Инновационный менеджмент как составная часть науки об управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью настоящего курса является приобретение знаний о социально-экономических закономерностях научно-технического прогресса и управляющих воздействиях, способствующих их эффективной реализации. Изучающие данный курс должны получить знания о том, что такое инновации, понять, как организуются работы по разработке и освоению научно-технических нововведений, как управлять сложнейшим процессом создания новой техники со всеми сопутствующими ему задачами: от анализа спроса на научно-техническую продукцию до оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Необходимость инноваций в современном обществе…………….5 стр.
Инновации и инновационный процесс.
Классификация инноваций…………………………………………………8 стр.
3. Организационные структуры инновационного менеджмента…….14 стр.
Заключение………………………………………………………………….31 стр.
Список использованной литературы…………………………………........33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Успех гиганта рынка  программного обеспечения – фирмы Microsoft во многом связан с инвестициями таких венчурных фондов, которые позволили этой фирме стать ведущим производителем операционных систем и других программных средств для персональных компьютеров.

Процесс отбора наиболее приспособленных к требованиям рынка фирм жесток. Банкротство несостоятельных конкурентов – повсеместная реальность. Такова плата за ускорение научно-технического прогресса и структурную перестройку. Правда, стоящие идеи чаще всего не гибнут вместе с компанией, которая первой пытается их внедрить в производство. Коммерческий провал фирмы-инноватора ведет к покупке ее активов более мощными соперниками, к реорганизации производства и управления. Но для творца самой идеи это чаще всего гибель надежд на личный успех в бизнесе.

Какой-то период фирма-инноватор, укрепившись на рынке, может пользоваться фактической монополией, извлекая избыточную прибыль из своего положения. Однако вскоре «молодая» отрасль пополняется новыми, жаждущими высоких прибылей конкурентами. Борьба мелких одиночек превращается в подлинные схватки гигантов.

После вторжения ИБМ  в сферу производства персональных компьютеров десятки мелких фирм, мечтавших утвердиться здесь вслед за «Эппл», потерпели крах. Венчурное предпринимательство имеет многочисленные организационные формы. Среди них – «независимые», чаще всего мелкие инновационные фирмы с использованием капитала инвестиционных фондов – внедренческие фирмы, организованные на паевых началах промышленными корпорациями, так называемые «внешние» венчурные фонды корпораций; «внутренние» венчурные отделы корпораций, основой которых является выделение предпринимательской группы в качестве самостоятельного венчурного подразделения («спин-оф»).

Возможны и другие варианты классификации венчурного бизнеса, поскольку его организационная структура гибка, динамична, легко взаимодействует и комбинируется с другими структурами, порождая все новые и новые формы. Корпорации стремятся к тому, чтобы сделать относительно самостоятельными те занятые НИОКР подразделения, деятельность которых сопряжена с наибольшим коммерческим риском. Для этого создаются внутренние венчурные отделы, обладающие достаточной самостоятельностью и всеми преимуществами мелких инновационных фирм. Эти подразделения имеют матричную структуру управления, действуют как временный коллектив, работающий по определенной целевой программе. В него входят инженеры, конструкторы, проектировщики, специалисты по информационному обслуживанию производства, маркетингу, управлению.

Часто внутренние венчурные  секторы возникают и как результат распродажи корпорациями неэффективных исследовательских подразделений своим же сотрудникам. Это достигается выпуском мнимых акции рискового капитала, называемых «фантомами» и имеющих хождение только в рамках фирмы. При успехе на рынке такие внутренние акции обмениваются на настоящие. Наряду с фондами венчурного финансирования, таким образом, рисковый сектор использует в качестве капитала личные сбережения самих исследователей.

С помощью венчурного финансирования при активной организации внутренних рисковых служб корпорации становятся чрезвычайно активными в завоевании новых сфер. Автономность венчурных подразделений существенно снижает риск, возникающий как результат диверсификации производства. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы «внутренний» венчур является наиболее взвешенным, осторожными, вместе с тем, наименее капиталоемким способом проникновения в новые отрасли производства.

Другая организационная  форма венчурного капитала – так называемый «внешний» венчур, представляющий собой закономерный шаг в развитии «внутреннего» венчура. Вырастая из «спин–оф», молодая фирма вступает в контакт с другими корпорациями, создает на акционерных началах совместные фонды венчурного финансирования. Организационные структуры подобных образований могут быть очень сложными, многоступенчатыми, многовариантными.

