Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 05:16, курсовая работа
До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.).
Введение.
1 Сущность инновационного процесса и его роль в системе управления
2. Нововведение как объект инновационного менеджмента.
3 Основные направления инновационной деятельности:
3. 1 Рынок новшеств
3. 2. Рынок чистой конкуренции нововведений.
3. 3 Рынок инвестиций
4. Опыт изучения инновационного процесса и основных направлений в конкретном производстве.
Заключение.
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Новшества могут разрабатываться
как для собственных нужд (внедрения
в собственном производстве либо
накопления), так и для продажи.
На «входе» фирмы как системы
будут новшества их продавцов, которые
могут сразу внедряться, переходя
в форму инноваций, либо просто накапливаться,
дожидаясь своего часа для внедрения.
На «выходе» фирмы будут только новшества
как товары. Неправомерно в понятие
«инновация» включать разработку инновации,
ее создание, внедрение и диффузию.
Эти этапы относятся к
Новшества могут быть покупными
или собственной разработки, предназначенными
для накопления, продажи или внедрения
в выпускаемую фирмой продукцию
(оказываемую услугу), т.е. превращения
в форму инноваций. На современном
этапе технологической
Новшества могут разрабатываться
по любой проблеме на любой стадии
жизненного цикла товара (стратегический
маркетинг, НИОКР и т.д.). Процесс
по стратегическому маркетингу, НИОКР,
организационно-
Можно выделить следующие
структурные источники
1) развитие на основе факторов производства;
2) развитие на основе инвестиций;
3) развитие на основе инновационной деятельности.
Каждая страна одновременно
использует все источники развития.
Конкурентоспособность и
Направление развития на основе
инвестиций характеризуется вложениями
капитала не в повышение
Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе факторов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.
Основными критериями классификации инноваций должны быть:
а) комплексность набора
учитываемых классификационных
признаков для анализа и
б) возможность количественного (качественного) определения критерия;
в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
С учетом имеющегося опыта и приведенных критериев проф. Р.А. Фатхутдиновым предлагается следующая классификация новшеств и инноваций (табл. 1).
Таблица 1. Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации |
Виды инноваций |
|
1. Уровень новизны новшества |
1. Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 2. Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и др.) |
|
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество |
1. Инновации, внедряемые
на стадии стратегического 2. То же на стадии НИОКР 3. Организационно- 4. Производство (включая тактический маркетинг) 5. Сервис, осуществляемый изготовителем |
|
3. Масштаб новизны инновации (новшества) |
1. Инновация (новшество) в мировом масштабе (открытие, изобретение, патенты) 2. Инновация в стране 3. Инновация в отрасли 4. Инновация для фирмы |
|
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация |
1. Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 2. То же в сфере образования 3. В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4. В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.) |
|
5. Сфера применения инновации (новшества) |
1. Инновации для внутреннего (внутрифирменного) применения 2. Новшества для накопления на фирме 3. Новшества в основном для продажи |
|
6. Частота применения инновации |
1. Разовые 2. Повторяющиеся (диффузия) |
|
7. Форма новшества - основа инновации |
1. Открытия, изобретения, патенты 2. Рационализаторские предложения 3. Ноу-хау 4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 5. Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п. |
|
8. Вид эффекта, полученного
в результате внедрения |
1. Научно-технический 2. Социальный 3. Экологический 4. Экономический (коммерческий) 5. Интегральный |
|
9. Подсистема системы
менеджмента, в которой |
1. Подсистема научного сопровождения 2. Целевая подсистема 3. Обеспечивающая подсистема 4. Управляемая подсистема 5. Управляющая подсистема |
|
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь девять цифр.
Приведем пример кода инновации; 121132151, где цифры означают вид инновации по конкретным признакам, например, первая цифра означает - радикальная инновация; вторая - новшество разработано на стадии НИОКР; третья - новшество в мировом масштабе; четвертая - новшество создано в сфере науки; пятая - новшество создано в основном для продажи; шестая - инновация повторяющаяся; седьмая - инновация на основе изобретения; восьмая - эффект получен интегральный; девятая - инновация относится к системе научного сопровождения в системе инновационного менеджмента.
Другой пример кода инноваций:
244411544. Эта ординарная инновация, внедренная
в производство, новая для фирмы,
промышленная, внутреннего применения,
разовая, рационализирующая
Кодировать инновации можно в рамках страны и мировом масштабе. В последнем случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный экономический эффект.
