Использование интернета в маркетинговых исследованиях «ФЛИК-Телеком»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:09, отчет по практике

Краткое описание

По оценкам компании Ernst Young в 2010 году валовый доход российской отрасли связи составит 18 млрд. долл. со среднегодовым приростом 11%. В разрезе сегмента рынка ожидается рост услуг сотовой связи около 13% в год, традиционной телефонии – 4%, Интернет и передачи данных – 29%.
На этапах начала работы необходимо было решение следующих задач:
Изучить направления деятельности местных операторов проводной и телефонной связи, IP-телефонии и Интернет услуг;
Рассмотреть теоретические аспекты маркетинга на рынке услуг связи, в том числе использование веб-сайта, как инструмента маркетингового воздействия;
Изложенную методику рассмотреть на примере деятельности «ФЛИК- Телеком».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ4
1 Современное состояние проблемы
1.1 Тенденции развития рынка связи в России6
1.2 Использование маркетинга в сфере услуг связи8
1.3 Предложенные варианты исследований для «ФЛИК-Телеком»9
2 Основная часть
2.1 Этапы развития компании «ФЛИК-Телеком»11
2.2 Анализ конкуренции с использованием веб-сайта 13
3 Возможные направления по увеличению эффективности проведения общей маркетинговой деятельности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 72.73 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ4

1 Современное состояние проблемы

1.1 Тенденции развития  рынка связи в России6

1.2 Использование маркетинга  в сфере услуг связи8

1.3 Предложенные варианты исследований для «ФЛИК-Телеком»9

2 Основная часть

2.1 Этапы развития компании  «ФЛИК-Телеком»11

2.2 Анализ конкуренции с использованием веб-сайта 13

3 Возможные направления по увеличению  эффективности проведения общей  маркетинговой деятельности 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ А 24

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По данным Министерства связи РФ, отечественная  телекоммуникационная отрасль демонстрирует  устойчивую тенденцию к росту  темпов экономического развития. Объем  телекоммуникационных услуг, оказанных всеми организациями связи в России январе-июле 2009 года увеличился на 9,6% в сопоставимых ценах по сравнению с тем же периодом 2008 г. Рынок услуг связи все в большей степени осваивается альтернативными операторами. В январе-июле 2009 года на их долю приходилось 50,9% общего объема услуг связи и 39% - услуг связи населению.

Почти 83% всех доходов российской отрасли  связи получают четыре крупнейших холдинга – Связьинвест, Система Телеком, Альфа-Групп, Телеком инвест. Оставшиеся 17% рынка делят межу собой несколько тысяч операторов.

Основные  тарифные доходы компаний электросвязи по видам услуг обеспечиваются неизменными  составляющими: междугородной и  международной (52,3% доходов), а также  местной (38,% доходов) телефонной связью. Причем, сферы деятельности достаточно четко разграничены между операторами  в зависимости от степени развитости механизма свободного рыночного  регулирования.

Так, традиционные операторы сосредоточены на предоставлении услуг местной, междугородной и  международной проводной связи, а альтернативные операторы –  на документальной электросвязи, спутниковой  связи и беспроводной радиосвязи.

Эксперты  отмечают, что в настоящее время  продолжается процесс концентрации, и со временем весь российский телекоммуникационный рынок будет поделен между 4-5 крупными игроками, а доля всех остальных  сократиться до 10%. Концентрация происходит как за счет опережающего роста оборота  крупных холдингов, так и за счет поглощений и слияний.

Темпы ускоренного  развития отрасли и возрастающая необходимость разработки крупномасштабных технических проектов стимулируют  компании к поиску стабильных источников финансирования.

По оценкам  компании Ernst Young в 2010 году валовый доход российской отрасли связи составит 18 млрд. долл. со среднегодовым приростом 11%. В разрезе сегмента рынка ожидается рост услуг сотовой связи около 13% в год, традиционной телефонии – 4%, Интернет и передачи данных – 29%.

На этапах начала работы необходимо было решение  следующих задач:

  1. Изучить направления деятельности местных операторов проводной и телефонной связи, IP-телефонии и Интернет услуг;
  2. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинга на рынке услуг связи, в том числе использование веб-сайта, как инструмента маркетингового воздействия;
  3. Изложенную методику рассмотреть на примере деятельности «ФЛИК- Телеком».

На основе проведенного анализа  предложить мероприятия по увеличению эффективности проведения маркетинговой деятельности оператора «ФЛИК-Телеком».

