Инновационный проект: основные этапы его функционирования и реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационный проект», определим область инновационной деятельности как формы общественного разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационного проекта, его замысла, исследования и технико-экономического обоснования. А также рассмотрим эффективность инновационного проекта, методы его выбора для реализации и основные критерии для оценки проектов.

Оглавление

Введение 2
1. Сущность инновационного проекта и его основные этапы 7
1.1. Сущность и содержание инновационного проекта 7
1.2. Этапы инновационного проекта и их характеристика 11
1.3. Этап инвестиционного замысла 12
1.4. Этап технико-экономического обоснования проекта 14
2. Эффективность инновационного проекта и их основные формы 22
3. Методы выбора инновационного проекта для реализации 30
4. Основные критерии для оценки инвестиционного проекта 43
5. Экспертиза инновационных проектов 50
Заключение 59
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Курсовая_инновац_менедж.doc

— 548.50 Кб (Скачать)

 

В. Научно-технические  критерии (для проектов НИОКР).

1. Вероятность технического  успеха.

2. Патентная чистота  (не нарушено ли патентное право  кого-либо из патентодержателей).

3. Уникальность продукции  (отсутствие аналогов).

4. Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта.

5. Соответствие проекта  стратегии НИОКР в организации.

6. Стоимость и время  разработки.

7. Возможные будущие  разработки продукта и будущие  применения новой генерируемой  технологии.

8. Воздействие на другие  проекты.

9. Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)

10. Потребности в услугах  консультативных фирм или размещении  внешних заказов на НИОКР.

Г. Производственные критерии

1. Необходимость технологических  нововведений для осуществления  проекта.

2. Соответствие проекта  имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).

3. Наличие производственного  персонала (по численности и  квалификации).

4. Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек  у конкурентов.

5. Потребность в дополнительных  производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

 

Д. Внешние и экологические  критерии.

1. Возможное вредное  воздействие продуктов и производственных процессов.

2. Правовое обеспечение  проекта, его непротиворечивость  законодательству.

3. Возможное влияние  перспективного законодательства  на проект.

4. Возможная реакция  общественного мнения на осуществление  проекта.

 

На рис. 11 представлены некоторые из методов оценки по каждому из критериев.

 



 



 


 


 



 

 

Рис. 11. Методы оценки коммерческой состоятельности инвестиционного  проекта

 

Среди поддерживающих исследований особо  необходимо выделить исследования, связанные с изучением предполагаемых рынков сбыта и других аспектов маркетинга, постольку, поскольку речь идет именно о коммерческой оценке инвестиций.

 

 

5. Экспертиза инновационных проектов

 

 

Любой проект делится на ряд этапов (или стадий, фаз), на которых вся проектная деятельность имеет форму конкретных заданий. В самом общем виде процедура выполнения проекта при наличии необходимого инфраструктурного обеспечения предусматривает следующие этапы:

    • обоснование и выбор проекта
    • составление первоначального плана реализации проекта (в процессе составления первоначального плана выполнения проекта и его последующей детализации определяются содержание конкретных мероприятий, их взаимосвязь и сроки, а также ресурсные потребности)
    • «запуск» проекта
    • собственно реализация проекта (проводится постоянное сравнение реальных и запланированных характеристик проекта с целью выявления возникающих отклонений и своевременного устранения негативных явлений, способных отрицательно повлиять на дальнейшие результаты работы; проводятся необходимые проверки и используются различные формы оперативной и текущей отчетности)
    • завершение проекта.

Основными аспектами  реализации проекта являются: планирование, мониторинг и контроль, менеджмент риска. В любом проекте одна из наиболее важных задач состоит в максимально точной оценке риска и обеспечении действенного контроля за ним. Для снижения риска в первую очередь необходимо провести тщательную экспертизу предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться не очень эффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как, территориальная расположенность организации, уровень компетентности персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.д.

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых технологических  и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет две основные функции:

    • прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.
    • обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

В самом общем  виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода  жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа.

Задачи:

    • технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей
    • коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии
    • экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба
    • организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с т.з. материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов
    • социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий
    • финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта.
    • экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.

Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями.

Задача анализа  инвестиций, экспертизы и отбора проектов – это проблема эффективности менеджмента. Как с точки зрения организации – разработчика проекта, так и с точки зрения потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:

    • предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта
    • независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта
    • принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого  этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам  и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

В качестве возможных  вариантов приоритетов могут  быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж инвестора; соответствие целям и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного  инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

Этап предварительной  экспертизы характеризуется минимальной  трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется  выбором и использованием разнообразных  методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью  использования этих методов является:

    • составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов
    • бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности
    • финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

    • целевые критерии
    • внешние и экологические критерии
    • критерии реципиента, осуществляющего проект
    • критерии научно-технической перспективности
    • коммерческие критерии
    • производственные критерии
    • рыночные критерии
    • критерии региональных особенностей реализации проекта.  

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:

    • совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом
    • соответствие проекта отношению организации к риску
    • соответствие проекта отношению организации к нововведениям
    • устойчивость положения организации и т.д.

Внешние и экологические  критерии включают:

    • правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству
    • возможное влияние перспективного законодательства на проект
    • возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта
    • воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

    • навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи
    • стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке
    • данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории
    • данные о потенциале роста
    • показатели диверсификации и т.д.

При помощи научно-технических  критериев оценивается вероятность  достижения требуемых научно-технических  показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

Информация о работе Инновационный проект: основные этапы его функционирования и реализации