Инновационный проект: основные этапы его функционирования и реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационный проект», определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного проекта, его замысла, исследования и технико-экономического обоснования. А также рассмотрим эффективность инновационного проекта, методы его выбора для реализации и основные критерии для оценки проектов.

Оглавление

Введение 2
1. Сущность инновационного проекта и его основные этапы 7
1.1. Сущность и содержание инновационного проекта 7
1.2. Этапы инновационного проекта и их характеристика 11
1.3. Этап инвестиционного замысла 12
1.4. Этап технико-экономического обоснования проекта 14
2. Эффективность инновационного проекта и их основные формы 22
3. Методы выбора инновационного проекта для реализации 30
4. Основные критерии для оценки инвестиционного проекта 43
5. Экспертиза инновационных проектов 50
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсовая_инновац_менедж.doc

— 548.50 Кб (Скачать)
    • перспективности используемых научно-технических решений
    • патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений
    • перспективности применения полученных результатов в будущих разработках
    • положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

    • размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта
    • потенциальном годовом размере прибыли
    • ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли
    • значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора
    • соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений
    • сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков
    • стабильности поступления доходов от проекта
    • возможности использования налоговых льгот
    • оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам
    • необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях
    • финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии включают данные о:

    • доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования
    • необходимости технологических нововведений для осуществления проекта
    • наличие производственного персонала (по численности и квалификации)
    • возможности использования отходов производства
    • потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:

    • соответствия проекта потребностям рынка
    • общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок
    • вероятности коммерческого успеха
    • эластичности цены на данную продукцию
    • необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок
    • соответствие проекта уже существующим каналам сбыта
    • препятствий для проникновения на рынок
    • защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации
    • ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.

Критерии  региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием  ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.

Следующим этапом процедуры  экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод  бальной оценки заключается в  следующем:

    • оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)
    • критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)
    • качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль  проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

Финансово-экономическая  оценка предполагает проведение следующих  мероприятий:

    • финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту
    • определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

Оценка финансового  состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).

Определение эффективности  проекта и принятие решения об инвестировании средств осуществляется с использованием различных показателей, к которым относятся:

    • чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект, или чистая приведенная стоимость (NPV)
    • индекс доходности (ИД) или индекс прибыльности (PI)
    • внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма прибыли
    • срок окупаемости.

Этап принятия решения  о финансировании проекта имеет своей целью определить оптимальное сочетание различных типов финансирования и различных источников на тех или иных этапах жизненного цикла инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на:

    • снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами
    • оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени  заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта
    • возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита.

Особое значение на этом этапе имеют обеспечение контроля за целевым расходованием средств  и оценка полученных результатов  на различных этапах жизненного цикла  инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате экономического развития стран на смену управления функционированием приходит управление развитием. Источником же развития, как известно, являются противоречия, которые рано или поздно приведут к системному кризису, трансформации ее в новое качество. Но система всегда стремится к стабильности, поэтому необходим определенный раздражающий фактор. Таким фактором служат инновации. Причем очень важно, чтобы изменения, вызываемые инновациями, воспринимались не как разрушение, а как новый шанс на успех. Для этого необходимо научиться эффективно управлять инновациями и инновационным процессом. В результате начинает активно развиваться особое направление в менеджменте предприятий - инновационный менеджмент.

В последнее время  усиление внимания российских экономистов  к проблемам инновационного менеджмента объясняется не только мировыми экономическими тенденциями (усложнение структуры экономики, ускорение темпов НТП, вызывающее противоречие между уменьшением срока рыночной жизни продукта и увеличением продолжительности его потенциальных возможностей и т.д.), но и сугубо российскими экономическими проблемами. В условиях общего кризиса, переживаемого сейчас нашей страной, инновационные инвестиции в наибольшей мере ставятся под удар. Хотя инвестиционный кризис пока менее заметен, нежели, например, кризис потребительской сферы, но по своим последствиям он далеко превосходит все остальные составляющие упомянутого общего экономического кризиса. Поэтому реализация инноваций в условиях дефицита финансовых ресурсов требует высочайшего профессионализма.