3.2 Рынок чистой конкуренции нововведений
Рынок чистой конкуренции – совокупность продавцов и покупателей, совершающая сделки со сходным товаром, при этом ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. От новшества до нововведения, как общественного признака новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и т.п., осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов (уже рассмотрели). Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с раздвоенных позиций, которые представляют собой единство и борьбу противоположностей. С одной стороны – стремление субъектов хозяйствования в конкурентной борьбе повышать технический уровень производства и услуг, развивать организацию производства и управления, повышать качество продукции и услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, поддерживать уровень продажной цены, обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности. С другой стороны, рынок безжалостно отвергает новшества, имеющие большую научно-техническую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Коммерция не столько стимулирует, сколько заставляет коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании. Возможны следующие варианты участия в рынке новшеств: 1) развитие собственной
научной, научно-технической и
экспериментальной базы для 2) проведение исследований на кооперированных началах с другими организациями; 3) оформление заказов
на проведение научно- 4) приобретение лицензий на право производства товаров и услуг; 5) покупки готового изделия, технологии, ноу-хау и др. интеллектуальной собственности; 6) приобретение нематериальных
активов путём выпуска акций,
облигаций, привлечения Основным критерием выбора
варианта участия фирм на рынке новшеств
является объём инвестиций как в
сферу научной и научно- |
3.3 Рынок капитала (инвестиций)
Современное развитие науки и техники позволяет достичь обновления видов вооружений, экологически чистых видов энергии, ресурсосберегающих технологий и т.п. Однако, в качестве основного ограничения удовлетворения потребностей выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.). Основные факторы развития рынка капитала: 1) макроэкономическая политика; 2) объём приватизации; 3) налоговая политика; 4) развитие финансового сектора; 5) рыночное ценообразование; 6) информационные технологии; 7) профессиональные стандарты; 8) законодательство. В инновационной сфере
определяющую роль играют долгосрочные
и среднесрочные инвестиции, т.к.
инновационный процесс длится в
среднем 3-5 лет и более. В настоящее
время государственные 1. На безвозвратной основе
из федерального бюджета могут
финансироваться только 2. Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе. 3. Преимущественной формой предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам. Предлагаемая концепцией схема привлечения инвестиций в промышленность следующая.
Схема привлечения инвестиций в промышленность
Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в разные отрасли экономики с целью получения прибыли.
Варианты классификации инвестиций
ИНВЕСТИЦИИ: прямые портфельные интеллектуальные финансовые рискоинвестиционные альтернативные
ИНФРАСТРУКТУРА: биржи, финансовые брокеры и инвестиционные консультанты государственные и коммерческие банки инвестиционные и финансовые компании пенсионные фонды и страховые компании специализированные фирмы средства массовой информации, инвестиционные фонды
По экономической сущности цели инвестиций подразделяются на реальные и финансовые. Реальные – осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые – покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги. Инвестор, приобретая ценные бумаги, преследует три главные цели: 1) безопасность вложений (отсутствие риска потерь капитала, то есть вложенных денежных средств и ожидаемых доходов); 2) доходность вложений – получение текущего дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процента; 3) рост вложений – увеличение капитала (рост рыночной цены ценных бумаг). Инновационная деятельность
направлена на практическое использование
научного, научно-технического результата
и интеллектуального потенциала
с целью получения нового или
улучшения производимого Инновационный процесс можно рассматривать: 1) как параллельно- 2) как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до её разработки и распространения; 3) как процесс финансирования
и инвестирования разработки
и распространения нового вида
продукции или услуг. В этом
случае он выступает в На первом этапе проводятся (используются) фундаментальные исследования. Они проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях, отраслевых специальных институтах, лабораториях. Финансирование – из госбюджета на возвратной основе. На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. С этого этапа возникает неопределённость результата, и, следовательно, возможность появления большого риска. Коммерческие организации (фонды), занимающиеся рисковым финансированием, называют венчурными. На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специальных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и на научно-производственных крупных промышленных предприятиях. Источники финансирования те же, что и на этапе 2, а также собственные средства организации. На четвёртом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
На протяжении этапа 3 и выхода на рынок требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения ещё носит неопределённый характер, следовательно, инвестиции по-прежнему носят рисковый характер. Для осуществления роста
объёмов производства, расширения рынков
сбыта, повышения |