Непосредственная  интеграция. Нововведение имеет большое стратегическое значение и тесно связано с основным производством. Подобные нововведения в перспективе могут оказать сильное влияние на экономическое положение всей фирмы (например, разработка новой технологии выплавки стали в сталелитейной компании), поэтому они должны осуществиться под непосредственным контролем высшего руководства, но в тесной связи с действующей системой управления производственными, технологическими, конструкторскими службами и т.п. Иными словами, разработка таких новшеств «непосредственно интегрируется» в существующую систему управления фирмой. Это обычно вызывает явное либо скрытое сопротивление организации из-за боязни нового, угрозы потери управляющими административного влияния в сложившейся структуре и т.п. Отдел разработки нового продукта или развития нового направления хозяйственной деятельности. Нововведение имеет большую стратегическую значимость и частично связано с основным производством. Такой отдел обычно создается под реализацию предпринимательского продукта в рамках наиболее соответствующего ему по производственной специализации структурного подразделения (продуктового отделения или группы отделений). Это позволяет сформировать систему управления, в которой сочетаются сильный административный контроль сверху и ограниченные связи с производственной структурой. Контроль над деятельностью отделов разработки новой продукции со стороны штаб квартиры корпорации осуществляется по индивидуальным показателям, не сдерживающим проявление инициативы. В связи с этим отделы выводятся за рамки формальной системы стратегического планирования деятельности структурного подразделения, под чьей «крышей» они учреждаются.

Новые специализированные хозяйственные единицы. Нововведение имеет большую стратегическую значимость, однако слабо связано с основным производством. Сильный административный контроль со стороны руководства призван обеспечить своевременное выполнение этими подразделениями поставленных перед ними стратегических задач (как правило, выход на рынок с новым видом продукции). В случае успеха эти подразделения получают статус производственных структурных единиц корпорации. Нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и лишь частично связано с основным производством. Такие отделения создаются в тех случаях, когда высшее руководство корпорации хочет сохранить определенную степень прямого административного контроля над разработкой новшества, по крайней мере до тех пор, пока не будет более четко определено его стратегическое значение. Однако, наряду с привязкой (правда, слабой) к административной системе управления по вертикали новые венчуры полностью выводятся за рамки существующей структуры управления по горизонтали, т.е. практически не имеют формальных связей с действующими производственными подразделениями. Тем самым обеспечивается управляемая автономия таких подразделений.

Эти венчуры представляют собой своеобразные «инкубаторы», в которых вызревают стратегические перспективные, инновационные идеи. В силу неопределенного характера инновационных идей, реализуемых отделениями новых рискованных инициатив, с одной стороны, и их масштабности и потенциального значения для корпорации – с другой, изначально планируемый срок деятельности этих подразделений весьма продолжителен – от 8 до 12 лет.

Независимые хозяйственные единицы (НХЕ). Нововведение имеет неопределенное стратегическое значение и совершенно не связано с основным производством. Эти подразделения практически автономны; стратегический контроль над их деятельностью со стороны корпорации осуществляется посредством представительства в советах директоров НХЕ высших менеджеров материнской корпорации; кроме того, последняя обычно держит контрольный пакет акций независимой хозяйственной единицы.

Наконец, в тех случаях, когда изначально инновационная  идея оценивается как не обладающая стратегической важностью для компании, но в той или иной степени связана с действующим производством и другими видами хозяйственной деятельности, компании обычно устанавливают типы контрактных отношений с инициаторами разработки. Наиболее типична ситуация, когда новатор предлагает к разработке продукт, рассчитанный на узкую рыночную «нишу» и из-за скромных объемов выпуска невыгодный для производства крупной компанией. В последние годы корпорации со все большей охотой оказывают поддержку авторам таких микро идей. Формы помощи различные: выделение на льготных условиях финансовых средств, аренда помещения и оборудования, информационное обеспечение, создание более благоприятных условий конкуренции, если изделие доводится до рынка, и т.п. В отдельных случаях, если результаты разработки могут найти применение в профильных для компании производствах (обычно это касается усовершенствования технологических процессов), работа по контракту проводится в рамках внутрифирменного механизма. Если же новшество не может принести его автору коммерческого успеха, материнская компания помогает новатору организовать так называемый «спин-оф» – фирму-отпрыск, административно никак с ней не связанную.

Помогая новаторам в  создании собственных фирм, крупные  компании преследуют вполне прагматичные цели. Дело в том, что коммерчески  успешное новшество разрабатывается в среднем от 3 до 7 лет, и фирма в течение этого периода нуждается в постоянной подпитке денежными и другими ресурсами, которые легче всего получить от материнской фирмы. Последняя, таким образом, косвенно контролирует фирму-отпрыск и имеет возможность при необходимости приобрести ее и включить в свою структуру. Кроме того, отколовшиеся фирм зачастую выступают в качестве «разведчиков» потенциально выгодных рынков, продуктов, технологий. Наконец, помощь новаторам в такой форме поддерживает в организации предпринимательский климат, показывает персоналу, что практически любая инновационная идея может быть реализована. Даже если корпорация несет определенные потери, финансируя разработку ненужных ей (по крайней мере в данный момент) проектов или оплачивая любые предложения (как в некоторых японских и американских фирмах), в конечном итоге фирма получит положительный эффект от массового рационализаторства, предприимчивости и изобретательства, развивающихся в такой атмосфере.

Финансирование  нововведений имеет свои особенности с учетом степени риска при получении положительного эффекта.