Однако и во времена  кризиса, и в периоды положительного развития инновации в современной  экономике в мире составляют основу конкурентоспособности фирм, отраслей, стран. Именно они позволяют выигрывать состязание за рынки сбыта и закупок  без риска вступления в ценовую войну с конкурентами. Причем инновативность тем важнее, чем более разборчивы потребители. И это не обязательно означает их богатство и опыт. У российских потребителей зачастую наоборот, так мало средств, что им приходится тщательно выбирать, какой продукт и за какую цену приобрести.

Необходимо отметить, что всю область управления инновациями  можно разделить на две сферы: рыночную и нерыночную. В первой главной движущей силой инноваций  является стремление предприятий максимизировать  прибыль. Во второй побудителем инноваций служат общественные или коллективные коммерческие интересы, опосредуемые государством, которое само в условиях рыночной экономики выступает контрагентом и заказчиком предприятий, вовлекаемых в инновации, регулирует и организует для них рынок. И хотя во втором случае вряд ли можно использовать понятие "менеджмент", ведь данные инновации не являются коммерчески прибыльными, предприятия, их реализующие, не могут не заниматься оптимизацией инновационного процесса, и в этом смысле их деятельность попадает в рамки инновационного менеджмента.

Проблема изучения и  использования опыта высокоразвитых стран в области организации  труда и подготовки кадров в условиях инновационного процесса может показаться, на первый взгляд чужой и надуманной в применении к экономике России, находящейся в глубоком кризисе. Вроде бы, нужно сначала остановить спад производства, восстановить хозяйственные связи, стабилизировать кредитно-финансовую сферу, а уже потом думать об инновациях. В действительности выход из кризиса возможен при максимальной активизации инновационной деятельности предприятия. Если разработка и коммерческая реализация новых технических идей требует высокого творческого настроя, инициативы и самоотверженности каждого работника и всего коллектива в целом, то переориентация всей работы предприятия на новые конкурентоспособные виды товаров и услуг, завоевание новых рынков сбыта продукции в современных условиях невозможны без серьезного анализа инновационного проекта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998
  3. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Соломатина. – М.: Инфа-М, 1998
  4. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: Инфра–М, 1997
  5. Друкер П. Инновации и предпринимательство. – М., 1992
  6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнорзирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997
  7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1997
  8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1990
  9. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновации на предприятии. - М.: Экономика, 1989
  10. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм)./Под ред. Рудаковой И.Е. - М.: изд-во МГУ, 1991
  11. Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов и их для финансирования. - М.: “Информэлектро, 1990
  12. Морозов Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Н. Новгород, 1995
  13. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989
  14. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. - М.: Луч, 1992
  15. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 1997
  16. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. – М., 1994
  17. Управление инвестициями. В 2-х т./В.В.Шеремет, В.М.Павлюченко, В.Д.Шапиро и др. – М.: Высшая школа, 1998
  18. Пороховнин Ю.Н., Лисицына Е.Б. Инвестиционный менеджмент. Учебное пособие. – СПб., 1997
  19. Завлин П.П. и др. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. – СПб., 1997
  20. Макаркин Н.Р., Шаворина Л.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Саратов, 1997
  21. http://wsclan.narod.ru
  22. http://www.altrc.ru/conferens/tez2000u/tez12.htm
  23. http://www.mosregion.ru/textbooks/appraisal_part1.shtml
  24. http://www.sbcinfo.ru/articles/7th_1999conf/2_16.htm
  25. http://www.ait.spb.ru/inn_man/a050215.html
  26. http://www.sbcinfo.ru/articles/7th_1999conf/2_21.htm
  27. http://www.mosregion.ru/textbooks/appraisal_part3.shtml
  28. http://business.fortunecity.com/recession/848/index1.html

Информация о работе Инновационный проект: основные этапы его функционирования и реализации