 

 

 

1 Современное состояние проблемы

 

1.1 Тенденции развития рынка связи в России

 

По итогам первых трех кварталов 2010 года рынок услуг связи в России составил 750,5 млрд руб. Региональная структура рынка связи имела привычный для России вид. Наибольший объем услуг был реализован в Москве (34,1%), на втором месте – Поволжский федеральный округ (14,3%). У остальных округов доля порядка 8-9% от общего рынка, а наименьший показатель приходится на Дальневосточный округ (4,5%).

Источник: CNews Analytics, по данным Росстата

 

Рисунок 1 — Структура доходов от услуг связи по регионам РФ

 

С точки зрения динамики роста рынка  в число лидеров попадают Уральский  федеральный округ (прирост 36,7%), Поволжский округ (+29,4%) и Северо-Западный округ (прирост +22,8%, исключая С.-Петербург). Москва по темпам роста занимает лишь четвертое место (+22,1%).

Есть возможность выделить следующие  факторы развития проводной телефонной связи в стране:

  1. Активный рост абонентов связи в регионах. Характеризуя качественные показатели роста связи в Российской Федерации, аналитики телекоммуникационного рынка отмечают несоизмеримые темпы роста абонентской базы в регионах по сравнению с темпами ее роста в столице;
  2. Консолидация активов операторов связи. Наряду с бурным ростом числа абонентов связи в России продолжается консолидация активов операторов. Мелкие операторы в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных абонентов, либо уже поглощены крупными холдингами, либо стоят в списках на поглощение. Сформировавшиеся несколько крупных холдингов-операторов фактически контролируют более 90% всей связи в стране;
  3. Снижение тарифов и рост трафика передачи данных в общем объеме услуг связи.

Российский  рынок телекоммуникационных услуг  замедляется в своем росте, однако в 2009 г. темпы были все еще довольно высоки - около 20%. Одной из основных тенденций 2009 г - быстрый рост рынка широкополосного доступа в интернет . В 2009 г. у провайдеров этой услуги появятся мобильные конкуренты - сети третьего поколения (3G). Российиская большая тройка сотовых операторов - МТС, Вымпелком (Билайн) и Мегафон - попытаются потеснить провайдеров broadband на их поле, запустив услуги высокоскоростного интернет-доступа, но в мобильном исполнении. В 2010 г. сотовые операторы стремятся усерднее думать о сохранении доходности бизнеса, а традиционные телекомы озаботятся тем, как удержать долю на рынке. При этом сотовые операторы вплотную подошли к внедрению услуги связи третьего поколения (3G), а фиксированные делают ставку на услуги triple play (телефония, высокоскоростной доступ в интернет и телевидение).

Существуют  два основных фактора, определяющих развитие телекоммуникационного рынка  – рост благосостояния населения  и рост деловой активности предприятий. Уровень развития и интенсивность  использования телекоммуникационной инфраструктуры связан с деловой  активностью компании напрямую. Телекоммуникационная инфраструктура компании обеспечивает возможность технологической непрерывности  бизнес-процессов, полноту информации и оперативность в принятии решений. Тенденция на укрупнение российской экономики, на создание компаний-флагманов, контролирующих существенную часть рынка своей продукции, появление на российском рынке западных производств и создание отечественных транснациональных корпораций (главным образом, в нефтегазовом секторе и металлургии), освоение компаниями новых видов высокотехнологичных услуг, требующих увеличение объема трафика (в банковском секторе, в страховании, в деятельности бирж), усложнение информационных потоков  внутри компаний (особенно, трансрегиональных холдингов) будет приводить к дальнейшему росту затрат компаний на телекоммуникационные услуги как с точки зрения объема трафика, так и с точки зрения спектра услуг.

Несмотря  на высокие показатели  уровня проникновения  мобильной связи, большинство населения  до сих пор экономит на разговорах и доступе в интернет, а значит, при продолжившемся росте доходов  будет увеличивать телекоммуникационные расходы. Причина экономии проста – 30% россиян имеют среднемесячные доходы менее $240 в месяц (прошлом  году размер этой группы – 38,2%), 63,4% –  доходы менее $480 в месяц (в прошлом  году эта цифра была 72,5%). Именно это позволяет сделать вывод, что большая часть абонентов не могут в настоящее время позволить себе говорить по мобильному, пользоваться интернетом/услугами платного ТВ и т.д. столько, сколько им нужно. Такие абоненты будут пользоваться возросшими реальными доходами для увеличения объемов потребления услуг связи. Действительно, доля связи в общих расходах населения на услуги составляет более 20% (20,1% - в январе-феврале 2009 г.), и при этом растет опережающими темпами (для сравнения, в 2003 году доля связи в общих расходах на услуги составляла лишь 14,8%). В январе-феврале 2009 года объем потребленных населением услуг связи составил 122% к январю-февралю прошлого года.