Наибольший интерес  вызывают венчурные фонды, создаваемые промышленными корпорациями. Крупные компании имеют достаточно разветвленные службы НИОКР, объединяющие сотни квалифицированных специалистов. Идет постоянная структурная реорганизация этих звеньев, что диктуется изменениями в рыночной стратегии, соображениями диверсификации и пр. Разумеется, не все исследования и разработки одинаково прибыльны, многие оборачиваются убытками. Степень риска велика, причем она стремительно возрастает при проникновении корпораций в новые отрасли и овладении новыми рынками. Так, по данным Национального научного фонда США, эффективность затрат на научные исследования и разработки у крупных корпораций в 4 раза ниже, чем у мелких фирм. Поэтому для поддержания конкурентоспособности крупные компании должны иметь доступ к развиваемым новыми фирмами новым технологиям, новейшей научно-технической информации. Отсюда стратегическая ориентация крупных фирм на формирование и поддержание мелкого бизнеса в применении венчурного капитала.

Общий принцип таков: выделение финансовых ресурсов из общекорпоративных фондов или из средств производственных отделений производится под инновационную идею, точнее – под конечный результат, который сулит ее реализация. При этом фондодержатель отказывается от детального, жесткого и регулярного контроля над использованием выделенных средств на разных этапах разработки. Этот подход, основанный на доверии к исполнителям, предполагает наличие в фирме эффективной системы оценки управленческих кадров прежде всего по их деловым, предпринимательским качествам. Иными словами, риск, связанный с финансированием нововведений, понижается не за счет детального, навязчивого контроля, а посредством тщательного отбора руководителей инновационных подразделений, на которых могут положиться фондодержатели.

Структура венчурного капитала сложноиерархична. При всем ее многообразии (начиная с «внутренних» венчуров в рамках фирмы и кончая научно-техническими консорциумами) обязательны две составляющие: инновационная исследовательская фирма и общий фонд венчурного финансирования.

Инновационные фонды  рискового капитала аккумулируются на акционерных началах из многих источников: капитала корпораций, банковских кредитов, пенсионных фондов, личных сбережений граждан. В настоящее время в США насчитывается более 500 инвестиционных фондов рискового капитала общей величиной более 4 млрд. долл. Стремительный рост венчурного капитала наблюдается и в Европе. По сведениям Европейской ассоциации венчурного капитала, объем рисковых инвестиций увеличился с 3,6 млрд. ЭКЮ в 1984 г. до 28,4 млрд. ЭКЮ к концу 1990 г.

Услуги венчурных фондов отличаются от традиционного банковского  кредитования. Финансовая компания скупает  у вновь образующейся инновационной фирмы большую часть ее пакета акций. Успешная деятельность инвестируемой фирмы гарантирует фонду венчурного финансирования многократное превышение первоначально авансируемой суммы, и этот процесс возобновляется на расширенной основе. Низшим уровнем рентабельности при создании нового предприятия считается десятикратное увеличение капитала за 5 лет по сравнению с первоначальной инвестицией.

Внедренческие фирмы  в новейших, наукоемких отраслях сталкиваются с беспрецедентным коммерческим риском. Лишь десятая часть инвестируемых крупных технических проектов оказывается достаточно рентабельной. Венчурный фонд, таким образом, принимает на себя этот риск, страхуя своего инновационного партнера в составе общего бизнеса. Инновационный же фонд делит этот риск между многочисленными партнерами пропорционально вкладу каждого из них, освобождая при этом фирму–инноватора.

Венчурные организации  создают благоприятную среду, в  которой прорастают» перспективные научно-технические новшества. Именно эти организации стали одним из ведущих структурных звеньев распространенных в капиталистическом мире так называемых «инкубаторов» бизнеса. В настоящее время в США насчитывается около 200 таких «инкубаторов», где созданы оптимальные условия для молодых и, как правило, небольших инновационных фирм. В них действует льготное налогообложение, широко распространено венчурное финансирование, оказываются многочисленные посреднические услуги: техническая экспертиза, маркетинг, информационное обеспечение, управленческое консультирование, лицензирование и т.п.

Инновационные фонды  придают важное значение тесному сотрудничеству с академической наукой, прежде всего с университетами. В университетских лабораториях разрабатываются высокорентабельные технические проекты, которые оказываются особенно привлекательными для венчурного финансирования.

Инновационные банки очень активны, они обычно сами ищут перспективные идеи, налаживают хозяйственные связи с исполнителями наиболее прибыльных, быстро окупающихся технических проектов.

Для инновационного менеджмента не менее важен и другой аспект управления инновационным процессом – знание рынка и умение управлять рыночными отношениями. Если рассматривать инновационную деятельность с этой точки зрения, то можно сказать, что побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности – необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. Однако, любая новация сама может стать объектом купли – продажи, что превращается во внешний стимул занятий инновационной деятельностью. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают именно стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства. Это вполне понятное явление, т. к. в условиях экономической нестабильности внутренние стимулы инновационной деятельности отступают на второй план.

Информация о работе Инновационный менеджмент как составная часть науки об управлении