Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа актуальна на данном этапе, т.к. происходит внедрение новых технологий в производственный процесс.
Цель данной работы - раскрыть роль государственной поддержки инновационной деятельности.
Задачи работы - рассмотреть:
- сущность государственной инновационной политики;
- инновационную деятельность фирмы, проблемы развития;
- экономические и организационные условия освоения новых технологий.
Предметом исследования является нововведения на СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК".
Объектом является предприятие инновационная политика на СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК".

Оглавление

Введение………………………………………………..………………..…3
Сущность государственной инновационной политики………..…….…5
Концепция и функции инновационной политики. Программно-целевое регулирование инноваций……………………….…………...5
Формирование государственной инновационной политики………10
Государственная поддержка инновационной деятельности……….12
Состояние инновационного процесса и перспективы развития…..14
Взаимосвязь предпринимательства и инноваций на примере СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК" ……………………………………………18
Общая характеристика СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК"………………18
Анализ производства продукции на предприятии…………………21
Нововведения на СПК КОЛХОЗ "НАГОРСК"……………………..22
Планируемые результаты экономической деятельности.
Особенности управления производством в 2011 году……………….23
Заключение……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Формирование  и осуществление государственной  инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной  исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

     Политика  в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

  1. четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;
  2. органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;
  3. информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;
  4. инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

  Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий. [2; 69с] 

      1. Формирование  государственной  инновационной политики.
 

     “Переход  России к инновационному пути развития - это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных.”1 Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий - формирование развития национальной инновационной системы.

     Политика, формируемая Министерством образования  и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др. Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно - техническим направлениям сформированы приоритеты:

· наноиндустрия  и перспективные материалы;

· энергосберегающие  технологии и альтернативные источники энергии;

· технологии живых систем;

· информационно-телекоммуникационные системы;

· экология и рациональное природопользование;

· безопасность и противодействие терроризму.

     В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

Первый  блок - генерация знаний.В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно-организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

Второй блок - разработка технологий. Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

Третий  блок программы - коммерциализация технологий .В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Федерального Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.        [3; 204]

     Важнейший элемент - это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные  и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической  сфере; российский фонд технологического развития (РФТР).

РФТР - внебюджетный фонд, который формируется  из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно - технических, инновационных проектов.    [5; 93с]  

      1. Государственная поддержка инновационной  деятельности.
 

     Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

  1. совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
  2. участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
  3. организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
  4. создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.

Рабочей группой, образованной распоряжением  Администрации Президента Российской Федерации от 2 июня 2005г. № 694, разработана часть четвертая Гражданского кодекса, принят Государственной Думой Российской Федерации и вступает в действие с 1 января 2008 г. Кодекс состоит из 9 глав:

· Глава 69. Общие положения.

· Глава 70. Авторское право.

· Глава 71. Права, смежные с авторскими.

· Глава 72. Патентное право.

· Глава 73. Право на селекционные достижения.

· Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.

· Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).

· Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.

· Глава 77. Право использования результатов  интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

     Концептуальные  положения кодекса в необходимой  степени обеспечивают решение следующих задач:

- введение  в законодательство об интеллектуальной  собственности норм, регулирующих  обращение (отчуждение, предоставление  в пользование, залог) объектов  интеллектуальной собственности; 

- расширение  и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);

- усиление  гражданско-правовой ответственности  за нарушения прав, в том числе  путем введения новых видов  такой ответственности;

- отражения  в российском законодательстве  положений, вытекающих из международных  обязательств Российской Федерации  в сфере интеллектуальной собственности. 

По инициативе Минобрнауки России в кодекс включена глава 77 “Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии”, направленная на нормативное регулирование передачи технологий, созданных с привлечением бюджетных средств. Основным принципом разработанной модели является соблюдение баланса интересов государства, т.е. источника финансирования, непосредственных создателей объекта исключительных прав. 

1.4. Состояние инновационного процесса и перспективы развития в РФ. 

     В передовых странах разработка и  внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности. Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным. Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

     В настоящее время скорость, объём  и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. И в нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями»[1;78с].

     Несмотря  на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны. После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2008 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

     Основные  виды технологической инновационной  деятельности организаций составляют (по данным на 2009 год):

· 25,8% - приобретение и освоение машин и  оборудования, имеющих отношение  к технологическим инновациям;

· 15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска  новых продуктов, внедрения услуг  или методов их производства (передачи);

· 13,5% - исследование и разработка новых  продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;

· 11,2% - приобретение программных средств;

· 9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная  с технологическими инновациями;

· 7,8% - маркетинговые  исследования в области технологических  инноваций;

Информация о работе Инновационный менеджмент