Инновационный процесс и основные

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 05:16, курсовая работа

Краткое описание

До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.).

Оглавление

Введение.

1 Сущность инновационного процесса и его роль в системе управления

2. Нововведение как объект инновационного менеджмента.

3 Основные направления инновационной деятельности:

3. 1 Рынок новшеств

3. 2. Рынок чистой конкуренции нововведений.

3. 3 Рынок инвестиций

4. Опыт изучения инновационного процесса и основных направлений в конкретном производстве.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Инновационный процесс и основные его направления курсовая.docx

— 48.21 Кб (Скачать)

Введение.

1 Сущность инновационного процесса  и его роль в системе управления

2. Нововведение как объект инновационного  менеджмента.

3 Основные направления инновационной  деятельности:

3. 1 Рынок новшеств

3. 2. Рынок чистой конкуренции нововведений.

3. 3 Рынок инвестиций

4. Опыт изучения инновационного процесса и основных направлений в конкретном производстве.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность инновационного процесса  и его роль в системе управления.

До середины ХХ века развитие соответствующих  отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского  хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако, по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - это межотраслевая  экономическая дисциплина, изучающая  процесс создания, освоения и распространения  нововведений различной природы  и сложности как части единого  системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.

Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и  инженерная деятельность.

Стэндфордским научно-исследовательским  институтом предложена следующая классификация  отдельных стадий (фаз) создания и  коммерциализации новшеств:

* фаза открытия – период, предшествующий  изобретению; это стадия научных  исследований;

  • фаза творчества - период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;
  • фаза воплощения – период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;
  • фаза разработки – время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно конструкторских работ;
  • циклы технологических нововведений в конкретных областях;
  • деловые циклы – циклы принятия нововведения потребителем.

Данная классификация совершенно отчетливо подтверждает, что новшество, внедренное в практику, преломленное через систему научных действий, приобретает статус инновации. Научная  деятельность связана с получением новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и областями знаний.

Инженерная деятельность связана  с применением имеющихся знаний для создания новой техники и  новых технологий и для управления процессами их создания, эксплуатации и распространения.

Научную и инженерную деятельность объединяет информационная деятельность, то есть получение, передача, обработка, хранение и предоставление различных  сведений потребителям.

Создание и освоение нововведений становится все более сложным  делом, управление которым требует  особых профессиональных знаний, так  как всякое нововведение неизбежно  нарушает налаженное функционирование производства, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи  и пропорции.

Создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах  всего народного хозяйства и  регионов (академическая и вузовская  наука), отраслей (отраслевая наука) и  предприятий (здесь служба управления развитием производства все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединения).Нововведения нуждаются в особых, только им присущих, формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.Количество труда, требуемое для получения определенного результата в сфере нововведений является неопределенным, носит вероятностный характер. Результат также имеет вероятностный характер, он зависит не только от суммы ассигнований, но, в первую очередь, от квалификации и способности исследователей.

2. Нововведение как объект инновационного менеджмента.

Инновациями можно управлять. Это  означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие  в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности  инноваций.

Наиболее важным является разделение инноваций на истинные и несущественные, что позволяет определить цели и  объект инновационного управления.

Истинные инновации обеспечивают стратегические конкурентные преимущества, т.к. основываются на новых знаниях  как фундаментального, так и прикладного  характера.

Несущественные инновации обеспечивают только модификацию выпускаемого продукта и не затрагивают производственный потенциал предприятия.

Целью инновационного управления промышленным предприятием является постоянное внедрение  истинных инноваций, создание и удержание  на этой основе конкурентных преимуществ  высшего порядка.

Необходимость постоянного внедрения  инноваций кроется в цикличности  их развития и причинах появления. В  общем виде причинами появления  инноваций являются:

- изменение спроса;

- новые научно-технические достижения;

- изменения в поведении конкурентов;

- изменения в ресурсном обеспечении.

Жизненный цикл инновации представляет собой определённый период времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой  и приносит продуценту и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Продуцент инновации – это производитель  данной инновации.

Жизненные циклы инновации различают  по видам инноваций. В каждой инновации  можно определить базовую основу жизненного цикла с чётко выделенными  стадиями.

 

 

 

Жизненный цикл нового продукта состоит  из 7 стадий:

- разработка нового продукта;

- выход на рынок;

- развитие рынка;

- стабилизация рынка;

- уменьшение рынка;

- подъём рынка;

- падение рынка.

Разработка нового продукта. Начало инновации всегда определяет ее дальнейшую судьбу (доходность, объём, денежную выручку). На этой стадии продуцент нового продукта организует инновационный процесс, то есть идёт поиск идеи, технико-экономического обоснования и создание нового продукта.

Выход на рынок. Это период внедрения  нового продукта в хозяйственную  деятельность покупателей. Продукт  начинает приносить деньги продуценту через некоторое время после  его внедрения на рынок. Продолжительность  этой стадии зависит от интенсивности  рекламы, инфляции и от наличия и  эффективности работы торговых точек.

Развитие рынка. Эта стадия тесно  связана с ростом объёма продаж продукта на рынке. Продолжительность её показывает время, в течение которого новый  продукт активно продаётся и  рынок достигает определённого  предела насыщения этим продуктом.

