Контрольная работа по "Инновации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Проанализировать понятие и выявить сущностные характеристики инновационной деятельности.
Указать основные проблемы инновационного развития регионов и предложить пути их решения.
Определить понятие и сущность венчурного инвестирования инновационного бизнеса.
Подготовить резюме для потенциального венчурного инвестора.

Файлы: 1 файл

Вишня1.docx

— 127.49 Кб (Скачать)

   Развитие  кластера виноделия поможет предприятиям преодолеть существующие отставания и  выйти на новый качественный уровень.

   Наиболее  актуальными технологическими инновациями, требующими внедрения на винодельческих предприятиях края являются модернизация используемого оборудования, расширение объема выпуска вин, выдержанных  в дубовых бочках, увеличение гарантированного срока хранения готовых вин путем  применения современных методов  стабилизации, внедрение линий по производству виноградных соков, использование технологий комплексной переработки вторичных ресурсов виноделия с целью получения виноградного масла, сиропов, красителей.   

   Для стимулирования инновационной активности в кластере виноделия Краснодарского края может быть использована следующая  схема взаимодействия, которая будет  способствовать технологической модернизации производства винодельческих предприятий. 
В соответствии с предложенной схемой взаимодействия научно-исследовательскими, а также образовательными учреждениями края проводятся исследования по оптимизации технологических процессов виноделия, финансируемые из регионального бюджета. Такими учреждениями в крае являются Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства, Кубанский государственный технологический университет (Кафедра технологии и организации виноделия и пивоварения им. профессора А. А. Мержаниана), Кубанский государственный аграрный университет (Кафедра виноградарства) [4, c.85].

   Соответствующие инновационные разработки аккумулируются в специализированном информационно-консалтинговом центре и могут быть востребованы предприятиями на безвозмездной  основе. Винодельческие предприятия, внедрившие инновации в производство, а также  затратившие средства на приобретение нового оборудования, получают налоговые  преференции для компенсации  произведенных затрат. Представляется целесообразным использование следующих  механизмов экономического стимулирования внедрения инноваций на винодельческих производствах: 
 
·                   Ускоренная амортизация (списание стоимости технически передового винодельческого оборудования и техники для возделывания виноградников в первые два года ее функционирования). 
·                   Предоставление налоговых каникул продолжительностью до 5 лет по налогу на имущество и земельному налогу для предприятий, вложивших собственные средства на приобретение оборудования и оптимизацию технологических процессов.

   Кроме того, предприятия отрасли могут  направлять заказы на необходимые разработки в информационно-консалтинговый центр, который будет также анализировать  конкурентные рынки, условия торговли, содействовать продвижению продукции  кластера на региональном и российском рынках.

   Для поддержки инновационных процессов  в кластере виноделия также могут  быть использованы такие экономические  инструменты как прямое бюджетное  финансирование, субсидирование процентных ставок, предоставление государственных  гарантий, государственный заказ.

   Применение  предложенных мер по стимулированию инноваций актуально в большинстве  отраслей промышленности Краснодарского края. По данным 2007 года в структуре  затрат на технологические инновации  среди организаций добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения  электроэнергии, газа и воды Краснодарского края расходы на приобретение машин  и оборудования занимают 79,3 % (57,5% по России), что говорит о высокой  потребности предприятий в обновлении производственных мощностей.

   Реализация  предложенного механизма активизации  роста инновационной активности в кластере особенно актуальна в  кризисное время в условиях недостатка свободных денежных средств у  предприятий и ограниченности бюджетного финансирования.

   Таким образом, интеграция науки, образования  и бизнеса максимально эффективно может быть реализована в кластере. Предполагаемый рост инновационной  активности в кластере будет происходить  за счет высокой конкуренции между  производителями, стремящимися усовершенствовать  выпускаемую продукцию и технологию и активному участию научных учреждений и региональных властей, предоставляющих предприятиям такие возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Указать основные проблемы инновационного развития регионов и предложить пути их решения

   Современная экономика характеризуется динамичностью  и нестабильностью процессов, происходящих на рынке. Экономика трансформационного периода, как Украины, так и других стран, ставших на путь рыночных преобразований, характеризуется высоким уровнем  нестабильности, связанной с постоянным изменением не только объемов, но и  направления развития. От того, насколько  результативно осуществляются инновационные  преобразования, зависит эффективность  функционирования, как национальной экономической системы, так и  ее регионов. Важным моментом инновационного развития регионов является определение  и устранение проблем, которые сдерживают темпы этого развития [5, c.16].

     На  сегодняшний день инновационный  процесс в Украине имеет четкое линейное строение (четкое разграничение  и специализацию), однако рыночной экономике  присущая более интерактивная модель, поэтому необходимо создание таких  инновационной структуры, которые  предусматривали бы возможность  перестройки инновационного процесса в более благоприятные формы. Для преодоления недостатков  линейной модели инновационного процесса необходимо устранение «зазоров» между  отдельными видами инновационных структур, которые будут способствовать интеграции структур и ускорению передачи результатов  между ними. Такими структурами являются бизнес-инкубаторы, инновационные центры, консалтинговые компании и т.д. Наиболее эффективными точками инновационного роста являются технологические  парки. Главным  общегосударственным заданием технопарков является перспективная разработка, воплощение и производство конкурентоспособного инновационного продукта в приоритетных отраслях национальной экономики.

