Экономическое внедрение новой техники

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение методики экономической эффективности внедрения новой техники.

Задачи данной курсовой работы:

- отражение особенностей методики определения эффективности проведения мероприятий научно – технического прогресса;

- определение показателей эффективности применения новой техники.

Файлы: 1 файл

Стеймащук.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

    - необходимость  приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;

    - изменения  в налоговой, кредитно-денежной  и финансовой политике;

    - совершенствование  и динамика рынков сбыта и  потребительских предпочтений, т.е. давление спроса;

    - активизация  конкурентов;

    - конъюнктурные  колебания;

    - структурные отраслевые изменения;

    - появление  новых дешёвых ресурсов, расширение  рынка факторов производства, т.е. давление предложения;

    - стремление  увеличить объёмы продаж;

    - расширение  доли рынка, переход на новые  рынки;

    - улучшение  конкурентоспособности фирмы;

    - экономическая  безопасность и финансовая устойчивость  предприятия;

    - максимизация  прибыли в долгосрочном периоде.

    Среди внутренних факторов, при которых  возрастает эффективность инноваций, можно назвать:

    - способность  руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде;

    - ориентация  руководства на долгосрочную  перспективу и наличие четких  стратегических целей;

    - развитая  система сбыта и маркетинга, способная  исследовать и оценивать рыночные тенденции;

    - осуществление  непрерывного поиска новых рыночных  предложений; умение анализировать  и реализовывать новые идеи.

    В условиях жестокой конкуренции ни одно предприятие не сможет долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. В результате внедрения новой техники и технологии в деятельность предприятия повышается качество и прогрессируют характеристики изделий, а также совершенствуются средства, методы и организация производства. Внедрение нововведений осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

    - освоение  новой и модернизация выпускаемой  продукции;

    - внедрение  в производство новых технологий, машин, оборудования, инструмента и материалов;

    - использование  новых информационных технологий  и новых способов производства продукции;

    - совершенствование  и применение новых прогрессивных  методов, средств и правил организации  и управления производством.

    Задачи  комплексного совершенствования техники  и организации производства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться.

    Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению новшеств включает:

    - проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

    - подбор  необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

    - разработку  технологического процесса изготовления  новой продукции;

    - проектирование, изготовление, испытание и освоение  образцов новой техники, необходимой  для изготовления продукции;

    - разработку  и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

    - исследование, разработку или приобретение  необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

    - подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала;

    - проведение  работ или приобретение необходимой  документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

    - организацию  и проведение маркетинговых исследований  по продвижению инноваций.

    Совокупность  управленческих, технологических и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Цель инновационной политики заключается в предоставлении предприятию существенных преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличение рентабельности производства и сбыта.

    Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

    - интеллектуальные (технологическая документация, патенты,  лицензии, бизнес-планы по освоению  новшеств, инновационная программа  предприятия);

    - материальные (опытно-приборная база, технологическое  оборудование, ресурс площадей);

    - финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные);

    - кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный  в инновациях; опыт проведения  процедур нововведений; опыт управления  проектами);

    - инфраструктурные (собственные подразделения, отдел  главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки).

    От  состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как меру готовности выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций.

    Нововведения  в сфере материального производства тесно связаны с инвестициями. Освоение и выпуск новых изделий, применение новой техники и технологии становятся реальными лишь в случае возможности их финансирования. Финансовые ресурсы, предназначенные для инвестиции, условно делятся на предприятиях по следующим направлениям:

    - освоение  и выпуск новой продукции (в  данном случае почти всегда  вносятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производства, что и обеспечивает комплексное и быстрое внедрение передовых достижений науки в производство);

    - техническое перевооружение (форма обновления производственного аппарата, когда перманентно происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями);

    - расширение  производства (предполагает строительство новых дополнительных цехов и других подразделений основного производства, а также новых вспомогательных и обслуживающих цехов и участков);

    - реконструкция  (мероприятия, связанные как с  заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений);

    - новое  строительство (целесообразно только  для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально новой техники и технологии, которая не вписывается в традиционные производственные структуры).

    При внедрении новой технологии предприятия  подвергаются высокому риску. Уровень  риска значительно варьируется  и находится в прямой зависимости от степени новизны технологии. Чем выше новизна, тем выше неопределенность того, какая технология будет воспринята рынком.

    Существуют  различные подходы к классифицированию  и выявлению разнохарактерных неопределенностей, которые воздействуют на эффективность инновационного процесса, в том числе: научно-технические, маркетинговые, финансовые, юридические, экологические риски.

      Основными неудачами с выведением  новых технологий на рынок  принято считать:

    - недостаточный  анализ внешних факторов среды  функционирования предприятия, перспектив развития рынка и поведения конкурентов;

    - недостаточный  анализ внутренних инновационных,  производственных, финансовых и  других возможностей;

    - неэффективный  маркетинг и недостаточная (или  непрофессиональная) поддержка нового  товара при выведении его на рынок.

    Успех инновационных технологий может  во многом зависеть от системы управления, применяющейся на предприятии вообще и инновационными технологиями в частности.

    Необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой техники, технологии вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему управления производством. При использовании новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук.

    Понятие «внедрение новой техники» расширилось и вошло составной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических и политических задач.

    Для того, чтобы внедрение новой техники и технологии было эффективным, необходимы такие их качества как адаптивность, гибкость, способность к "встроенности" в старое производство, возможности синергизма, чёткая стратегия, наличие патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти понятия невозможно свести к какому-то единому показателю, поэтому качество технологии определяет непосредственно рынок, а критерием всего многообразия свойств выступает экономическая эффективность.

    При проектировании, разработке и внедрении  новой техники и технологии процедура  определения экономической эффективности  этих мероприятий состоит из четырёх этапов:

     - первый этап - определение необходимых  затрат для реализации инновационных мероприятий;

    - второй - определение возможных источников  финансирования;

    - третий - оценка экономического эффекта  от внедрения новой техники  и технологии;

    - четвёртый  - оценка сравнительной эффективности  новшества путём сопоставления экономических показателей.

    Таким образом, экономическая эффективность  характеризуется соотношением экономического эффекта, полученного в течение года, и затрат на внедрение данного мероприятия.

    Широко  применяемые технико-экономические  и функционально-стоимостные метода анализа позволяют установить зависимость между техническими и экономическими показателями процессов и найти алгоритм оптимального функционирования производственных систем. В отдельности решить проблему качества экономической эффективности новой техники и технологии невозможно.

      Наиболее целесообразно применить  обобщённую технико-экономическую  модель, которая выявляет воздействие  показателей технического уровня  на обобщающие технико-экономические  показатели: себестоимость, производительность, приведённые затраты.

      Для этого необходимо на самом  начале проектирования новшества  избрать альтернативный вариант:

    1) оптимальные свойства новшества  при максимальной экономической  эффективности или

    2) максимально совершенный уровень  новшества при удовлетворительной экономической эффективности.

    Установлены следующие основные показатели эффективности  инновационного проекта:

    - финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая  финансовые последствия для бюджетов  всех уровней;

    - бюджетная  эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

    - народно-хозяйственная  экономическая эффективность, учитывающая  затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы региона или страны) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.

Информация о работе Экономическое внедрение новой техники