Стабилизация рынка. Эта стадия означает, что рынок уже насыщен  данным продуктом. Объём продаж уже  достиг оптимальной величины и дальнейшего  роста объёма продажи уже не будет.

Уменьшение рынка. Эта стадия, на которой происходит спад сбыта продукции. Объём продажи его начинает уменьшаться. Однако на этой стадии ещё существует спрос на данный продукт, следовательно, существуют все объективные предпосылки  к увеличению объёма продажи продукта.

Подъём рынка. Это логическое продолжение  предыдущей стадии. Раз спрос на продукцию существует, то надо обменять этот спрос на предложение по продукту. Поэтому продуцент или продавец начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы и  методы организации торговли (например, вводит бесплатную консультацию покупателя по месту его работы (жительства) при условии покупки продукта и др.), различные формы материального  стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, выигрыши, скидки и т.п.), проводить дополнительные рекламные мероприятия, а также рекламные трюки и т.п.

Всё это позволяет увеличить  объём продаж (не более 90-95% ранее  достигнутого объёма) и продолжительность  жизненного цикла товара на какой-то период времени.

Падение рынка. Это резкое снижение объёма продаж продукта, то есть падение  его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи из-за его  ненужности покупателям.

Концепция жизненного цикла инновации  имеет важное значение при планировании производства инновации и при организации инновационного процесса.

Основным вопросом управления с  точки зрения теории жизненного цикла  является вопрос о своевременной  замене выпускаемой продукции или  смене действующей технологии, то есть вопрос о сроках внедрения инновации.

Запаздывание с внедрением инновации  приводит к технологическому разрыву  – более низкой производительности используемых технологий и утрате конкурентного  преимущества. Учитывая, что не все  инновации доводятся до успешного  экономического применения, условием поддержания конкурентного статуса любой фирмы является непрерывное освоение нововведений.

Инновационный процесс – процесс  преобразования научных знаний в  инновацию. Главная его черта  – обязательное завершение инновации, то есть получение результата, пригодного для практической реализации.

Эволюцию взглядов на управление инновационным  процессом в зависимости от целей  и соответственно применяемых принципов  и методов можно разделить  на 3 фазы.

Первая фаза (30 - 40-е годы ХХ века) характеризуется отсутствием целенаправленного  управления инновационным процессом. Ей присущ свободный поиск идей и  финансирование фундаментальных научных  исследований. Конечные цели формально  не задаются.

Вторая фаза (50 - 60-е годы ХХ века) связана с приоритетным развитием  маркетинга.

Маркетинг – концепция ориентации деятельности на потребителя.

Смещение баланса сил в сторону  потребителя в 50-е годы потребовало  изменение механизма управления инновациями. Процесс нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно  в сферу нужд удовлетворения потребителей. Приоритет отдается продуктовым  инновациям. При этом продукт превращается в носителя технологии, и форма, которую  он принимает, определяется удовлетворяемой  потребностью.

Особенностью третьей фазы (70-е  годы и до настоящего времени) является понимание сущности инноваций как  фактора конкурентной борьбы.

Согласно предложенной М. Портером классификации конкурентных преимуществ, можно выделить конкурентные преимущества высшего и низшего порядка. Низшие преимущества связаны, прежде всего, с  низкой стоимостью используемых ресурсов и имеют ограниченный временной  диапазон. Основой долгосрочного  конкурентного статуса являются преимущества высшего порядка, обеспечивающие стратегические конкурентные преимущества. Однако стратегические конкурентные преимущества, основанные на истинных инновациях, не всегда поддаются точному планированию, поэтому для третьей фазы характерно смешанное управление: формальные цели по прикладным инновациям сочетаются со свободным финансированием фундаментальных  исследований.

Как показывает опыт работы американских радиоэлектронных компаний, такая форма  смешанного управления инновационным  процессом является наиболее приемлемой на макроуровне и для крупных компаний, обладающих значительными финансовыми ресурсами.

По данным Центра исследований статистики и науки, в 1997 году базовые отрасли  российской экономики, такие как  черная и цветная металлургия, большинство  отраслей машиностроения, химическая промышленность имели менее 10% инновационной  продукции в общем объеме выпуска. Инновационный процесс – это  регулируемый процесс, имеющий комплексный  характер и заключающийся в создании и практической реализации новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке.

Основная цель любого инновационного процесса – получение прибыли  как от использования имеющихся  в наличии ресурсов, так и от удовлетворения существующего или  потенциального спроса на товар, являющийся результатом осуществления данного  проекта.

Процент неуспеха нового продукта остается высоким, в диапазоне от 37 до 80%. В  результате почти 4/5 всех денежных средств, затраченных на разработку нового продукта, тратится на продукты, не имеющие успеха у потребителей.

Все эти обстоятельства ставят проблему выбора наилучшего варианта проекта  нововведения.

 

3.  Основные направления инновационной деятельности

3.1 Рынок новшеств

В соответствии с «Руководством  Фраскати» (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОСЭР) в 1993 г. в итальянском г. Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация».

Новшество - оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных  работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инвестиции в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в  форму инновации, т.е. завершить инновационную  деятельность и получить положительный  результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества  необходимо провести маркетинговые  исследования, НИОКР, организационно-технологическую  подготовку производства, осуществить  производство и оформить результаты.

Информация о работе Инновационный процесс и основные