     Однако, кроме инфраструктурных проблемы, существует и региональные. Как известно регионы  Украины существенно отличаются по своему естественно-ресурсному, научно-технологическому и социально-экономическому уровню развития. Используя региональный подход к формированию инновационной политики необходимо определить региональные зоны с наибольшим научно-техническим  потенциалом с целью создания на их территории зон с благоприятным  инвестиционным климатом для развития инновационного процесса. Такие регионы  должны стать базовыми для инновационного развития государства, которые определяются с помощью рейтинговой системы  – инновационного и инвестиционного  потенциалов региона, инвестиционных рисков, развития инфраструктуры, институционного  развития региона и других экономически важных показателей. На основе таких  показателей необходимо разработать  общий рейтинг регионов, благоприятных  для инвестирования в инновационную  сферу.

     Как показывает мировой опыт, наиболее динамическое развитие получают те регионы, где формируется региональная инновационная  инфраструктура, которая охватывает образовательные и научные учреждения, предприятия, исследовательские центры, органы государственного управления, финансовые учреждения. Таким образом, для обеспечения инновационного развития регионов необходимо сформировать и законодательно закрепить государственную  политику развития регионов, согласовать  развитие конкретных регионов с учетом приоритетных направлений инновационной  деятельности, а также внедрить мероприятия  по формированию региональной инновационной  инфраструктуры.

     Кроме того, любой тип инновационной  деятельности нуждается в государственной  поддержке. В развитых странах разработаны  конкретные пути и формы государственной  поддержки инновационного предпринимательства. В рамках этого направления можно  выделить три широких категории методов инновационной политики: методы стимулирования предложения нововведений (обеспечение финансовой и технической помощи новаторам, включая создание научно-технической инфраструктуры); методы стимулирования спроса на нововведение (правительственные закупки и контракты, особенно для новых товаров, процессов и услуг); методы создания климата для нововведений (включая налоговую и патентную политику и государственные нормы и правила, которые регулируют состояние экономики, условия и безопасность труды и охрану окружающей среды).

     Таким образом, для обеспечения инновационного развития регионов необходимо устранение вышеперечисленных проблем с  помощью:

     - создания благоприятных условий  для формирования эффективно  действующей региональной инновационной  инфраструктуры, которая осуществляла  бы финансовую, информационную, консалтинговую, маркетинговую и другие виды  поддержки инновационных процессов; 

     - формирования и законодательного  закрепления государственной политики  инновационного развития регионов, а также разработкой программы  инновационного развития конкретных  регионов с учетом приоритетных  направлений инновационной деятельности;

     - внедрения новых мотивационных  механизмов инновационного процесса, обеспечение его коммерциализации, направленность на удовлетворение  рыночного спроса.

     Таким образом, выделенные инфраструктурные, региональные и государственно-управленческие проблемы препятствуют инновационному развитию регионов. Комплексное внедрение  предложенных мероприятий позволит не только скоординировать деятельность органов региональной власти по внедрению  программ инновационного развития, но и создание такой региональной инновационной инфраструктуры, которая организует и оптимизирует связи между субъектами инновационной деятельности, а также обеспечивает непосредственных участников инновационного процесса необходимыми ресурсами в максимально короткий срок. Все это обеспечит оптимальные темпы инновационного развития регионов, которое в свою очередь повысит эффективность функционирования, как региональной экономической системы, так всей национальной экономической системы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Определить  понятие и сущность венчурного инвестирования инновационного бизнеса

   Малые инновационные предприятия, как, впрочем, и весь реальный сектор экономики  России, испытывают значительный недостаток инвестиций и заемного капитала. Далеко не последней причиной этому является неразвитость "нетрадиционных" для  постперестроечной России рыночных механизмов и инструментов инвестирования. Одним из них является венчурное  инвестирование. Как известно, инвестиции венчурного капитала сопряжены с  длительными сроками вложений, относительно высоким коммерческим риском и, соответственно, потенциально более высокими доходами. Исходя из мировой практики, эти  средства должны вкладываться в основном в уставный капитал вновь созданных  малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на создание новых технологий или наукоемких продуктов. Так, например, за рубежом  большинство ведущих компаний в  области компьютерных техники и  технологий, таких как Microsoft, Intel, Apple Computers, Sun Microsystems, на этапе их возникновения  были профинансированы именно венчурными фондами.

   Особенности функционирования венчурного капитала и его направленность преимущественно  на наукоемкие инновационные проекты  не могли ни вызвать интереса у  Министерства науки и технологий Российской Федерации: тем более  в условиях недостатка бюджетного финансирования научно - технической сферы и необходимости  развития внебюджетных источников инвестиций в инновации. Следует отметить, что  для развития венчурного бизнеса  в России в настоящее время  сложились не самые благоприятные  условия. Основными причинами этому  являются, во - первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который  составляет важнейшую компоненту обращения  венчурного капитала, т. к. доход венчурного инвестора возникает при продаже  возросшего в цене пакета акций инновационного предприятия после его успешной "раскрутки". Во - вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса. В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается около 40 венчурных фондов. Однако реально функционирует только 15, основу капитала которых составляют иностранные инвестиции и, прежде всего, средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), специализирующегося на такого рода финансовых операциях.

   К слову сказать, высокие риски  при вложениях иностранного капитала в нашу экономику не могли не сказаться  на деятельности действующих венчурных фондов [6, c.49].

Информация о работе Контрольная работа по "Инновации"