Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа
Данная курсовая работа актуальна на данном этапе, т.к. происходит внедрение новых технологий в производственный процесс.
Цель данной работы - раскрыть роль государственной поддержки инновационной деятельности.
Задачи работы - рассмотреть:
- сущность государственной инновационной политики;
- инновационную деятельность фирмы, проблемы развития;
- экономические и организационные условия освоения новых технологий.
Предметом исследования является нововведения на СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК".
Объектом является предприятие инновационная политика на СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК".
Введение………………………………………………..………………..…3
Сущность государственной инновационной политики………..…….…5
Концепция и функции инновационной политики. Программно-целевое регулирование инноваций……………………….…………...5
Формирование государственной инновационной политики………10
Государственная поддержка инновационной деятельности……….12
Состояние инновационного процесса и перспективы развития…..14
Взаимосвязь предпринимательства и инноваций на примере СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК" ……………………………………………18
Общая характеристика СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК"………………18
Анализ производства продукции на предприятии…………………21
Нововведения на СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК"……………………..22
Планируемые результаты экономической деятельности.
Особенности управления производством в 2011 году……………….23
Заключение……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………
Формирование
и осуществление
Политика
в области инновационной
Государственное
регулирование базируется на выборе
приоритетов, генеральных стратегических
направлениях и ориентиров эффективного
научно-технического и социально-экономического
развития. Одной из задач государственного
регулирования является проведение
комплекса мер по организационно-нормативной
и государственной финансово-ресурсной
поддержке инновационной активности предприятий.
[2; 69с]
“Переход России к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных.”1 Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.
Политика,
формируемая Министерством
· наноиндустрия и перспективные материалы;
· энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
· технологии живых систем;
· информационно-
· экология и рациональное природопользование;
· безопасность и противодействие терроризму.
В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок - генерация знаний.В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.
Второй блок - разработка технологий. Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы - коммерциализация технологий .В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. [3; 204]
Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).
РФТР -
внебюджетный фонд, который формируется
из тех отчислений, которые предприятия,
освобождая эти отчисления от налогов,
направляют в отраслевые фонды, внебюджетные
фонды НИОКР и головные организации,
координирующие их деятельность. Он формируются
за счёт 25% отчислений от тех средств, которые
собирают отраслевые фонды. Направляются
средства на поддержку серьёзных научно
- технических, инновационных проектов.
[5; 93с]
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
Рабочей группой, образованной распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:
· Глава 69. Общие положения.
· Глава 70. Авторское право.
· Глава 71. Права, смежные с авторскими.
· Глава 72. Патентное право.
· Глава 73. Право на селекционные достижения.
· Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.
· Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).
· Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.
· Глава
77. Право использования
Концептуальные
положения кодекса в
- введение
в законодательство об
- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);
- усиление
гражданско-правовой
- отражения
в российском законодательстве
положений, вытекающих из
По инициативе
Минобрнауки России в кодекс включена
глава 77 “Право использования результатов
интеллектуальной деятельности в составе
единой технологии”, направленная на
нормативное регулирование передачи технологий,
созданных с привлечением бюджетных средств.
Основным принципом разработанной модели
является соблюдение баланса интересов
государства, т.е. источника финансирования,
непосредственных создателей объекта
исключительных прав.
1.4.
Состояние инновационного
процесса и перспективы
развития в РФ.
В передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности. Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным. Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.
В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. И в нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями»[1;78с].
Несмотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны. После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.
В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2008 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.
Основные виды технологической инновационной деятельности организаций составляют (по данным на 2009 год):
· 25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;
· 15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);
· 13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;
· 11,2% - приобретение программных средств;
· 9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;
· 7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;