 

1.2 Использование маркетинга в сфере услуг связи

 

Основной внешней средой для всех компаний, предоставляющих  услуги связи  является  рынок,  который включает в себя продукцию,  клиентов  и  конкурентов,  поэтому  в  качестве аксиом взаимодействия с этой средой рекомендуются следующие  принципы:

  1. предлагать те продукты и оказывать те услуги, которые отвечают ожиданиям и потребностям рынка, а не те, которые нравятся  или были бы удобны для компаний;
  2. отдавать приоритет  диалогу с клиентами (существующими и потенциальными), а не замыкаться в себе;
  3. смотреть в лицо конкурентам, изучать все аспекты конкуренции (их оборудование и услуги, сбыт и информацию, а  также  способ ее подачи);
  4. постоянно  приспосабливаться  к  изменению  среды  (учитывать желания клиентов, новые технологии).

Необходимо помнить, что суть маркетинга услуги связи

заключается в том, чтобы  постоянно  обновлять  и  подвергать  сомнению  свои услуги и способы  их реализации, ориентировать деятельность компании   на  запросы потенциальных  потребителей, т.е. постоянно приспосабливаться  к  событиям  и по  возможности   предотвращать   их,   понимать,   что   высокое   качество оборудования и услуг  не гарантирует их обязательную реализацию.

В случае начала работы на классическом рынке предприятие, предоставляющее  услуги связи,  должно еще до начала своей деятельности получить наиболее  полную  информацию о предполагаемом  рынке,  затем  определить  цели  и  способы  действий  для планирования своих методов работы на рынке  и лишь  затем начать  проведение политики в области сбыта.

Потребители  услуг  –  это  крупные  промышленники  и   торговые предприятия,  банки,  средние  торговые  фирмы, а также частные  лица (составляют большую часть клиентов).

Потребности потенциальных  абонентов компаний, предоставляющих  услуги связи:

  1. высокое качество связи;
  2. прямой выход на междугородние линии;
  3. прямой выход на международные линии;
  4. широкий ассортимент предоставляемых услуг связи и наличие тарифов, удовлетворяющих запросы каждой группы абонентов;
  5. возможность  автоматического  роуминга.

Ожидания абонентов компаний, предоставляющих услуги связи:

  1. возможность предоплаты;
  2. возможность работы в кредит;
  3. возможность установления нескольких аппаратов на один номер;
  4. наличие льгот при специальных условиях.

Создание имиджа - один из ключевых моментов в достижении лидерских  позиций на рынке связи. Имидж  компании есть та идея, которая возникает  в  связи  с  услугами связи, названием  компании,  ее  торговым  знаком.  Требуется, чтобы имидж был благоприятным, поэтому очень важен правильный  выбор девиза. 

 

1.3 Предложенные варианты исследований для ООО «ФЛИК-Телеком»

 

  1. Анализ структуры абонентской базы и трафика. Аналитические   исследования   (в    основе    которых    анализ статистического материала)  продолжительности и количества  звонков,  среднее  количество  минут  на  абонента  в месяц,  разговорчивости абонентов и   потребления   ими   услуг   создают информационную базу  для тарифной  политики;
  2. Конкурентный анализ (информационным источником в данном случае являются веб-сайты конкурентов);
  3. Структура доходов населения. Является, на мой взгляд,   отправной  точкой   при формировании  ценовой политики  компании-оператора;
  4. Комплексные опросы. Эти исследования всегда количественные, их задача  статистически точно разделить состояние рынка и позицию компании на нем.  Как правило,  в ходе исследования определяют:

- знание  и  понимание   потребителем  продвигаемых  услуг,   их востребованность;

- потребительская ценность  продвигаемых услуг   («желание  платить»), обычно речь  идет  о   доле,  которую  потенциальный  потребитель готов направить  на их оплату;

- спонтанную узнаваемость  торговых марок  действующих   на  рынке операторов;

5) Интервьюирование новых  клиентов. Исследования среди новых  клиентов  имеют  целью,  прежде  всего, выявить   мотивацию   покупки,   а   также   наиболее   эффективные   каналы информационно-рекламного  воздействия. Одновременно определяется  и социально-демографический портрет  абонентов, что позволяет в   дальнейшем  более  точно позиционировать   услуги;

6) Интервьюирование абонентов.  Многие российские  компании-операторы   не  уделяют  достаточного внимания  своим  абонентам,   при   этом,   не   сознавая,   что   совершают стратегическую  ошибку. Успешные компании понимают  важность  повышения  качества  обслуживания, и ищут пути для  этого, анализируя состояние   абонентской  базы детально  и на регулярной основе. Причем  эти исследования одни  из  самых дешевых.

Информация о работе Использование интернета в маркетинговых исследованиях «ФЛИК-Телеком»