных органов 75% плюс одна акция с тем, чтобы убедиться в добросовестных намерениях инвестора работать на белорусскую экономику. В таком формате данный процесс оценивается экспертами неоднозначно: они полагают, что трехлетний план приватизации — это всего лишь план акционирования, которое означает, что предприятия готовятся к продаже.  
        На обеспечение привлечения инвестиций, а на этой основе увеличение инновационной активности владельца направлена передача в частные руки на условиях концессии сроком до 99 лет осуществления отдельных видов деятельности; предприятий как имущественных комплексов в целом либо их части; недр, вод, лесов, земель, которые в соответствии с законом могут находиться в исключительной собственности государства. Перечень концессионных объектов утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. №44. К их числу отнесены месторождения: гипса «Бриневское» (Петриковский район Гомельской области); железных руд «Околовское» (Столбцовский район Минской области); бентонитовых глин «Острожанское» (Лельчицкий район Гомельской области). 
Концептуальное значение имеет установление прав и обязанностей концессионера. В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь определяются его правовой статус и взаимоотношения между ним и государством. В этом нормативном правовом акте выделены следующие виды договоров:

• полный, при котором концессионер сохраняет  право собственности на выпущенную им продукцию, производя при этом все установленные законодательством  выплаты; 
• о разделе продукции — в этом случае произведенные товары делятся между концессионером и государством; возможно полное или частичное освобождение первого от налогов и иных платежей; 
• об оказании услуг — концессионер за выполненные им работы получает вознаграждение, а произведенная продукция составляет собственность государства. 
        Таким образом, в Беларуси создана правовая база для осуществления хозяйствования на основе рыночных отношений, в том числе и в системообразующих отраслях.

         Гарантией инновационной активности является формирование инновационных фондов, аккумулирующих финансовые средства, что создает предпосылки не только для развития этой сферы деятельности, но и комплексного подхода к реализации мер по осуществлению ресурсо- и энергосбережения. В зависимости от масштаба, сферы функционирования следует выделить республиканский (общегосударственный), местные, отраслевые инновационные фонды. Они должны формироваться, прежде всего, за счет обязательных отчислений предприятий (организаций) независимо от форм собственности; добровольных взносов юридических и физических лиц; платежей в виде штрафных санкций за перерасход сырья, материалов, энергии сверх установленных нормативов на производство единицы продукции (оказание услуг). Следует учитывать, что инновационное развитие не может не финансироваться также из государственного бюджета. Такими средствами обеспечивалась бы поддержка национальных инновационных программ, имеющих экономикообразующее значение.

    В Законе «Об инновационной деятельности»  следует закрепить целевое использование  финансовых средств инновационного фонда, которые могли бы расходоваться  на проведение НИОКР; долевое участие  в разработке и использовании  ресурсо- и энергосберегающих технологий, материалов, оборудования; реализацию программ по ресурсосбережению, внедрению  передовых технологий; предоставление кредитов и субсидий для приобретения нового оборудования и др.

    В деле повышения инвестиционной активности субъектов, а в ее контексте —  ресурсосбережения концептуальное значение имеет стимулирование такого рода деятельности и его адекватное закрепление в законодательстве. Его правовую основу могли бы составлять практика регулирования рационального  использования энергии, а также  опыт зарубежных государств. Основные направления стимулирования определены в Модельном законе Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «Об инновационной деятельности».

       В ряде законодательных актов, различных по своей юридической силе, закреплены меры стимулирования ресурсо- и энергосбережения. К их числу относятся: Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении»; постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий»; целевая программа обеспечения в республике не менее 25% объема электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 г.  
       В связи с этим важное значение имеет унификация законодательства: определение в едином нормативном правовом акте совокупности экономических, финансовых, организационных способов активизации инновационной деятельности. Особенности стимулирования развития и использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии могли бы быть закреплены в соответствующем законе. 
Принципиальное значение имеет применение таких мер на всех этапах и стадиях продвижения инновационного продукта, а именно: научно-исследовательской разработки; освоения; серийного или массового производства; потребления.

         Следует отметить, что в Беларуси недостаточно используются способы стимулирования НИР, связанных прежде всего с созданием и внедрением высоких технологий. На наш взгляд, следовало бы расширить финансирование важнейших и решающих актуальные проблемы проектов на приоритетных направлениях науки. В то же время справедливо утверждается, что нужно уходить от принципа всеобщей поддержки исследователей, так как такой подход ведет к неэффективному использованию государственных преференций. В первую очередь речь должна идти о стимулировании разработки и внедрения наукоемких технологий, передовых технологических укладов.

        Разумеется, было бы заблуждением полагать, что отечественная наука в состоянии самостоятельно обеспечить решение сложных и многообразных проблем инновационного становления экономики. Такая задача не реализовывается даже индустриально развитыми государствами. Опыт зарубежных стран указывает на целесообразность учета, заимствования передовых научных разработок. Например, в Японии средства направляются на сбор информации о новейших открытиях и изобретениях. 
Республика Беларусь выступила инициатором рассмотрения в Организации Объединенных Наций вопроса о свободном доступе к передовым технологиям в области энергосбережения. Перспективная форма — кооперация, объединение научного потенциала в рамках Союзного государства, а также других ассоциаций в разработке инновационных проблем, в том числе и в форме целевых (комплексных) программ. Предметом совместного ведения Союзного государства в целом и его участников является формирование общего научного, технологического и информационного пространства. В настоящее время приняты и реализуются программы Союзного государства в сфере космических исследований, информационных технологий и др.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновации"